Особенности регулирования и развития рынка труда в РФ. Влияние на экономическую ситуацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:12, реферат

Описание работы

Рынок труда, представляющий собой систему социально-трудовых отношений по поводу использования рабочей силы, в любой стране находится под наиболее пристальным вниманием экономистов и политиков, так как сам товар на этом рынке непосредственно связан с человеком, его жизнью, благосостоянием, развитием и воспроизводством. В любом современном обществе всегда существует часть населения, которая желает работать, причем неважно, является ли эта часть населения занятой или ее можно отнести к безработным.

Работа содержит 1 файл

Особенности регулирования и развития рынка труда в РФ. Влияние на экономическую ситуацию..docx

— 49.41 Кб (Скачать)

     Последняя побуждает наёмных работников переходить с одних фирм  на  другие, менять профессии, и т.п., т.е. приводить в  движение  и  регулировать  рынок труда.

      Рынок труда регулируется спросом   и  предложением  товаров   –  рабочей силы и рабочих мест.  Цена рабочей силы колеблется в зависимости  от  спроса на неё и предложения: рост  предложения  снижает  цену  рабочей  силы,  рост спроса повышает её. Однако нужно обратить внимание на взаимосвязь  спроса  и предложения.  Если растёт спрос на рабочую силу, повышая  заработную  плату, то  это  привлекает  наёмный  труд,  повышая  его   предложение.   В   итоге оказывается, что рост спроса создаёт рост предложения, снижающего  спрос.  И наоборот, рост предложения, насыщая спрос, сменяется  отливом  рабочей  силы под натиском снижающейся заработной платы. При подъёме  деловой  конъюнктуры резервные  рабочие  места  поглощают  значительную  часть  безработных,  это порождает галопирующую инфляцию, съедающую рост доходов  наёмных  тружеников за счёт обесценения денежной заработной платы.

      Важную регулирующую функцию  выполняют процентные ставки. В   российской переходной экономике  удушающие  налоги  и  пугающие  процентные  ставки  по кредитам свели на нет доходность  реального  сектора  экономики,  привели  к резкому  падению  объёмов  производства  промышленной   и   с/х   продукции, предельному сокращению инвестиционной активности  и,  в  конечном  счёте,  к обвальному  сокращению  предложения  рабочих   мест   в   реальном   секторе экономики. Цена труда, норма прибыли, спрос  и  предложение,  конкуренция  – все эти рычаги саморегулирования рынка труда формируют  доходы  населения  и распределяют богатство общества.

     Каким  образом  измеряется  неравенство  в   распределении   доходов? Дифференциация заработной платы означает неравенство в распределении  личных доходов. Однако важнейшим фактором их распределения  является  неравномерное распределение  собственности  на  средства  производства,  ценные  бумаги  и недвижимое  имущество,  реализуемое  доходами  в  форме   ренты,   процента, прибыли, дивидендов,  арендных  платежей  и  др.  Чтобы  определить  глубину различий в размерах доходов, используется кривая Лоренца ~ ученого,  который впервые  применил  для  этого  графический   способ.   С   этой   целью   на горизонтальной   оси   располагаются   группы   населения   —    от    самых малообеспеченных до самых богатых. Обычно население  делят  на  пять  частей (квинте-лей),  включая в каждую  20%  населения.   На   вертикальной   оси фиксируется процент дохода. Если все группы населения имеют по  20%  дохода, это означает абсолютное равенство в  их  распределении,  которое  графически отмечено прямой линией ОЕ, а абсолютное неравенство  —  линией  OGE.  Кривая Лоренца отражает фактическое распределение дохода и находится между  линиями абсолютного равенства и абсолютно неравенства.  Чем  больше  площадь  фигуры между  прямой  и  кривой  Лоренца,  тем  более  неравномерно   распределение доходов, тем большей вогнутостью (точки А, В, С, D)  характеризуется кривая Лоренца, тем ближе она к точке G. Соответственно  можно  определить  размеры доходов всех групп населении, отмеченных точками А, В, С, D,  Е.

     По  принципу  кривой  Лоренца  и  наша  статистика  учитывает  дифференциацию доходов, распределяя население на  пять  20-процентных  групп  и  показывая, какой удельный вес от общей суммы денежных доходов населения  приходится  на каждую  группу  —  от  беднейшей  до  наиболее  состоятельной  группы.   Это определяется  коэффициентом  концентрации  доходов  —  коэффициентом  Джини, который  показывает  степень  неравномерности  распределения  населения   по уровню дохода. В случае уравнительного распределения доходов  каждая  группа получает  доход  пропорционально   своей   численности,   при   значительной неравномерности преобладающая часть общего объема доходов  сосредоточивается у  небольшой  по  удельному  весу  (численности)  группы.  Так,  коэффициент концентрации  доходов   (коэффициент   Джини),   равный   0,   соответствует равномерному распределению  дохода  между  всеми  группами.  Напротив,  если коэффициент  Джини  равен 1,  это означает,  что весь  совокупный   доход приходится на одну группу. Статистические данные  указывают  на  то,  что  в последние годы 20% беднейшего населения России получало 6—8% от общей  суммы денежных доходов в стране, а  20%  наиболее  состоятельной  части  населения концентрируют  в  своих  руках  45—50%  от  общей  суммы  денежных   доходов населения  России.  Кроме  коэффициента  концентрации  доходов  (коэффициент Джини) неравенство распределения денежных доходов измеряется так называемым децильным коэффициентом,  который  указывает,  во  сколько  раз  доходы  10% наиболее   обеспеченного   населения   превосходят   доходы   10%   наименее обеспеченного населения. В последние годы в среднем  по  России  доходы  10% богатых были в 13 раз выше доходов 10% беднейших. В Москве,  как  показывают некоторые данные, эта разница между  богатейшими  и  беднейшими  прослойками населения города еще больше (от 40 до 70 раз).

     Однако  важно  разобраться  за  счёт  чего  же  происходит  уменьшение  неравенства различных слоёв населения по получаемым доходам.  Происходит  ли это  вследствие  саморегулирования  рынка  или   за   счёт   каких-то   иных регулирующих  факторов?  Общественность   в   странах   рыночной   экономики неоднозначно реагирует на такое вмешательство  государства  в  экономический механизм саморегулирования рынка труда. Сторонники  саморегулирования рынка нетерпимо относятся к вмешательству  государства.  По  их  мнению,  рыночный механизм   перерабатывает   объем   информации,   недоступный   для    любой информационной  системы,  обеспечивая  естественный  порядок   в   экономике общества, рынок не мыслим без ограничения государственной власти.

      Подлинная революция в вопросе  о рыночном саморегулировании   связана  с именем английского экономиста Дж.М.  Кейнса.  Его анализ  предполагал,  что рыночные  силы  в  современных  условиях   уже   не   являются   эффективным автоматическим механизмом регулирования рынка труда. Поэтому  Кейнс  отводил государству центральную роль в стабилизации рыночной экономики,  обеспечении занятости и устранении безработицы. 

Влияние на экономическую  ситуацию.

     В ряду новых социально-экономических  реалий, вызванных к жизни процессами рыночного реформирования, формирующиеся в странах СНГ рынки труда и рынки рабочей силы фокусируют в себе наиболее острые и болезненные проблемы переходных обществ: рост безработицы, усиление структурных и региональных диспропорций занятости, неконтролируемый отток рабочей силы в страны ближнего и дальнего зарубежья, регрессивные изменения в качестве рабочей силы и мотивации к труду, катастрофическое падение уровня реальных доходов населения. Эти проблемы оказывают растущее воздействие на политическую и экономическую жизнь стран, становятся существенным фактором углубления кризисных явлений, сдерживания структурных преобразований и создания предпосылок для стабилизации и экономического роста. Трансформируясь в сознании людей в отношение к власти и проводимому курсу реформ, усиливают их негативное восприятие большинством населения, создавая реальную угрозу социальной стабильности в обществе.

     Ситуация  на рынке труда отличается особой остротой и напряженностью. Приверженность монетаристским методам реформирования, непоследовательность и нерешительность проводимой экономической политики, медленное формирование новых механизмов государственного экономического регулирования и саморегулирования экономики привели к нарастанию кризисных, разрушительных тенденций в экономике страны, деградации ее производственного и трудового потенциала.

     Решение проблем, выработка эффективных  мер экономической и социальной политики, призванных нейтрализовать негативные тенденции переходного периода, обеспечить прогрессивные изменения в структуре занятости и качестве рабочей силы, уровне доходов населения и мотивации к труду во многом зависят от глубины научных представлений о сущности рынка труда, условиях его функционирования, механизме саморегуляции и степени необходимого социального контроля, оптимальных параметрах экономической эффективности и социальной надежности.

     Несмотря  на растущий интерес ученых и практиков к различным аспектам рынка труда, комплексная разработка его проблем, особенно теоретико-методологических вопросов, осуществляется недостаточно. Большинству публикаций свойственна противоречивость в понимании сущности рынка труда, его структуры, характера взаимосвязей, складывающихся как между элементами данного рынка, так и в системе более широких социально-экономических отношений, что свидетельствует о расплывчатости и неопределенности методологических оснований исследования, недостаточной обоснованности предлагаемых теоретических конструкций и идей.

     Следовательно, актуальность исследования социально-экономических  аспектов рынка труда в условиях становления рыночной экономики предопределяется как практическими задачами реформирования, так и потребностями теории, нуждающейся в уточнении методологического инструментария, согласовании позиций и выработке нового, более глубокого понимания его сущности. Социально-экономические преобразования , начатые в конце 1980-х годов и продолжающиеся в настоящее время, имеют своей целью поиск решения важнейших общественных проблем.

     Учитывая  сложность и многообразие проблем, связанных с переходом к новой социальной реальности, мы рассмотрим лишь одну из них — проблему определения и предотвращения экономических и социальных последствий безработицы.

     Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

     Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение «разумной меры» жесткости.

     Очень часто оценивается лишь экономический  эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

     Подчеркнем, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов. Подобные исследования представляют несомненный интерес , поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы. Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на наш взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

   Экономические последствия безработицы

   Отрицательные

  1. Обесценивание последствий обучения.
  2. Сокращение производства.
  3. Затраты на помощь безработным.
  4. Утрата квалификации.
  5. Снижение жизненного уровня.
  6. Недопроизводство национального дохода.
  7. Снижение налоговых поступлений.

   Положительные

  1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.
  2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.
  3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.
  4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     В заключении подведем итог всему вышеизложенному. Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Он представляет собой систему общественных отношений  в согласовании интересов работодателей  и наемной рабочей силой. Система  отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов: отношения  между наемными работниками и  работодателями; отношения между  субъектами рынка труда и их представителями; отношения между субъектами рынка  труда и государством. Основная функция  рынка труда состоит в обеспечении  через сферу обращения перераспределения  рабочей силы в народном хозяйстве

Информация о работе Особенности регулирования и развития рынка труда в РФ. Влияние на экономическую ситуацию