Особенности современного рынка труда в экономике РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:39, доклад

Описание работы

Развитие экономики на современном этапе ставит на первый план проблемы согласованного функционирования основных факторов производства, важнейшим из которых является труд. Решение этих проблем подразумевает обеспечение:
- эффективной занятости населения страны, иными словами, достижение соответствия между спросом на рабочую силу и ее предложением;
- согласованности процессов формирования занятости и ее структурных характеристик с демографическим развитием;
- совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров.

Работа содержит 1 файл

Доклад Давыдов.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

     Особенности современного рынка  труда в экономике  РФ 

     Развитие  экономики на современном этапе ставит на первый план проблемы согласованного функционирования основных факторов производства, важнейшим из которых является труд. Решение этих проблем подразумевает обеспечение:

     - эффективной занятости населения страны, иными словами, достижение соответствия между спросом на рабочую силу и ее предложением;

     - согласованности процессов формирования занятости и ее структурных характеристик с демографическим развитием;

     - совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров.

     Среди актуальных проблем прежде всего  необходимо выделить уменьшение численности населения трудоспособного возраста и изменение социально-демографических характеристик.

     По  итогам проведенного нами исследования было выявлено, что численность экономически активного населения России на конец 2010 года составила 75 млн. человек, или около 53% от общей численности населения, что на 0,3 млн. человек меньше, чем в 2009 году.

     Оживление в экономике привело к увеличению спроса на рабочую силу. В 2010 г. в экономике страны было занято 69,8 млн. человек, что на 0,4 млн. человек больше, чем в 2009 году.

     (РИС  1) В среднем за 2010 год численность безработных, определяемых по методологии международной организации труда (МОТ), составила 5,6 млн. человек, или 7,5% экономически активного населения, что на 0,7 млн. человек меньше, чем в 2009 году. В конце 2010 года численность граждан, не имеющих работы, составила 5,4 млн., или 7,2% экономически активного населения, что на 0,8 млн. меньше, чем в конце 2009 года. Снижение численности безработных объясняется улучшением экономической ситуации в стране и восстановлением спроса на трудовые ресурсы.

     (РИС  2) Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения на конец 2010 года составила 1,6 млн. человек, что на 0,6 млн. человек меньше, чем в 2009 году.

     В 2010 году продолжилось осуществление  начавшихся в 2009 году мероприятий по поддержке рынка труда. Из федерального бюджета было выделено 39,5 млрд. рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на снижение напряженности на рынке труда в рамках соответствующих региональных программ.

     (РИС  3) Среднемесячная начисленная заработная плата в 2010 году составила 21090 рублей и по сравнению с 2009 годом выросла на 11,3 процента. Реальная заработная плата за 2010 год относительно 2009 года выросла на 4,2 процента.

     Благодаря стабилизации финансового сектора  и устойчивому росту цен на нефть, лидерами по уровню заработной платы продолжали оставаться финансовая деятельность и отрасли топливно-энергетического комплекса. Среднемесячная заработная плата в этих видах деятельности превышала среднемесячную заработную плату в целом по экономике в 2 и более раза. Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы отмечен в текстильном и швейном производстве, где в январе-ноябре 2010 г. она составила – 49% от среднемесячной заработной платы в целом по экономике. В сельском хозяйстве она составила – 51% от среднероссийского уровня.

     Вследствие  отсутствия индексации оплаты труда  работников бюджетных учреждений, темпы  роста заработной платы в сфере образования и здравоохранения в течение всего 2010 года были значительно ниже среднероссийских.

     В целях поддержания покупательной  способности заработной платы работников бюджетного сектора, с 1 июня 2011 года в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» будут увеличены фонды оплаты труда работников федеральных государственных учреждений на 6,5 процента.

     В целях повышения минимальных  государственных гарантий в оплате труда, подготовлен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном  размере оплаты труда», которым предлагается установить МРОТ с 1 июня 2011 г. в размере 4610 рублей в месяц, увеличив его на 6,5 процента.

     Несмотря  на позитивные тенденции в восстановлении экономики и рост заработной платы, численность работников в 2010 году продолжала сокращаться. За период с 2009 по 2010 г. численность работников в целом по экономике сократилась на 1,3%, в промышленных видах экономической деятельности сокращение составило 3%, а в отдельных подвидах промышленной деятельности – до 8 процентов.

     В настоящее время среди многообразия задач, возникающих при формировании политики занятости населения и рынка труда, приоритетными являются следующие:

     - поддержание и расширение занятости, согласование спроса и предложения рабочей силы, сокращение общей и структурной безработицы;

     - повышение стимулов к активному поиску работы безработными;

     - согласование тенденций изменения оплаты и производительности труда, повышение реального наполнения и роли оплаты труда как источника дохода и важнейшего мотива к труду;

     - согласование динамики спроса на рабочую силу (в том числе по основным профессиям) и тенденций развития системы профессиональной подготовки кадров (в том числе рабочих).

     Создание  условий для развития реального  сектора российской экономики, и, прежде всего, отраслей, нацеленных на удовлетворение потребностей российского населения, расширение инвестиционных вложений, сопровождающееся необходимой профессиональной подготовкой и переподготовкой рабочей силы, дающей гарантированную достойно оплачиваемую работу и современную профессию,— таковы основные приоритеты социально ориентированной экономической политики, актуальной для России.

     Слайды:

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РИС 1

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РИС 2 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РИС 3 

     Это так для информации. В доклад не включаем.

     Модернизация  российской экономики, переход ее на инновационный путь развития, формирование благоприятного инвестиционного климата Российской Федерации предполагает дальнейшее развитие стимулирующих механизмов регулирования трудовой миграции, направленных на привлечение в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов. 19 мая 2010 года принят Федеральный закон № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на упрощение привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных специалистов, создание комфортных условий для их пребывания и осуществления трудовой деятельности на  территории России. С момента вступления в силу Закона (1 июля 2010 года) по состоянию на 12 января 2011 г. оформлено 3133 разрешения на работу высококвалифицированным иностранным специалистам, число обратившихся за разрешениями на привлечение высококвалифицированных специалистов составило 3544 человек и устойчиво возрастает.

Тема: «Макроэкономические  проблемы формирования рынка труда»

     (Лекция на данную тему, которую будет читать Н.Г. Нечаев)

     Ознакомься  обязательно с  теорией вопроса!!!

1. Безработица как  социально-экономическое  явление

     Взаимодействие спроса и предложения на рынке труда определяет уровень занятости. А уровень занятости в краткосрочном периоде определяет совокупный объем выпуска благ (объем капитала и технологии в краткосрочном периоде неизменны, увеличивать объем выпуска возможно счет увеличения занятости).

     Спрос на труд определяется под воздействием спроса на потребительские и инвестиционные блага, а предложение труда определяется наличием трудоспособного населения. К нему относятся все те, кто  по возрасту и состоянию здоровья способны работать.

     Работающее  трудоспособное население состоит  из:

     а) занятые в институциональном  секторе экономики (чиновники, армия, полиция)

     б) занятые в неинституциональной  сфере, т.е. в рыночных структурах.

     Безработица возникает тогда, когда предложение  труда превышает спрос на него. Безработным считается тот человек, который на определенную дату не имел работы, прилагает усилия по ее поиску и зарегистрирован в органах по трудоустройству.

     Занятые и безработные вместе образуют рабочую  силу, в которую не входят лица, не имеющие работу и не ищущие ее, или лица, желающие работать, но отказавшиеся от ее поиска.

     Численность рабочей силы = число занятых + число  безработных.

     Уровень безработицы = число безработных / объем  рабочей силы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Норма безработицы – это уровень безработицы, выраженный в процентах.

     Уровень и динамика этих показателей зависит  от демографического, половозрастного, этнического и социального состава  населения.

     В статистике используют показатели распространенности и продолжительности безработицы. Показатель распространенности характеризует охват безработицей различных группы рабочей силы (по возрасту, профессиям, отраслям, по территориям). Показатель продолжительности безработицы характеризует среднюю продолжительность одного случая безработицы.

     Макроэкономическая  оценка безработицы двояка. С одной стороны, безработица считается необходимым элементом рыночной экономики. Во-первых, безработица делает рынок труда мобильным и гибким. Это облегчает структурные перестройки в экономике и обеспечивает предпосылки для экономического роста. Этот резерв называют естественной нормой безработицы. Считается, что экономика при ее наличии работает в режиме полной занятости. По Фридману, естественная безработица сравнима с резервными производственными мощностями основного капитала.

     Для США этот показатель составляет 5 – 6% рабочей силы, в Японии – 2%, в Канаде – 8%, в России – 3 – 4%.

     Во-вторых, наличие безработицы снижает  монопольное давление профсоюзов на рынок труда. Безработица давит  на заработную плату сверху, тем  самым приближается к равновесному уровню.

     В-третьих, безработица выступает в качестве своеобразного социального прессинга. Безработица повышает общую трудовую активность, стимулирует эффективность  работы занятой рабочей силы.

     В качестве негативного можно отметить следующее:

     Bo-первых, при безработице недоиспользуется совокупный потенциал общества.  Экономические потери связаны со снижением реального ВНП, ростом государственных затрат на выплату социальных пособий по безработице, содержанием специального аппарата по трудоустройству и социальной защите, снижением налогов, поступающих в бюджет.

     Потери  страны в ВНП в результате безработицы  измеряется с помощью закона Оукена:

      ,

     где Nф - уровень фактической безработицы  в обществе,

     Ne – естественная норма безработицы,

     а – коэффициент Оукена.

Информация о работе Особенности современного рынка труда в экономике РФ