Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

В нашей стране и зарубежом с развитием рыночной экономике выдвигаются высокие требования к предприятиям малого бизнеса. Малый бизнес играет важную роль в обеспечении процветания экономики, развитии инноваций, повышению конкурентоспособности.
Проблема очень актуально, в связи с активным развитием предприятий малого бизнеса возникает ряд трудностей, для решения проблемы вводится понятие менеджмента на предприятиях.
За последние годы произошел небывалый рост числа предприятий малого бизнеса, особенно в сферах, где небольшие затраты, капиталовложений и кооперации множества работников.

Содержание

Введение
Общая характеристика представления менеджмента в малом бизнесе
1.1 Понятие, роль, сущность и функции менеджмента
1.2 Менеджмент в малом бизнесе
1.3 Преимущества и недостатки менеджмента в малом бизнесе
2 Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса
2.1 Сущность малого бизнеса
2.2 Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса
2.2.2 Простая структура предприятия малого бизнеса
2.3 Проблемы роста предприятиям малого бизнеса и методы их решений
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая № 4 .docx

— 104.17 Кб (Скачать)

Анализ стратегических факторов в свете текущей ситуации с  применением SWOT-анализа. Потенциальные  преимущества и слабые места предприятия  следует оценивать в свете  возможностей и угроз внешней  среды.

Принятие решения о  том, следует или не следует действовать. Если представляется, что главную  идею бизнеса осуществить реально, следует продолжать действовать. В  противном случае необходимо отказаться от дальнейшей разработки идеи до тех  пор, пока не изменятся стратегические факторы.

Создание бизнес-плана, содержащего  практические меры по претворению идеи в действительность.

Реализация бизнес-плана  с использованием планов действий и  практических мер.

Оценка реализованного бизнес-плана - сопоставление фактических результатов  деятельности с запланированными. В той степени, в какой фактические результаты деятельности отличаются в ту или иную сторону от запланированных, предпринимателю следует пересмотреть миссию компании, ее задачи, стратегии, политику и программы и по возможности внести изменения в первоначальный бизнес-план.

 

 

 

 

2 Особенности  менеджмента на предприятиях малого бизнеса

 

2.1 Сущность малого бизнеса

Термин «бизнес» имеет английское происхождение  и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.

Бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность  деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической  выгоды в иной форме.

В России малый  бизнес развивается сравнительно недолго. Кооперативы, которые появились  в 1987 и стали основой строительства  малого бизнеса это был выбор  здоровых, демократических, рыночных отношений. В этой статье я хочу раскрыть сущность малого бизнеса. Малое предпринимательство  один из ведущих секторов который  определяет темпы экономического роста  страны, состояние занятости населения, качество и структуру валового национального  продукта. Развитие малого бизнеса  во многом зависит от политики внутренней и внешней политики государства. Также способствует формированию гибкой смешанной экономики, созданию адекватной модели хозяйства, что способствует развитию конкурентного рынка.

И так в чем  же заключается сущность малого бизнеса. Малое предприятие – это небольшая  фирма, управляющим которой является независимый владелец. Также эта  фирма не занимает доминирующую позицию  на рынке в своей отросли. Отвечает определенным нормам закона, критериям по числу работников, которые работают на фирме за отчетный период и доходу, который она получает. 
Основными показателями или критерием, который относит тот или иной бизнес к малому или среднему является:

1. Численность работников

2. Размер уставного  капитала

3. Величина активов

4. Величина оборота  (прибыль, доход)

Это не весь перечень показатель, по которым предприятие  можно отнести к субъекту малого бизнеса.

В 1995 году был принят закон РФ о государственной поддержке  малого предпринимательства. Согласно закону, под понятием малый бизнес принято понимать — коммерческие организации, в основном капитале которых доля общественных, частных и религиозных организаций, а также благотворительных фондов, а также субъектов РФ не превышает 25%. И средняя численность рабочих не превышает определенного уровня:

— в промышленности – 100 человек; 
— в строительстве – 100 человек; 
— на транспорте – 100 человек; 
— в сельском хозяйстве – 60 человек; 
— в научно-технической сфере – 60 человек; 
— в оптовой торговле – 50 человек; 
— в бытовом обслуживании и розничной торговле – 30 человек; 
— при осуществлении других видов деятельности в остальных отраслях – 50 человек.

В этом же законе установлено, что под субъектом малого предпринимательства  понимается физическое лицо, которое  не имеет юридического образования, которое занимается предпринимательской  деятельностью.

Сущность малого бизнеса состоит в его простоте и его преимуществах: простоте контроля, учета и управления, мобильности, ориентированности на научно-технический  прогресс, восприимчивости к инновациям

В одном из английских учебников по бизнесу дается и  такое определение: «Бизнес - это  деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для  извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен  на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес в  небольших масштабах на малых  предприятиях называется малым.

В одном из современных  экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим  образом: «Малое предприятие - небольшое  предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».

В большинстве определений  подчеркивается, что бизнес - деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной  форме собственности. При этом все  же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

К малому предприятию  относится коммерческая организация  в любой сфере деятельности, которая  по своим критериям, установленным  государством, относится к малому бизнесу.

Предприниматели без  образования юридического лица также  относятся к малому бизнесу.

Экономика любого государства не может нормально  развиваться без оптимального сочетания  крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.

Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.

С экономической  стороны роль и значение малого бизнеса  можно определить при помощи следующих  показателей:

* доли валового  внутреннего продукта (ВВП), создаваемого  в малом бизнесе;

* доли национального  дохода, создаваемого в малом  бизнесе;

* доли мелких  предприятий в общем количестве  коммерческих предприятий;

* доли трудоспособного  населения, занятого в малом  бизнесе;

* доли малого  бизнеса в экспорте продукции;

* доли налогов,  поступающих от малого бизнеса,  в их общей величине;

* доли основного  капитала, функционирующего в малом  бизнесе;

* доли отдельных  видов продукции или услуг,  производимых малым бизнесом, в  общем их объеме и др.

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике  страны.

Например, в США  на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого  дохода; в странах ЕС на малых  предприятиях трудится свыше 70% работающего  населения; в Японии на хозяйственные  единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС - 67%, Японии - 55%.

Необходимо отметить, что в бывшем СССР не уделялось  должного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался крупным  и средним предприятиям, что привело  в конечном итоге к монополизации  промышленного производства. С переходом  на рыночные отношения это стало  существенным тормозом для развития национальной экономики.

Малый бизнес в  Российской Федерации стал развиваться  с 1988 г., но особенно интенсивно - начиная  с 1990 г. На начало 2003 г. уже насчитывалось 882,3 тыс. малых предприятий. За анализируемый  период среднегодовой темп их прироста составил 8,5%. Малые предприятия в  Российской Федерации уже создают 10-11% ВВП, в них занято свыше 7,2 млн. человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей - более 11 млн. чел., что  составляет 16,9% общего количества занятых  в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5-6 раз, а следовательно, в Российской Федерации далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка развитию малого бизнеса.

Развитие в России малого бизнеса имеет большое  народно-хозяйственное значение в  силу следующих обстоятельств:

* мелкий бизнес  позволяет заполнить все наши  рынки и наиболее полно удовлетворять  потребности населения в потребительских  товарах и услугах;

* для создания  мелких фирм не требуются крупные  инвестиции и длительный срок  их сооружения;

* развитие мелкого  бизнеса - это одно из действенных  направлений антимонопольной политики  и обеспечения конкурентной среды;

* мелкие предприятия  проще в управлении, им не нужно  создавать сложные управленческие  структуры;

* мелкие фирмы  могут быстрее и дешевле перевооружиться,  внедрять и апробировать новую  технологию, проводить частичную  или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания  автоматизированного и ручного  труда;

* развитие мелкого  бизнеса позволяет в значительной  степени решить или смягчить  проблему безработицы;

* с развитием  мелкого бизнеса появляется средний  класс и класс мелких собственников,  заинтересованный в стабилизации  экономики и наведении элементарного  порядка в стране;

* малый бизнес  отличается от среднего и крупного  бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;

* в современных  условиях РФ, когда процесс становления  малого бизнеса в нашей стране  находится на начальном этапе,  его дальнейшее развитие в  количественном и качественном  плане является важнейшим фактором  поступательного подъема национальной  экономики.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый  характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим  направлениям:

* в снижении  уровня безработицы;

* в более полном  удовлетворении потребностей граждан  в продукции и услугах;

* в улучшении  качества обслуживания;

* в более высокой  удовлетворенности людей, особенно  высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою  работу прежде всего как средство самовыражения;

* в формировании  среднего класса в обществе  как основы для развития экономики  и повышения жизненного уровня  граждан;

* в формировании  многочисленного класса мелких  собственников, которые в наибольшей  степени заинтересованы в обеспечении  порядка и стабильности в обществе  и экономике;

* в снижении  забастовок и социальной напряженности  в обществе.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как  известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического  веса на международной арене, что, в  свою очередь, приносит этому государству  не только политические, но и экономические  дивиденды.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.

Эти и другие преимущества малого предпринимательства являются стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство  обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.

Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются  и уязвимые места. Главное из них - малая величина индивидуального  капитала. Для подавляющего большинства  малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения  деловых операций появляется возможность  использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют  с малыми предприятиями, потому что  для них мелкие ссуды менее  выгодны, чем кредиты крупным  предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку - в отличие от крупных - они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

Характерный для  малого бизнеса низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости  от кредита. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита  связано с большим риском его  несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства. Но и эти негативные моменты с лихвой перекрываются  достоинствами малого бизнеса.

 

2.2 Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса

 

Эффективное решение проблем активизации  малого и среднего предпринимательства  – одно из важнейших направлений  повышения результативности и гармоничности  российского хозяйства. Для этого  необходимы значительные усилия государства, но и сами предприниматели–собственники, а также менеджеры, действующие  в данной сфере, должны уметь работать в условиях неопределенности и нестабильности, использовать внешние и внутренние факторы эффективности менеджмента. К сожалению, в целом их квалификация недостаточна для ответа на многие вызовы конкурентной среды.

Информация о работе Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса