Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

В нашей стране и зарубежом с развитием рыночной экономике выдвигаются высокие требования к предприятиям малого бизнеса. Малый бизнес играет важную роль в обеспечении процветания экономики, развитии инноваций, повышению конкурентоспособности.
Проблема очень актуально, в связи с активным развитием предприятий малого бизнеса возникает ряд трудностей, для решения проблемы вводится понятие менеджмента на предприятиях.
За последние годы произошел небывалый рост числа предприятий малого бизнеса, особенно в сферах, где небольшие затраты, капиталовложений и кооперации множества работников.

Содержание

Введение
Общая характеристика представления менеджмента в малом бизнесе
1.1 Понятие, роль, сущность и функции менеджмента
1.2 Менеджмент в малом бизнесе
1.3 Преимущества и недостатки менеджмента в малом бизнесе
2 Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса
2.1 Сущность малого бизнеса
2.2 Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса
2.2.2 Простая структура предприятия малого бизнеса
2.3 Проблемы роста предприятиям малого бизнеса и методы их решений
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая № 4 .docx

— 104.17 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

  1. Общая характеристика представления менеджмента в малом бизнесе

1.1 Понятие, роль, сущность и функции менеджмента

1.2 Менеджмент в малом бизнесе

1.3 Преимущества и недостатки менеджмента в малом бизнесе

2 Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса

2.1 Сущность малого бизнеса

2.2 Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса

2.2.2 Простая структура  предприятия малого бизнеса

2.3 Проблемы роста предприятиям малого бизнеса и методы их решений

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В нашей стране и зарубежом с развитием рыночной экономике выдвигаются высокие требования к предприятиям малого бизнеса. Малый бизнес играет важную роль в обеспечении процветания экономики, развитии инноваций, повышению конкурентоспособности.

Проблема очень актуально, в связи с активным развитием  предприятий малого бизнеса возникает ряд трудностей, для решения проблемы вводится понятие  менеджмента на предприятиях.

За последние годы произошел небывалый рост числа предприятий малого бизнеса, особенно в сферах, где небольшие затраты, капиталовложений и кооперации множества работников.

Цель менеджмента  заключается  в разработке и реализации стратегий  по управлению предприятий. Разработка стратегии может быть либо формальной, либо рациональной.

Чтобы повысить эффективность, особенно на малых предприятиях, процесс  менеджмента не всегда должен придерживаться строго формального порядка. Менеджмент обеспечивает четкое стратегическое видение  и придает смысл миссии компании. Менеджмент позволяет организации  действовать предпринимать профилактические действия, не ограничиваясь только ответными шагами, повышает ее готовность с уверенностью встретить как  поддающиеся контролю, так и неконтролируемые ситуации.

Целью курсовой работы является, изучение особенностей менеджмента на предприятиях малого бизнеса, выявить его характерные особенности, преимущества и недостатки, выявить методы их решений.

 

 

 

 

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА  В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

 

1.1 Понятие, сущность, стратегии и задачи менеджмента

Менеджмент - управление организацией в долгосрочной перспективе, направленное на обеспечение её конкурентных преимуществ с учетом условий организационной среды.

Основными задачами менеджмента являются:

  • объяснение природы управленческого труда;
  • установление причинно-следственных связей в управленческих процессах;
  • выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным.

Стратегия - направление действия, движения организации по достижению поставленных целей.

Стратегии менеджмента включает в себя следующие виды:

  • Корпоративная стратегия:
    • портфельная и многопрофильная;
    • стратегия развития.
  • Деловые стратегии:
    • конкурентная стратегия;
    • стратегия конкурентного поведения.
  • Функциональная стратегии:
    • повышение эффективности различных внутрифирменных видов деятельности, при этом учитываются 3 параметра: время, затраты и качество;
    • оптимизация использования различных видов ресурсов: финансовых, материальных, человеческих, информационных.
  • Операционная стратегия.

Функции менеджмента –  специфические действия руководителя в системе управления. Функции менеджмента классифицируются по двум группам:

  • общие функции – выполняются всеми руководителями, не зависимо от сферы деятельности и масштабов организации;
  • специфические функции – выполняются руководителем в зависимости от конкретной ситуации и используемых методов управления.

 

1.2 Менеджмент в малом бизнесе

Для малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Такая фирма обычно управляется  собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства. При  этом, как правило, глава фирмы  сам занимается финансами, снабжением, сбытом, ценами, рекламой.

По мере роста предприятия  и объема продаж создается управленческая группа. Она может включать управляющего (собственника фирмы), агента по снабжению, агента по сбыту, бухгалтера. Но даже при  такой простой организационной  структуре многие малые фирмы  сталкиваются со сложными проблемами. Как показывает опыт, один из основных факторов, способствующих разорению  малых фирм – нехватка управленческих знаний у владельцев и управляющих  этих предприятий. Поэтому они для  выживания и эффективного функционирования в условиях жесткой конкуренции  рано или поздно вынуждены прибегать  к услугам консультационных фирм или привлекать на работу профессиональных менеджеров.

Таким образом, главным требованием  к управлению малым предприятием в условиях рынка является обеспечение  его приспособляемости к меняющимся условиям хозяйствования.

Особенности менеджмента  в малом бизнесе обусловлены  преимущественно неформальным исполнением  власти. Взаимоотношения менеджера  и подчиненных носят довольно непосредственный и открытый характер. Практика выработала определенные требования к личности менеджера малого бизнеса:

1.      Менеджер всегда на виду, его авторитет зависит от его профессиональных и личных качеств.

2.      Менеджер должен обладать большой гибкостью в работе, уметь предвидеть события и приспосабливать деятельность фирмы к меняющимся условиям.

3.      Менеджер должен обладать способностью формировать и развивать эффективные рабочие группы.

4.      Менеджер должен воспринимать своих подчиненных как группу, а не как отдельных личностей, и поддерживать общение с ними как с группой.

5.      Задача менеджера – не формализовать отношения в коллективе, а учитывать их в своей работе, поддерживать атмосферу творческого взаимодействия.

6.      Менеджер должен обладать высокой способностью влиять на окружающих.

7.      Менеджер должен уметь обучать и развивать подчиненных.

8.      Менеджер несет ответственность за результаты работы и атмосферу в коллективе.

Перечисленные требования характеризуют  грамотного, профессионального менеджера, знающего особенности управления коллективом  в малом бизнесе и учитывающего их в своей работе.

Немаловажным для развития малого предприятия является то, как  руководитель выполняет свои функции, т.е. не то, что он делает, а как  он это делает. Другими словами, очень  важно правильно выбрать стиль  управления в малом бизнесе. Обычно различают три основных стиля  управления: авторитарный, демократический, либеральный. Однако на практике каждый руководитель имеет свой стиль управления, так или иначе сочетающий элементы всех трех стилей. В результате можно  выделить пять характерных типов  управленческого поведения: диктатор, демократ, пессимист, манипулятор, организатор.

Менеджер-диктатор в основном ориентирован на производство и уделяет  минимум внимания конкретным людям. Работа в таких условиях никому не приносит удовлетворения. Диктатор –  плохой управляющий.

Менеджер-демократ прямо  противоположный диктатору. Дела у  такого менеджера идут как бы сами собой. Польза от этого не очень большая.

Менеджер-пессимист руководствуется  девизом "Не вмешивайся в естественный ход событий". Польза от таких  руководителей очень малая.

Менеджер-манипулятор во всем пытается достичь компромисса. Здесь проявляется склонность менеджера  к манипулированию людьми.

Менеджер-организатор самый  продуктивный тип менеджера, учитывающий  нужды производства, а также потребности  и интересы людей. Важнейшей характеристикой  данного типа является устремленность к инновациям и нацеленность на постоянное развитие организации.

Именно тип менеджера-организатора является предпочтительным для предприятий  малого бизнеса, управления небольшим  коллективом, где взаимоотношения  руководителей и подчиненных  носят непосредственный и открытый характер. В малом трудовом коллективе начальствование обычно не подчеркивается, более того, обязанности по управлению нередко выполняются менеджером параллельно с другой работой, в  рамках практической деятельности предприятия. Без бюрократических отношений  сотрудники работают эффективно и с  удовольствием. Результаты и хорошая  атмосфера во многих случаях рождаются  сами по себе, поскольку в малой  группе именно работа стимулирует творческий подход и инициативу и каждый видит  значение своей деятельности как части конечного результата.

Таким образом, в малом  бизнесе предпочтительнее тот стиль  управления, который осуществляется преимущественно на неформальной основе, нацелен на создание творческой атмосферы  в коллективе, ориентированной на достижение результатов.

В современный условиях становления и углубления рыночных механизмов регулирования экономики страны, малые предприятия вынуждены конкурировать не только друг с другом, но и с крупным бизнесом. Конкурентоспособность же любому предприятию, в том числе и малому, может обеспечить только рациональное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящегося в его распоряжении. В связи с этим с каждым годом повышается значение финансового менеджмента, целью которого является выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения стратегических и тактических целей деятельности фирмы.

Финансовый менеджмент в  малом бизнесе в силу специфических  особенностей становления и развития малых предприятий несколько  отличается от практики управления финансами  крупных предприятий. Это выражается в следующем:

1.      В небольшой фирме все функции финансового менеджера ложатся, как правило, на одного сотрудника (обычно это руководитель – хозяин данного предприятия). И именно он принимает решения по привлечению и использованию финансовых ресурсов, по установлению цены на производимую/продаваемую продукцию и распределению полученной прибыли. Как правило, этот сотрудник не имеет специального финансового, а зачастую и экономического, образования и вырабатывает политику поведения на рынке исходя из приобретенного опыта работы в данной сфере, собственного предпринимательского чутья и факта наличия денежных средств на счете.

2.      Финансовый менеджмент направлен на максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, имущества акционеров, чистых активов в расчете на акцию, прибыли. Малые фирмы, созданные в форме АО, имеют право выпускать акции, но в силу определенных трудностей этой процедуры, как правило, не делают этого. Следовательно, финансовый менеджмент на малых предприятиях, в первую очередь, направлен на максимизацию прибыли, доходов владельцев, на достижение безубыточности производства.

3.      На крупных предприятиях обычно разрабатывается финансовая политика или общая стратегия деятельности предприятия, включающая комплекс стратегических и тактических целей развития компании, на основе которых разрабатывается маркетинговая, ценовая, инвестиционная, кредитная и др. политика.

В небольших компаниях, как  правило, отсутствуют документы, фиксирующие  стратегические цели и тактические  задачи развития данного предприятия. Малая фирма обычно создается  по частной инициативе ее собственника для реализации его внутренних возможностей и вся деятельность компании подчинена его личным интересам.

4.      Одним из приоритетных направлений финансового менеджмента в современных условиях хозяйствования является оптимизация налогообложения. На крупных предприятиях все чаще привлекают специалистов для определения наиболее низкого уровня налоговых обязательств и разработки мер по законному снижению налоговых платежей.

Малые предприятия не могут  привлечь дорогостоящего специалиста  по вопросам налогообложения и поэтому  используют, как правило, незаконные способы ухода от налогов: ведение  двойной бухгалтерии, выписка фиктивных  счетов и т.д.

5.  Финансовый итог предпринимательства характеризуется в первую очередь прибылью, которую получает предприниматель. Чтобы ее получить, надо производить и продавать только то, что требуется рынку. Следовательно, для эффективного функционирования предприятию не обойтись без маркетинга, который представляет собой комплексную и целенаправленную деятельность в области производства и рынка, обеспечивающую удовлетворение потребностей как потребителей, так и производителя.

На малых предприятиях, как правило, не уделяется должного внимания маркетингу в силу отсутствия: 1) понимания важности разработки маркетинговой  политики и 2) “лишних” денежных средств, необходимых для изучения рынка, покупателей, конкурентов или оплаты соответствующих специалистов. Маркетинговая  политика на малом предприятии обычно сводится к следующему: продавать  тот товар (услугу), который пользуется спросом и до тех пор, пока он приносит прибыль. Другими словами, предприниматель  при принятии маркетинговых решений  основывается не на данных опросов  и точных расчетах эффективности  продажи того или иного продукта, а на собственном видении фактической  ситуации на рынке, опыте и интуитивном  восприятии событий.

Информация о работе Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса