Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:50, курсовая работа
В нашей стране и зарубежом с развитием рыночной экономике выдвигаются высокие требования к предприятиям малого бизнеса. Малый бизнес играет важную роль в обеспечении процветания экономики, развитии инноваций, повышению конкурентоспособности.
Проблема очень актуально, в связи с активным развитием предприятий малого бизнеса возникает ряд трудностей, для решения проблемы вводится понятие менеджмента на предприятиях.
За последние годы произошел небывалый рост числа предприятий малого бизнеса, особенно в сферах, где небольшие затраты, капиталовложений и кооперации множества работников.
Введение
Общая характеристика представления менеджмента в малом бизнесе
1.1 Понятие, роль, сущность и функции менеджмента
1.2 Менеджмент в малом бизнесе
1.3 Преимущества и недостатки менеджмента в малом бизнесе
2 Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса
2.1 Сущность малого бизнеса
2.2 Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса
2.2.2 Простая структура предприятия малого бизнеса
2.3 Проблемы роста предприятиям малого бизнеса и методы их решений
Заключение
Список литературы
· в чем заключаются главные сильные стороны ваших конкурентов?
· каковы основные слабые стороны ваших конкурентов?
· каковы технические альтернативы вашего продукта (услуги)?
· в чем заключается сила вашей фирмы?
· в чем состоит ее слабость?
· в свете ответов на
предыдущие вопросы, какие стратегии
следует применить, чтобы наиболее
полно использовать ваши сильные
стороны и воспользоваться
Итак, в интересах разработки адекватной стратегии стратег малого предприятия должен найти ответы на данные вопросы, учитывая результаты отраслевого анализа, ресурсы фирмы, а также принимая во внимание стратегические цели малого предприятия. Ответы на эти вопросы могут служить для специалистов по стратегиям руководством, помогающим в их практике.
3. Механизм реализации
стратегии развития малого
Третий аспект менеджмента на малом предприятии проявляется в практической реализации бизнес-стратегий. Утверждают, что хорошо разработанные стратегии способны обеспечить наиболее высокую эффективность деятельности, только если компания умело реализует их. Реализация стратегии - вещь непростая. Чтобы заранее разработанные идеи стали реальностью, необходимо работать с людьми и с организационной структурой. Многие специалисты по стратегиям утверждают, что их реализация в рамках малого предприятия приводит к конфликтам и отнимает много времени. Это правда. В ходе реализации стратегии могут возникать конфликтные ситуации, поскольку этот процесс влечет за собой организационные перемены. В любой организации всегда найдется несколько сотрудников, не желающих мириться с введением перемен. Кроме того, реализация стратегии требует времени, поскольку этот процесс связан с разработкой организационной политики, утверждением порядка действий, составлением расписания и бюджета, и все это следует делать в масштабах всей организации. Но если мы говорим о проблемах, связанных с реализацией стратегии, это вовсе не означает, что невозможно эффективно осуществлять этот процесс. Решение проблем, связанных с реализацией стратегии и подготовка предпосылок для успешного выполнения этой задачи, относятся к непосредственным обязанностям руководителей и менеджеров.
Итак, как можно эффективно реализовать стратегию? Какие организационные факторы участвуют в процессе реализации стратегии? В принципе реализация стратегии затрагивает многие факторы организации, но среди них есть пять главных, и именно они существенно важны для реализации стратегий, в особенности в малом бизнесе. К ним относятся:
· организационная структура;
· руководство;
· человеческие ресурсы;
· управление организационной структурой;
· бюджетирование, поддерживающее стратегию.
Процесс реализация стратегии
- это перевод избранной
Многие специалисты выделяют ряд факторов, оказывающих влияние на реализацию стратегии; среди прочих они придают особую важность структуре организации, ее ресурсам, а также стилю руководства. Наибольший интерес в этой области представляет одна из ранних и уже широко признанных основ для реализации стратегий и развития организации, - предложенная McKinsey & Co., руководствуясь результатами обсуждений с бизнес-консультантами, учеными и руководителями бизнеса предложили схему семи S, объединяющую семь факторов, имеющих существенную важность для успешной реализации стратегии. Семь S - это общие ценности (shared values), стратегия (strategy), структура (structure), системы (systems), навыки и умения (skills), стиль (style), персонал (staff). Схема включает ключевые компоненты, ответственные за реализацию стратегии; их должный учет позволит руководителям нацелить повседневную деятельность организации на реализацию стратегии.
Графическая схема McKinsey представляет собой шестигранник, в вершинах которого (начиная с верхней и далее по часовой стрелке) находятся стратегия, системы, стиль, персонал (нижняя вершина), навыки и умения, структура. В центре шестигранника располагаются общие ценности. Все элементы схемы соединены прямыми.
Логика схемы предполагает,
что после утверждения
Стратегия представляет собой общий план действий организации. Это те действия, которые организация намечает предпринять ввиду ожидаемых ею перемен во внешней деловой среде, а также изменений, касающихся ее клиентов и конкурентов. Можно разрабатывать стратегию при помощи SWOT-анализа, формулирования миссии и целей организации. Схема семи S подчеркивает, что на практике разработка стратегии не столь сложна, как ее успешная реализация. Когда стратегия разработана и утверждена, руководству следует уделять пристальное внимание остальным шести факторам схемы, чтобы поддерживать процесс реализации стратегии и обеспечить ему успех.
По большому счету правильный учет семи рассмотренных выше факторов может обеспечить успех в реализации стратегий, в то же время цена провала в этой области может быть для организации огромной. Если организация не смогла эффективно реализовать разработанную стратегию, ее ждет растрата ценных и ограниченных ресурсов, средств, времени. Помимо этого результатом провала становится ухудшение морального климата, снижение доверия сотрудников к высшим руководителям организации и утрата веры в правильность их действий. Кроме того, вследствие этого организация может утратить гибкость. Так что крайне важно рассмотреть, как именно организации и в частности малое предприятие, должны осуществлять реализацию стратегий. Для этого мы рассмотрим такие организационные факторы, как структура, стиль руководства, человеческие ресурсы и процесс составления бюджета.
Малая организационная структура относится к микрофирмам, и лучшим их примером могут служить либо мелкий семейный бизнес, либо компании, имеющее не более десяти работников. Вследствие малого размера подобных предприятий коммуникации между руководителем и работником осуществляются напрямую, они моментальны и очень эффективны. Каждый работник может выполнять широкий круг обязанностей, отсутствуют какие-либо барьеры, ограничивающие возможность любого работника в любой момент выполнить любые производственные обязанности. Вследствие этого микрофирмы могут быстро реагировать на изменения рынка и ожидания потребителей. В целом вклад работников таких фирм в процесс принятия стратегических решений зависит от управленческого стиля руководителя или владельца. Но если каждый работник может исполнять несколько различных обязанностей, возможны путаница и даже частичное совпадение обязанностей разных работников. Можно также утверждать, что организационные взаимоотношения в значительной степени неформальны. На рис.3 показана организационная структура малой фирмы.
Рис.3. Организационная структура микрофирмы
Стратегическому предпринимательству свойственны восемь основных признаков: личное видение (стратегическое), эффективность контактов со всеми кругами заинтересованных лиц, организационная культура, знания и опыт, способность вызвать доверие, способность пойти на риск, выполнение руководящей роли и желание руководить. Управляющие МП играют ряд ролей в процессе реализации стратегии, будучи одновременно начальниками, создателями стратегии, координаторами действий, наставниками и постановщиками задач.
Стратегию, или программу перемен, сложившуюся в сознании отдельного руководящего индивидуума, гораздо труднее претворить в жизнь, чем стратегию, созданную с участием тех, кому придется работать в условиях последствий ее реализации. Весь вопрос в том, с каких позиций руководителю следует подходить к реализации стратегии. Отвечая на него, Burns выделяет разные степени перемен в деловой окружающей среде и разные уровни сложности решаемых задач. Он выделяет несколько подходов к руководству, используемых предпринимательскими организациями (табл. 1).
Таблица 1 Стиль руководства в предпринимательстве
Стиль руководства |
Степень изменения окружающей среды |
Степень сложности задачи |
Организационная структура |
|
Патерналистский или автократический |
Низкая |
Низкая |
Иерархическая |
|
Патерналистский |
Высокая |
Низкая |
Горизонтально-иерархическая |
|
Патерналистский или консультативный |
Низкая |
Высокая |
Командная с формально-иерархической матрицей |
|
Командное руководство |
Высокая |
Высокая |
Инновативная, гибкая, децентрализованная, командная с горизонтально-иерархической матрицей |
|
Известно, что реализация стратегии встретит меньше препятствий на своем пути, если сотрудники организации чувствуют свою причастность к процессу ее формирования и знают, что в ней есть и их личный вклад. Если сотрудники знают, что их выслушают, учтут их мнения и пожелания, они будут более готовы внести свой вклад не только в разработку стратегии, но и в ее последующее внедрение. В этом смысле реализация стратегии начинается с той первой минуты, когда рядовые сотрудники и руководители низшего звена вовлекаются в процесс определения будущего организации. Считается, что управляющие зачастую опускают руки, не сумев грамотно реализовать стратегию.
Заключение
Управление - это организация, анализ, контроль. Управление - один из главных моментов предпринимательской деятельности, важнейший фактор ее успеха. Управление -- это тяжелая работа, но это и искусство, это и наука. И именно поэтому в качественном управлении так нуждается малый бизнес.
Малый бизнес находится
в центре интересов современного
общества, затрагивает жизнь всего
населения. Немногие сектора экономики
могли бы функционировать без
его нескончаемого потока продукции
и услуг. И что особенно важно,
его деятельность инициирует изобретательскую
и инновационную деятельность: исследования
показывают, что основные идеи и
изобретения чаще поступают от малых,
нежели от крупных предприятий. Творчество
малых предприятий будет
Из 19 млн. предприятий США 99% можно отнести к малым, т.е. на каждом из них работают менее 500 человек. Около 600 тыс. новых предприятий создаются ежегодно, но половина из них прекращает свою деятельность в течение 18 месяцев. Основной причиной высокой «нормы смертности» является легкость, с какой неопытные люди могут начать новое дело. Однако возможность стать удачливым предпринимателем вполне реальна. Шансы благоприятствуют тому, кто стремится к трудным целям. Такие люди также, скорее всего, отличаются новаторством, принимают на себя обоснованный риск, уверенны в себе, трудолюбивы, умеют ставить цели и ответственны.
Вопреки общераспространенному мнению малый бизнес процветает в тени крупного бизнеса. Одно из исследований показывает, что как правило, малые производства являются более прибыльными, нежели крупные перерабатывающие компании.
Будущее малого бизнеса выглядит
блестящим. Все больше мужчин и женщин
станут участвовать в малом бизнесе.
И они будут все более
Список литературы
1. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. - М.: Юнити, 2005, 384 с.
2. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент. - М, 2005, 368с.
3. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2005, 298 с.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ, 2004, 478 с.
5. Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д. Предпринимательство и малый бизнес: Учеб пособие. - Минск: Высшая школа, 2007, 264 с.
6. Кэмпбел Стратегический менеджмент. - М., 2003, 548 с.
7. Мескон М., Альберт М., Хедоуи Ф. Основы менеджмента: Учебник. - 3-е изд. - М.: Дело, 2006, 704 с.
8. Мыльник В.В. Исследование систем управления. - М., 2004, 284 с.
9. Осипов Ю.М.
Основы предпринимательского
10. Панов А.И. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, 418 с.
11. Сорокина Л.А. Менеджмент в малом бизнесе: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, 276 с.
12. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005, 316 с.
Размещено на Allbest.ru
Список литературы
1. Вестник Научно-
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета. №3 за 2005 г. Статья «Особенности менеджмента в малом бизнесе»
Информация о работе Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса