Особенности регулирования и развития рынка труда в РФ. Влияние на экономическую ситуацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:12, реферат

Описание работы

Рынок труда, представляющий собой систему социально-трудовых отношений по поводу использования рабочей силы, в любой стране находится под наиболее пристальным вниманием экономистов и политиков, так как сам товар на этом рынке непосредственно связан с человеком, его жизнью, благосостоянием, развитием и воспроизводством. В любом современном обществе всегда существует часть населения, которая желает работать, причем неважно, является ли эта часть населения занятой или ее можно отнести к безработным.

Работа содержит 1 файл

Особенности регулирования и развития рынка труда в РФ. Влияние на экономическую ситуацию..docx

— 49.41 Кб (Скачать)

     Государственное регулирование занятости  и рынка труда.

     Государственное регулирование занятости и рынка  труда в России вновь приобретает  все более важную роль. Оно имеет  свои направления. Прежде всего, нужно  указать на проведение государственной  макроэкономической политики содействия экономическому росту на основе развития реального сектора и рационализации занятости. Большое значение отводится  оптимизации соотношений занятости  трудоспособного населения различными видами деятельности (наемный труд, самозанятость, учеба, служба в армии, воспитание детей, домашнее хозяйство  и др.). Государственное регулирование  предполагает активизацию деятельности институтов рынка труда. Государственная  политика занятости и рынка труда  в России характеризуется в основном преобладанием пассивных мер. Проводится сдерживание массовой открытой безработицы, ведется регистрация безработных, выплачиваются пособия по безработице, разрабатываются программы трудоустройства  безработных. Активная и превентивная политика по стимулированию занятости  и самозанятости населения, профилактика безработицы, переподготовка безработных  и повышение их конкурентоспособности  носят пока явно второстепенный характер. Поэтому в рамках указанных направлений  регулирования занятости и рынка  труда следовало бы обратить особое внимание на формы и методы активной политики занятости.

     Так, важную роль в решении задачи перехода к экономическому росту могут  сыграть формирующиеся финансово-промышленные группы российского национального  капитала, объединяющие банки, промышленные, торговые, транспортные компании, страховые  и другие институты. Подобающее по мировым  меркам место в развитии экономики  должно занять малое предпринимательство. Российское государство пока недостаточно уделяет внимания малому предпринимательству. Населению и, в частности безработным, нужна помощь в открытии собственного дела: обучение их основам ведения бизнеса в различных отраслях, выделение льготных кредитов и субсидий, предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды, помощь в техническом оснащении на основе лизинга и в составлении бизнес-планов, защита от организованной преступности, льготное налогообложение на длительный период их деятельности. Особенно нуждается в налоговых льготах прибыль, инвестируемая в развитие производства и создание новых рабочих мест.

     Важную  роль среди мер активной политики занятости должно играть поощрение  работодателей, сохраняющих и создающих  новые эффективные рабочие места  в перспективных сферах деятельности и производства. Сюда относится сфера  услуг (особенно туризм), жилищное строительство, страхование, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Целесообразно шире использовать такие  рычаги, как налоговые и кредитные  льготы, государственные заказы, ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов.

     Одним из главных направлений поддержки  занятости и расширения числа  рабочих мест в условиях структурных  преобразований является конверсия  военно-промышленного комплекса. Конверсионная  программа должна стать одним  из мощных "полюсов роста", технико-технологического перевооружения отечественной экономики  на основе развития гражданского машиностроения, современных средств связи, компьютерной техники.

     Апробированным  в мировой практике и эффективным  направлением активной политики занятости  является организация общественных работ. Их целесообразно использовать для формирования современного муниципального хозяйства, его социальной, транспортной, дорожной и экологической инфраструктуры. Это позволит создать на местах условия  для развития предпринимательской  деятельности. Организовывать и финансировать  общественные работы необходимо на программно-целевой основе путем паритетного участия в ее разработке и финансовом обеспечении региональных, местных органов власти и государственной службы занятости. Более пристального внимания требует такое направление регулирования социально-трудовых отношений как оптимизация пропорций распределения трудовых ресурсов между экономически активным и неактивным населением, между различными видами деятельности в народном и домашнем хозяйстве. Особое значение имеет пропорция между численностью населения, занятого в экономике, на военной службе, на учебе, а также находящегося на пенсии, и числом безработных. Приближение уровня минимальных доходов неработающих граждан (пенсий, стипендий, пособий) к величине прожиточного минимума является важным условием снижения напряженности на рынке труда и обеспечения социальной стабильности в обществе, баланса интересов различных слоев населения. Однако достижение такого баланса зависит от возможностей государства. Необходим также высокий уровень производительности труда в экономике. В России не созданы подходящие условия для этого, и работа в этом направлении является самой настоятельной необходимостью.

     Определяющим  направлением в политике занятости  является подготовка и переподготовка кадров в соответствии с требованиями времени. А для этого необходима модернизация всего образования, в том числе профессиональной подготовки и переподготовки безработных, повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Для обеспечения потребностей в подготовке и переподготовке кадров необходимо ускоренное развитие территориальных образовательных комплексов в субъектах Российской Федерации. В этом процессе должны участвовать предприятия, вузы, средние профессиональные учебные заведения, институты повышения квалификации, в том числе негосударственные службы занятости на договорной основе. Зарубежный опыт показывает, что только кооперация профессиональных учебных заведений и предприятий реального сектора, развитие системы непрерывного образования позволяет успешно реализовать задачи подготовки современных кадров для рыночной экономики. Особое место в борьбе с безработицей должны занять целевые программы: региональные, отраслевые и специальные для наиболее уязвимых категорий граждан (инвалидов, женщин, имеющих детей, молодежи, длительно безработных и др.). Ведущее место среди них должно принадлежать программам профессиональной подготовки и переподготовки.

     Региональные  программы необходимы прежде всего для тех территорий, где уровень безработицы превышает предельно допустимые нормы. Там целесообразно создавать приоритетные условия для привлечения отечественного и иностранного капитала, размещения государственных заказов и инвестиционных проектов, стимулирования самозанятости населения, а также его территориальной мобильности.

     Отраслевые  программы поддержки занятости  необходимы в стажирующих депрессивных отраслях (ВПК, легкая промышленность, угледобыча, машиностроение и др.). Эти  сферы нуждаются в структурной  перестройке, техническом перевооружении, ресурсной поддержке, массовой переподготовке и повышении квалификации кадров, стимулировании экспорта и импортозамещающих  производств. В отраслях с высоким  потенциалом скрытой безработицы  для профилактики ее перехода в открытую форму необходимо иметь программу  опережающей переподготовки для  лиц, находящихся в вынужденных  административных отпусках и под  угрозой увольнения. Таким образом, разрозненные меры государства в  области занятости и рынка  труда целесообразно объединить в рамках единого раздела социально-экономической  политики, придать ему приоритетное направление в деятельности Правительства  России и администраций субъектов  Российской Федерации.   

     Программа занятости как  механизм реализации на рынке труда.

     Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем направлениям:

     -трудоустройство  незанятого населения и оказание  помощи по профподготовке (биржи  труда);

     -стимулирование  образования гибкого рынка труда;

     -социальная  защита от безработицы.

     Мировой опыт выработал два основных типа воздействия на уровень занятости:

     1. активный (стимулирование создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях);

     2. пассивный (выплата пособий безработным).

     Большое влияние на рынок труда оказывают  государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и мн. др.). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка.

     Социальная  защита населения в условиях рынка  осуществляется через механизм перераспределения  доходов на основе введения « черты  бедности» в России, как и в  других странах, на уровне « прожиточного минимума».

     Значительна и посредническо-вспомогательная  роль государства на рынке труда. Она частично берет на себя функции  поиска и предоставления рабочих  мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные  системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально  быстрой адаптации к меняющимся требованиям рынка.

     Видное  место на сегодняшний день в регулировании  рынка занимает биржа труда. Биржа  труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями  при совершении сделки купли-продажи  рабочей силы и регистрации безработных.

     Рынок труда представляет собой с социальной стороны систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый  на данный период баланс интересов  между выступающими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и  государством. Степень развитости рынка  труда характеризуется институциализацией противоречивых интересов этих субъектов  рынка труда- ассоциаций предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзов, с другой.

     В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка  труда. Они осуществляются через  систему трудоустройства- широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.

     Меры  косвенного регулирования рабочей  силы: налоговая, денежно-кредитная  и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских  правах и т.п.

     Меры  косвенного регулирования рынка  рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования  и воздействуют на динамику занятости  и безработицы посредством воздействия  на конъюнктуру. Таким образом, современное  государственное регулирование  рынка труда представляет собой  комплекс экономических, административных, законодательных, организационных  и иных мер. 

     Факторы, регулирующие рынок  труда.

            В  самом  общем  понимании   регулирование   означает   деятельность, направленную на упорядочение, налаживание чего-то. Рынок труда  представляет собой сложную подсистему  рыночной  экономики,  без  которой  она  не  может нормально существовать  и  развиваться.  Следовательно,  регулировать  рынок труда  –  значит,  прежде  всего,  поддерживать  общественные  условия,  при которых  купля-продажа  труда  становится  необходимой.  Под  регулированием рынка труда следует понимать  поддержание  его  существования,  выживания  в различных условиях, равновесия составных частей  и  соответствия  с  другими структурами  рыночной   экономики.   Факторы,   регулирующие   рынок   труда подразделяются на внутренние, рыночные, экономические.  К основным  рычагам рыночного саморегулирования относятся цена товара,  прибыль  предпринимателя соотношение платёжеспособного спроса на товары и их  предложения  на  рынке, конкуренция,  процентные  ставки  по  кредитам.  В  рыночной  экономике  все товары, услуги, факторы производства, в  том  числе  труд,  имеют  цену.  На рынке труда ценой рабочей силы является заработная  плата.  Высокий  уровень заработной платы увеличивает предложение  труда  во  всех  составных  частях рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий рынки рабочей  силы,  а на  внутрифирменном  рынке   предложение   труда   увеличивается   за   счёт продолжительности и  интенсивности  труда  занятых  работников.  В  конечном счёте,   это   служит   важным   фактором    укрепления   системы   частного предпринимательства и рыночной организации  хозяйствования.  Колебания  цены рабочей  силы  –  заработной  платы  в  сторону  её  снижения   приводят   к противоположным результатам: ограничивают приток населения на  рынок  труда, уменьшая предложение  на  рынке  труда.  В  профессионально-квалификационных группах с низкой оплатой тотчас же возникает дефицит  в  работниках.  Низкая оплата труда  расширяет  сферу  бедности,  снижает  социальную  защищённость населения, усиливает социальную напряжённость в  обществе,  подрывая  основы частного предпринимательства и отвлекая население от рынка  труда  в  другие области  занятости  либо  усиливая  миграцию  самой  работоспособной   части населения в другие страны с более  высокой  оплатой  труда.  Таким  образом, цена рабочей силы – заработная плата выполняет  важную,  регулирующую  рынок труда экономическую функцию. Не менее важна  роль  прибыли  предпринимателя, который  является  покупателем  на  рынке  труда.   Вполне   естественно   и закономерно его  стремление  извлечь  из  купли  рабочей  силы  максимальную выгоду при наименьших затратах. Стремясь уменьшить затраты на  наём  рабочей силы  и  увеличить  прибыль,  предприниматель  модернизирует,  обновляет   и внедряет   новые,   более   производительные   технологии,    совершенствует организацию труда  производства, что требует персонала меньшей  численности, но более высокого профессионально-квалификационного  состава.  В  результате происходят  глубокие  изменения  во   всех   частях   рынка   труда.   Доход предпринимателя   является   экономической   основой   его    инвестиционной инициативы.  Колебания  нормы  прибыли  в  зависимости  от   цикла   деловой конъюнктуры  то  сжимают,  то   расширяют   рынок   труда,   регулируя   его количественно-качественный  состав.  Регулирующей  силой,   повышающей   или снижающей цену труда и определяющей движение рынка труда,  является  прибыль предпринимателя.  Поэтому  она   становится   объектом   конкуренции   между предпринимателями. Поэтому конкуренция и есть  тот  экономический  механизм, который  регулирует  движение  нормы  прибыли,  определяющей   цену   труда.

Информация о работе Особенности регулирования и развития рынка труда в РФ. Влияние на экономическую ситуацию