Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:50, курсовая работа
В нашей стране и зарубежом с развитием рыночной экономике выдвигаются высокие требования к предприятиям малого бизнеса. Малый бизнес играет важную роль в обеспечении процветания экономики, развитии инноваций, повышению конкурентоспособности.
Проблема очень актуально, в связи с активным развитием предприятий малого бизнеса возникает ряд трудностей, для решения проблемы вводится понятие менеджмента на предприятиях.
За последние годы произошел небывалый рост числа предприятий малого бизнеса, особенно в сферах, где небольшие затраты, капиталовложений и кооперации множества работников.
Введение
Общая характеристика представления менеджмента в малом бизнесе
1.1 Понятие, роль, сущность и функции менеджмента
1.2 Менеджмент в малом бизнесе
1.3 Преимущества и недостатки менеджмента в малом бизнесе
2 Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса
2.1 Сущность малого бизнеса
2.2 Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса
2.2.2 Простая структура предприятия малого бизнеса
2.3 Проблемы роста предприятиям малого бизнеса и методы их решений
Заключение
Список литературы
Анализ стратегических факторов в свете текущей ситуации с применением SWOT-анализа. Потенциальные преимущества и слабые места предприятия следует оценивать в свете возможностей и угроз внешней среды.
Принятие решения о том, следует или не следует действовать. Если представляется, что главную идею бизнеса осуществить реально, следует продолжать действовать. В противном случае необходимо отказаться от дальнейшей разработки идеи до тех пор, пока не изменятся стратегические факторы.
Создание бизнес-плана, содержащего практические меры по претворению идеи в действительность.
Реализация бизнес-плана с использованием планов действий и практических мер.
Оценка реализованного бизнес-плана
- сопоставление фактических
2 Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса
2.1 Сущность малого бизнеса
Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.
Бизнес - самостоятельная,
осуществляемая на свой страх и риск
и под личную имущественную ответственность
деятельность отдельных граждан, направленная
на получение прибыли или
В России малый бизнес развивается сравнительно недолго. Кооперативы, которые появились в 1987 и стали основой строительства малого бизнеса это был выбор здоровых, демократических, рыночных отношений. В этой статье я хочу раскрыть сущность малого бизнеса. Малое предпринимательство один из ведущих секторов который определяет темпы экономического роста страны, состояние занятости населения, качество и структуру валового национального продукта. Развитие малого бизнеса во многом зависит от политики внутренней и внешней политики государства. Также способствует формированию гибкой смешанной экономики, созданию адекватной модели хозяйства, что способствует развитию конкурентного рынка.
И так в чем
же заключается сущность малого бизнеса.
Малое предприятие – это
Основными показателями или критерием,
который относит тот или иной бизнес к
малому или среднему является:
1. Численность работников
2. Размер уставного капитала
3. Величина активов
4. Величина оборота (прибыль, доход)
Это не весь перечень показатель, по которым предприятие можно отнести к субъекту малого бизнеса.
В 1995 году был принят закон РФ о государственной поддержке малого предпринимательства. Согласно закону, под понятием малый бизнес принято понимать — коммерческие организации, в основном капитале которых доля общественных, частных и религиозных организаций, а также благотворительных фондов, а также субъектов РФ не превышает 25%. И средняя численность рабочих не превышает определенного уровня:
— в промышленности
– 100 человек;
— в строительстве – 100 человек;
— на транспорте – 100 человек;
— в сельском хозяйстве – 60 человек;
— в научно-технической сфере – 60 человек;
— в оптовой торговле – 50 человек;
— в бытовом обслуживании и розничной
торговле – 30 человек;
— при осуществлении других видов деятельности
в остальных отраслях – 50 человек.
В этом же законе установлено, что под субъектом малого предпринимательства понимается физическое лицо, которое не имеет юридического образования, которое занимается предпринимательской деятельностью.
Сущность малого бизнеса состоит в его простоте и его преимуществах: простоте контроля, учета и управления, мобильности, ориентированности на научно-технический прогресс, восприимчивости к инновациям
В одном из английских учебников по бизнесу дается и такое определение: «Бизнес - это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым.
В одном из современных
экономических словарей сущность малого
предприятия трактуется следующим
образом: «Малое предприятие - небольшое
предприятие любой формы
В большинстве определений подчеркивается, что бизнес - деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.
К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу.
Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу.
Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.
Роль и значение
малого предпринимательства с
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:
* доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
* доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
* доли мелких
предприятий в общем
* доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
* доли малого бизнеса в экспорте продукции;
* доли налогов,
поступающих от малого бизнеса,
* доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
* доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.
С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.
Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС - 67%, Японии - 55%.
Необходимо отметить, что в бывшем СССР не уделялось должного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития национальной экономики.
Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1988 г., но особенно интенсивно - начиная с 1990 г. На начало 2003 г. уже насчитывалось 882,3 тыс. малых предприятий. За анализируемый период среднегодовой темп их прироста составил 8,5%. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10-11% ВВП, в них занято свыше 7,2 млн. человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей - более 11 млн. чел., что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5-6 раз, а следовательно, в Российской Федерации далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка развитию малого бизнеса.
Развитие в России малого бизнеса имеет большое народно-хозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
* мелкий бизнес
позволяет заполнить все наши
рынки и наиболее полно
* для создания
мелких фирм не требуются
* развитие мелкого
бизнеса - это одно из действенных
направлений антимонопольной
* мелкие предприятия
проще в управлении, им не нужно
создавать сложные
* мелкие фирмы
могут быстрее и дешевле
* развитие мелкого
бизнеса позволяет в
* с развитием
мелкого бизнеса появляется
* малый бизнес
отличается от среднего и
* в современных
условиях РФ, когда процесс становления
малого бизнеса в нашей стране
находится на начальном этапе,
его дальнейшее развитие в
количественном и качественном
плане является важнейшим
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
* в снижении уровня безработицы;
* в более полном
удовлетворении потребностей
* в улучшении качества обслуживания;
* в более высокой
удовлетворенности людей,
* в формировании
среднего класса в обществе
как основы для развития
* в формировании
многочисленного класса мелких
собственников, которые в
* в снижении
забастовок и социальной
Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.
Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.
Эти и другие преимущества малого предпринимательства являются стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.
Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются и уязвимые места. Главное из них - малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку - в отличие от крупных - они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.
Характерный для малого бизнеса низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства. Но и эти негативные моменты с лихвой перекрываются достоинствами малого бизнеса.
2.2 Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса
Эффективное
решение проблем активизации
малого и среднего предпринимательства
– одно из важнейших направлений
повышения результативности и гармоничности
российского хозяйства. Для этого
необходимы значительные усилия государства,
но и сами предприниматели–собственники,
а также менеджеры, действующие
в данной сфере, должны уметь работать
в условиях неопределенности и нестабильности,
использовать внешние и внутренние
факторы эффективности
Информация о работе Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса