Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:39, курсовая работа
Целью работы является выделение и описание особенностей труда и поведения, влияющих на эффективность управленческой деятельности женщин-менеджеров.
В соответствии с поставленной целью мы определили круг теоретических и практических задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.
Задачи исследования:
1. анализ исторического аспекта восприятия женщины как руководителя;
2. выявление факторов, тормозящих развитие женского предпринимательства;
3. анализ особенностей труда и поведения женщин – руководителей;
4. проведение эмпирического исследования и составление перечня особенностей труда и поведения женщин – менеджеров.
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Женщины и лидерство в бизнесе: становление и проблемы становления женского предпринимательства в России
1.2 Факторы, оказывающие влияние на развитие женского предпринимательства, непосредственно связанные с гендерными отличиями женщин
1.3 Особенности женщин в управлении, принятии решений и организации труда
2. Методологическая часть
2.1 Концептуальные подходы и методы изучения женщин-менеджеров
2.2 Женщина-менеджер: некоторые парадоксальные закономерности женского лидерства
2.3 Российские домохозяйки: мифы и реальность
3. Практическая часть
3.1 Успешная женщина – какая она?
2.2 Женщины глазами женщин
3.3 Женщина глазами мужчин
Заключение
Список использованной литературы
Можно сделать важный вывод: сила полоролевых стереотипов позволяет быть доминирующей, однако это не означает, что в перспективе, на фоне продолжающегося притока женщин в частное предпринимательство, она не будет смягчаться. Это возможно не только по экономическим, но и по психологическим основаниям. Эффективность типов лидирования, демонстрируемая женщинами и большая психологическая гибкость по сравнению с мужчинами, позволяет им не только начать собственное дело, но и удерживаться в нем, несмотря на агрессивность внешней среды.
В целом можно оценивать становления женского предпринимательства как весьма динамичный и имеющий выраженные национальный различия в темпах и формах. В общемировом измерении женщины владеют более чем 1/3 бизнеса и нанимают 1/4 рабочей силы. Они составляют 55 % обучающихся в колледжах и почти 50% студентов медицинских и юридических отделений.
Первые женщины-менеджеры, пробившиеся на руководящие должности в известных компаниях, придерживались командного стиля управления. Они брали пример с мужчин, а им успех приносил именно такой стиль. Сейчас к принятию решений в сфере экономики пришла вторая волна женщин. И многие из них исповедуют иной стиль руководства. Так, по мнению Дж. Роузнер (Школа управления при Калифорнийском университете), женщины пользуются своим уникальным умением общаться и руководят совершенно не так, как мужчины. Они добиваются успеха не вопреки тому, что некоторые человеческие черты всегда считались «женскими» и не годились для руководителя, а благодаря этому.
Особенности женщин проявились при описании их стиля руководства и методов влияния на подчиненных. Женщины-менеджеры осуществляют руководство таким образом, чтобы подчиненные преобразовывали свои интересы с учетом интересов группы, ставя перед собой более широкие цели. Свою власть женщины связывают с личными качествами — обаянием, контактностью, умением общаться с людьми и интенсивно трудиться, а не с занимаемой должностью. Основной характеристикой такого стиля является активное взаимодействие с подчиненными. Подчиненные приглашаются к участию в управлении фирмой, с ними делятся властью и информацией, пробуждают у людей интерес к выполняемой работе. Менеджеры с таким стилем верят, что если дать сотрудникам возможность вносить активный вклад в общее дело, осознавать свою значимость, выиграют и бизнес, и сотрудники. Женщины-предпринимательницы считают, что люди работают лучше, когда они довольны собой и своей работой, поэтому в обязанности лидера входит создание ситуаций, которые способствуют таким ощущениям.
Исполнение обязанностей женщинами имеет некоторые особенности: 1. Своеобразное понимание рабочего времени, т .к. женщина всегда должна оставаться женщиной, она позволяет себе иногда опаздывать, прихорашиваться, отлучаться по личным делам. Конец работы у женщин более чёткий, а не размазанный. 2. Женщинам сложнее воспринимать логическую информацию буквально. Для женщин логическая цепочка не всегда работает. Они перескакивают с одного на другое. 3. Женщины могут зациклиться на второстепенном, а о главном вовсе забыть. 4. Склонность к последовательности и процедуре, исполнительность, нежелание рисковать. Женщины склонны к четкому соблюдению процедур и предпочитают предсказуемость процесса. Они лучше справляются там, где нужны проверенные методы и механизмы, т.к. женщинам нужна уверенность. Правда, уверенность всегда связана с консерватизмом, нежеланием вносить что-то новое, поэтому консерватор - хороший исполнитель. Женщины используют четко наработанное, для них важно, чтобы сам механизм слаженно работал. Женщины более тщательно и аккуратно выполняет работу. Они сядут и сделают, не будут отвлекаться на ерунду. Они более скрупулезные в исполнении обязанностей. Женщины, вопреки распространенным представлениям, определенно более работоспособны и ответственны. 5. Женщинам сложно принимать решения и выбирать из нескольких альтернатив, особенно сложно отказаться от рефлексии после принятия решения. Женщины часто медлят, принимая решение. Они склонны постоянно взвешивать - перевешивать. Когда примут решение, начинают думать и передумывают. Там, где есть логический уровень принятия решения, женщины чаще притормаживают. Плюс не всегда женщины готовы четко и быстро выполнять приказы. 6. Раздвоение между работой и домом. Женщина всегда думает о семье. Практически, все они домохозяйки. На работе от звонка до звонка.
Превалирование у многих женщин личного и частного над корпоративным и общим. У женщин много проблем - ребенок заболел, мама захворала. Женщина воспринимает свою трудовую деятельность как тяжкое бремя, а ее труд - это семья.
Помимо этого есть ещё ряд определённых особенностей, которые оказывают огромное влияние на формирования женского стиля руководства, такие как: 1. Борьба за внимание, соперничество. Все женщины по природе начинают соревноваться, даже если открыто это не показывают. 2. Гибкость, умение выкручиваться, стремление манипулировать. 3. Стремление контролировать, отслеживать, приглядываться.
Женщины-руководители великодушны, дружелюбны и готовы прийти на помощью Они не боятся вступать в дружеские отношения с подчиненными. Часто именно благодаря таким отношениям, а не приказам, женщины добиваются результата. Они нацелены на творческое сотрудничество, открыты для общения, умеют быть выдержанными и дипломатичными. Доминирование у женщин сочетается с подчинением, они больше, чем мужчины нуждаются в помощи и доверии со стороны окружающих. Если в среде сотрудников женщина-руководитель явно доминирует, то во внешней среде – в общении, например, с государственными структурами, с социальными институтами, - она порой испытывает неуверенность. Для женщины очень важно одобрение ее деятельности, для нее он важнее, чем материальные блага. Чем выше должность, которую занимает женщина, тем выше показатель авторитетности и агрессивности, – это следствие необходимости использовать мужские качества для достижения цели. Женщины, руководящие небольшим коллективом, используют в большей мере дружественный стиль управления. У женщин достаточно высокий творческий потенциал, однако, ей порой не достает веры в себя.
Женщины-руководители склонны к методам управления, исходя из отношений руководителей и подчинённых, которым характерна меньшая дистанция власти:
фратернализму (лидер) - сглаживается иерархия в отношениях, решение принимается коллегиально, оно обсуждается и разъясняется с подчиненными. Подчиненные также более самостоятельны в выполнении работы. Не предусмотрены регулярные проверки. Рабочий процесс достаточно гибок и предусматривает участие руководителя и остальных участников. Неудачи являются бедой всего коллектива. Отношения близки к неформальным отношениям, нет строгого разделения на рабочие и нерабочие проблемы.
партнерству (координатор) - иерархия выражена неярко. Вопросы решаются в ходе общего обсуждения, где каждый сотрудник принимает участие соответственно своей квалификации и предлагает свое решение относительно его компетенции. Каждый работник имеет конкретные обязанности, руководитель не вмешивается в их работу, не предусмотрен даже текущий контроль. Но на каждого конкретного сотрудника возлагается ответственность за конкретную работу. Присутствует коллегиальный стиль, но отношения деперсонифицированы, проблемы, не касающиеся рабочего процесса, не должны влиять на работу.
Метод организации труда при женском управлении в основном представляет собой конкретное распределение функций по выполнению решения, которые, в случае необходимости, можно передавать. При выполнении задания может принимать участие и руководитель. В таком случае женщины более бюрократичны, чем мужчины. Отличия стилей лидерства мужчин и женщин проявляются в большей склонности женщин-управленцев к комбинированным стратегиям, соединяющим разные модели лидерства. А мужчины склоняются к определенной модели лидерства и не присоединяют к ней технологии других типов. Женщины стали более успешно заниматься бизнесом сейчас, потому, что мужской стиль управления устарел. Менеджмент требует новшеств, которые могут предложить женщины со своей индивидуальностью.
Проблема женского бизнеса в мире достаточно интенсивно изучается исследователями из разных стран: США, Франции, Канады, Германии, Израиля, Японии, России, что обуславливает разносторонний и широкий подход к рассматриваемой проблеме. Картина развития женского бизнеса, например, в США исследуется учёными в разрезе оценки его роли в экономике и признании необходимости государственной помощи бизнесу в интересах экономического процветания. США представляет своего рода полигон для женского предпринимательства и происходящие в нём процессы будут в той или иной степени проецироваться на другие страны. Совместными усилиями аналитиков и государственных чиновников в Америке была создана Секция женского малого бизнеса Конгресса США, с помощью которого Конгрессом был принят «Акт о женском бизнесе» (1988г.). Весьма распространёнными в США являются исследования, направленные на изучения стилей женского руководства. В статье американки Дж. Розенер, сотрудницы Школы менеджеров при Калифорнийском университете, исследуются факторы успеха женщины-менеджера в Америке. Базируясь на полученных материалах исследования, она утверждает: успех женщины-менеджера – свидетельство того, что нетрадиционный женский стиль руководства хорошо подходит к современным условиям и может повысить жизнеспособность фирмы в современном неустойчивом мире. В монографии американской исследовательницы Марлен Россман «Женщина в международном бизнесе 90-х гг.» намечается перспектива развития женского бизнеса, которая может быть обеспечена через активный выход женщин – предпринимателей, менеджеров корпораций на мировой рынок, где они сумеют успешно реализовать себя. В исследованиях европейских учёных большое внимание уделяется проблемам развития женского предпринимательства в Европе. Так, в итоговом докладе Департамента новых возможностей, подготовленном для Комиссии Европейского Сообщества, в центре внимания авторов находится четыре темы: 1. состояние женского предпринимательства в странах ЕС, 2. методологические подходы, основные черты и типологии женского предпринимательства, 3. помощь женщинам – предпринимателям и её место в общей системе поддержки новых предприятий, 4. предпринимательство и проблемы равных возможностей для мужского и женского бизнеса.
Наряду с комплексными исследованиями женского предпринимательства в Европе, куда можно отнести и приведённое выше, различными представителями научных центров проводятся локальные исследования женского предпринимательства. Ключевые темы исследования: роль женщины в управлении фирмами и организациями, влияние женского предпринимательства на семейную жизнь, формы сочетания ролевых функций женщины и т.д. Безусловно, представленные выше направления исследований женского предпринимательства за рубежом не могут претендовать на полноту. Однако они позволяют сделать важный вывод: практика изучения женского предпринимательства в Америке и Европе ориентирована на использование микроподходов в анализе и опирается, прежде всего, на обобщение индивидуального опыта предпринимательской деятельности. Использование данного метода как ключевого соответствует самой природе процессов становления женского предпринимательства с её уникальными и персонализированными стратегиями.
Если теперь обратиться к анализу методов и методик изучения женского предпринимательства и женского лидерства, то легко можно увидеть, что здесь предпочтения отдаётся особенно качественным методам, в отличие от традиционных количественных подходов. Объяснение этого предпочтения весьма простое: феномен становления женского предпринимательства, как и женского лидерства, явление относительно новое и не имеющее устоявшихся закономерностей, новые социальные процессы и явления, так же как и новые субъекты этой открывшейся реальности, нельзя поместить в исходные нормативные модели, на которых, как правило, строится инструментарий стандартных измерений. Это диктует необходимость отказа от традиционных методов исследования, хотя и они не используются в исследовательской практике.
Выделяют четыре основных методических подхода к изучению женского предпринимательства: метод построения индивидуальных и коллективных портретов, традиционные методы социологических и социально-психологических исследований, биографический метод и метод глубинного интервью.
Формализованные методы удобны и надёжны при « макроподходе» к ситуации, «микроподход» способен сочетать уже более развёрнутую палитру методов исследования. Исследования по изучению женского предпринимательства с использованием формализованных анкетных измерений позволяет через композицию ответов «да – нет » скрывать часть важных закономерностей становления этого процесса. Так, статистически надёжные тенденции позволяют увидеть общее направление достижения того или иного процесса, что не может обеспечить ни одного из качественных методов, хотя бы потому, что не ставит перед собой задачу массового измерения явления, а ограничивается относительно небольшими выборками. Ценность подобных измерений возрастает в тех случаях, когда важно исследовать динамику процесс, а также решить задачи прогнозного характера.
Важное место в исследовании российских предпринимателей, и в том числе женщин – предпринимателей, занимают широко распространённые выборы ценностного ранжирования по методу Рокича или вопросника Олпорта – Вернона –Линдсея.
Другим весьма продуктивным методом исследования российских предпринимателей является широко распространённый в психологии метод ролевых конструктов Дж. Келли, а также вариации метода семантического дифференциала Ч. Осгуда.
Все измерения, производимые при помощи даже утончённых исследовательских процедур, с опорой на количественные показатели, всегда имеют какие-либо погрешности, нельзя не признать, что расширение данных, полученных с помощью количественных процедур, качественными методиками позволило бы значительно уменьшить потенциал возможных исследовательских ошибок. История применения биографического в социологических и социально-психологических исследованиях имеет почти вековую историю. В 1918 г. вышла интересная работа русского учёного Н.А. Рыбникова, которая так и называлась «Биографический метод». Более позднее исследователи, представили так называемой гуманистической психологии, А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс, Г. Олпорт также в своих работах по изучению ценностей широко использовали биографический метода в той или иной его разновидности. В настоящее время биографический метод все чаще используется российскими социологами. Большую роль в «возвращении» биологического метода в поле научных методов сыграли работы В. Семёновой, Е. Мещеркиной, М. Малышевой, А. Вардомацкого, Е. Здравомысловой. Обращение к биографиям как методу сбора социально значимой информации является отражением определенных исторических изменений в социальной жизни, в отказе от принципа жесткой объективации информации. В результате многочисленных дискуссий стало ясно, что концентрация на субъективности не разрушает социологической перспективы. Известными ограничениями для широкого распространения данной методики и научной практики служит высокая трудоёмкость и требуемый высокий уровень профессионализма исследователя, с одной стороны, с другой – высокая степень исследовательской субъективности. Однако, ни то, ни другое ограничение не могут умолить тех возможностей которые открывает данный метод для исследования личностной структуры, для освобождения мира ценностей от избытка стандартизированных процедур, которые в ряде случаев только создают иллюзию научности.
Метод построения индивидуальных и обобщенных портретов не является специфическим методом изучения именно женского предпринимательства. Достаточно широко этот метод используется историками, этнографами, культурологами, социальными антропологами. Как правило, он применяется в том случае, если речь идёт об уникальном явлении или персоне. В исследовании лидеров женского предпринимательства метод индивидуальных портретов весьма часто используется журналистами, и это не случайно: возможность на обобщенный специалистами опыт наложить яркие подробности личных биографий и острые сюжеты деловой жизни женщин, не только увлекательна, но и поучительна.
Информация о работе Особенности труда и поведения женщины в управлении