Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

В нашей стране и зарубежом с развитием рыночной экономике выдвигаются высокие требования к предприятиям малого бизнеса. Малый бизнес играет важную роль в обеспечении процветания экономики, развитии инноваций, повышению конкурентоспособности.
Проблема очень актуально, в связи с активным развитием предприятий малого бизнеса возникает ряд трудностей, для решения проблемы вводится понятие менеджмента на предприятиях.
За последние годы произошел небывалый рост числа предприятий малого бизнеса, особенно в сферах, где небольшие затраты, капиталовложений и кооперации множества работников.

Содержание

Введение
Общая характеристика представления менеджмента в малом бизнесе
1.1 Понятие, роль, сущность и функции менеджмента
1.2 Менеджмент в малом бизнесе
1.3 Преимущества и недостатки менеджмента в малом бизнесе
2 Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса
2.1 Сущность малого бизнеса
2.2 Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса
2.2.2 Простая структура предприятия малого бизнеса
2.3 Проблемы роста предприятиям малого бизнеса и методы их решений
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая № 4 .docx

— 104.17 Кб (Скачать)

Для определения  стадии роста, на которой находится  предприятие, необходимо выполнение трех видов анализа:

 

1.

анализ деятельности, необходимой  для достижения целей, что позволяет  установить приоритеты в работе каждого  руководителя;

 

2.

анализ необходимых решений, помогающий первому руководителю осознать, что  у него слишком много серьезных  и долгосрочных проблем, требующих  обдумывания;

 

3.

анализ связей в структуре  менеджмента, позволяющий осуществить  изменения в подходе и поведении, осознать первому руководителю, что  «поддерживать отношения с коллективом» – больше не его работа, а операционных менеджеров. Данный анализ ведет к установлению четких стандартов эффективности, при отсутствии которых проблему некомпетентных ветеранов производства решить  невозможно.

 

Рост  является результатом успешной деятельности, это нормальный результат успеха, возможный вследствие правильного  и грамотного управления. Руководитель склонен считать успех доказательством  правильности своих действий, но при  этом он должен знать, что рост требует  изменения подхода. Прежние методы и модель поведения, с помощью  которых компания достигла первоначального  успеха, с ростом бизнеса перестают  работать.

 

2.3 Проблемы роста предприятиям малого бизнеса и методы их решений

По мнению большинства  общественных деятелей малому бизнесу выгоднее пребывать "в тени". Этому способствует политика федерального центра, обложившего мелких предпринимателей явно непосильным единым социальным налогом. Не отстает и региональная власть, упорно стремящаяся все налоги устанавливать по максимальной ставке. А уж в количестве административных барьеров, в числе проверяющих и контролирующих тем более недостатка нет. Получить кредит для малого бизнеса – практически неосуществимая мечта. Подробнее см. кредитование. 

 

Проблема № 1. Статистика.  

 

Сегодня в области  нет достоверных данных о состоянии  и динамике развития сектора малого предпринимательства. Данные комитетов  государственной статистики, государственной  налоговой инспекции и справочных служб городских и районных администраций  расходятся значительно. Разница в  тысячи предприятий и десятки  тысяч частных предпринимателей. Более того, не ведутся специальные  статистические исследования по состоянию  малого предпринимательства.

О вкладе малых  предприятий и предпринимателей в бюджеты разных уровней также  судить трудно, так как нет чётко  выраженной системы подсчёта финансовых результатов. 

 

Предложение: 

 

 

   1. поручить региональному комитету государственной статистике разработать мониторинговую систему анализа состояния малого предпринимательства;   

2. создать группу  мониторинга малого предпринимательства,  выделить средства для обеспечения  её работы; 

 

Проблема № 2. Отношение  государства к малому бизнесу  в целом. 

 

Можно со всей определённостью  сказать, что в области отсутствует  понимание на государственном уровне (со стороны администраций и депутатского корпуса) значимости развития малого предпринимательства.  

 

Предложение: 

 

 

   1. Образовать при региональной  ТПП постоянно действующий “круглый  стол” с одной темой: “Бизнес  и власть. Проблемы взаимоотношения”  с приглашением предпринимателей, представителей органов законодательной  и исполнительной власти, СМИ.  По результатам заседаний принимать  решение, которое обязательно  опубликовывать в местной печати.   

2. Необходимо объявить  развитие малого предпринимательства  главным приоритетом экономической  политики администрации области  на ближайшие 2-3 года.  

3. Сделать обязательной  общественную экспертизу законопроектов, поступающих на рассмотрение  в органы законодательной власти.  

 

Проблема № 3. Недостаточный  доступ малого бизнеса к материальным и финансовым ресурсам. 

 

Предложение: 

 

 

   1. Разработать областную программу  (политику) в области кредитования  и микрофинансирования малого бизнеса;  

2. Создать открытую  для пользования базу информационного  обеспечения предпринимателей по  вопросам получения кредитов, по  конкурсам, тендерам, свободным площадям  и земельным участкам и оборудования;   

3. Осуществить  меры по поддержке и развитию  кредитной кооперации, лизинга, франчайзинга, субконтрактинга и других прогрессивных финансово-производственных схем малого бизнеса. 

 

Проблема № 4. Административные барьеры на пути развития предпринимательства  

 

Предложение:

Начать введение Единых книг контроля по проверкам  субъектов малого предпринимательства.  

 

Проблема № 5. Недостаточное  самосознание предпринимателей. 

 

 

    * Проблема заключается в том,  что уровень консолидации малого  бизнеса не соответствует уровню  его развития. Малый бизнес практически  не имеет общественных объединений,  которые занимались бы его  проблемами, осуществляли от его  имени диалог бизнеса и власти.    

* Предприниматели  пока не осознают себя реальной  социально-значимой силой. Все  усилия по формированию положительного  имиджа предпринимателя не имеют  значительных результатов.   

* До сих пор  целый ряд сфер малого бизнеса  (автосервис, торговые услуги и  торговля, транспорт и т.д.) контролируется  криминальными структурами, работают  по “серым” схемам налогообложения  (не платят налог государству)  и общественное мнение о малом  предпринимательстве складывается  резко отрицательное. Предприниматели  же других сфер малого бизнеса  не имеют возможности (и желания)  опровергнуть такое общественное  мнение через СМИ и административные  аппараты всех уровней. 

 

Предложение: 

 

 

    1. Сделать условия для всех  сфер малого предпринимательства  равными и исключить возможность  ухода в серые схемы, особенно  для торговли, автосервиса и услуг.   

2. Совместно со  СМИ в течение 2-3 лет целенаправленно  работать по изменению социального  статуса и имиджа предпринимателя  с привлечением общественных  организаций и звеньев инфраструктуры  поддержки предпринимательства.  

3. Совместно с  общественными организациями, ТПП  разработать систему мер по  повышению общественной значимости  и имиджа предпринимателя. 

 

Заключение.

Анализ показывает, что ожидаемого широкомасштабного  развития малого бизнеса в регионах не состоялось. Нет ни количественного, ни качественного роста в сфере  малого предпринимательства. Более  того наблюдается тенденция к  снижению числа малых предприятий  и полная неразбериха с предпринимательством без образования юридического лица. Какой-нибудь достоверной статистики на сегодняшний день нет ни по каким разделам малого предпринимательства. Основная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. Для решения такого большого объёма проблем, особенно если учесть их сложность, требуются соответствующие силы, возможности и политическая воля к изменению сложившегося положения.  

 

(на основании  материалов Пермской области) 

 

По мнению Г.Кичинева, заслуженного экономиста РФ, г.Каспийск, основными факторами, сдерживающими развитие малого и среднего предпринимательства (МСП), являются: 

 

 

    * отсутствие четко сформулированной, через систему правовых актов,  государственной политики по  отношению к малому бизнесу;   

* разрастание административных  барьеров (регистрация, лицензирование, системы контроля и разрешительной  практики, регулирование арендных  отношений; ограничение и запрет  по оказании услуг электроэнергии...)    

* налоговый пресс  и громоздкая система отчетности;    

* растущее недоверие  предпринимателей к власти, к  ее способности проводить долгосрочную  политику по обеспечению стабильных  условий ведения бизнеса. 

 

К неотложным мерам  создания условий для развития МСП, на мой взгляд, являются следующее: 

 

 

    * при формировании бюджета  города, района, необходимо предусмотреть  выделение отдельной строкой  хотя бы не менее 2 процентов  от бюджетной массы для поддержки  малого предпринимательства;   

* необходимо установить  порядок направления не менее  25 процентов средств, полученных  за счет приватизации и средств  фонда занятости, на цели создания  новых рабочих мест в малом  предпринимательстве;   

* надо бы предоставлять  предпринимателям основные фонды,  включая нежилые помещения и  земельные участки, в аренду  на льготных условиях;   

* необходимо определить  предельный перечень местных  органов исполнительной власти  и управления, допускаемых к осуществлению  контрольных функций, устанавливая  регламентные сроки, периодичность  и последовательность контрольных  проверок различными органами;   

* для исключения  практики дублирования проверок  различными контролирующими организациями  было бы целесообразно ввести  проведение исключительно комплексных  единовременных проверок;   

* на каждом малом  и среднем предприятии желательно  ввести книгу регистрации всех  инспекторских проверок, проводимых  контролирующими органами;   

* необходимо определить  и устранить бюрократический  барьер, связанный с разрешительной  практикой, лицензированием, регистрацией, проблемами в сфере аренды  помещения, землеустройства, оказанием  услуг по электроэнергии и  т.д. для предпринимательской  деятельности. 

 

Реализация всех этих мер в комплексе, несомненно, даст толчок развитию предпринимательства  в республике.

Европейский опыт 

 

В европейских странах  существуют разработанные системы  оценки эффективности функционирования малого предпринимательства. Так, отметим, что вмененные налоги разрабатываются  с учетом отраслевых особенностей, методом контракта (аналог нашего патента), методами, основанными на обороте, рассчитанными  на основании косвенных показателей. В последнем случае требуется  масштабное предварительное исследование с необходимостью выделения тех  факторов, которые определяют нормальный доход в конкретных отраслях, а  также определение коэффициентов  для каждого фактора. 

 

 

 

В большинстве случаев  вмененными налогами облагаются: бытовые  услуги, общественное питание, сфера  мелкой розничной торговли.

Рекомендации по итогам проведения Северо-Западного  Форума по поддержке малого и среднего бизнеса. 2-3 декабря 2002 года, Санкт-Петербург, Пушкин, Дворец Кочубея 

 

Участники Форума, обсудив ситуацию, складывающуюся в  сфере малого и среднего бизнеса  в регионах Северо-Западного федерального округа за год, прошедший после принятия “Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства  в Российской Федерации”, отмечают, что в Северо-Западном федеральном  округе документ получил широкий  отклик, многое было предпринято регионами  для улучшения ситуации в этом секторе экономики. 

 

По многим важнейшим  показателям развития малого предпринимательства, округ устойчиво занимает лидирующие позиции в Российской Федерации.  

 

На Северо-Западе сосредоточена десятая часть всех индивидуальных предпринимателей и около шестой части малых предприятий Российской Федерации. При этом по числу малых предприятий на душу населения округ превосходит все другие регионы России. На СЗФО приходится 12% общего объема продукции (работ, услуг) и 12% инвестиций, вкладываемых в основной капитал на малых предприятиях страны.  

 

Проблемы координации действий органов власти субъектов федерации, местного самоуправления, организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, финансовых институтов вызвали необходимость создания окружного информационно-аналитического и методического центра для решения проблем, стоящих перед малым бизнесом и создания благоприятных условий для его развития.  

 

 

 

Инициативу по созданию такого Центра взяли на себя представители  исполнительной власти и целый ряд  организаций, занимающихся поддержкой предпринимательства: аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном  округе, Территориальное управление МАП РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской  области, Российское Агентство поддержи малого и среднего бизнеса, МЦСЭИ  “Леонтьевский Центр”, Санкт-Петербургский Фонд развития бизнеса, органы власти и организации инфраструктуры поддержки предпринимательства регионов округа.  

 

 

 

Эта работа была активно  поддержана международными организациями: Всемирным Банком, Программой ЕС Тасис, Агентством США по международному развитию, Фондом “Евразия”, государственной кредитной компанией ОАО Финнвера (Финляндия), при участии которых начата реализация ряда проектов и идет выработка программ совместных действий на ближайший период. 

Информация о работе Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса