Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:44, курсовая работа
Организационная структура управления - важное звено в научном теоретическом менеджменте. На практике применение основных типовых структур – это не только необходимость, но и неизбежность. Невозможно установить долговременные связи с персоналом на предприятии «методом хаоса». Все требует упорядоченности и иерархичности. В условиях современности для российского малого бизнеса, когда переход к рыночному укладу в экономике уже произошел, а понимания построения организации у многих предпринимателей еще нет, как никогда актуальным становится научный менеджмент и его основные учения, в частности его выводы о типовых организационных структурах управления.
Глава 1. Организационные структуры управления
Понятие организационной структуры и ее типы
Бюрократические структуры управления
1.2.1 Линейная организационная структура управления
1.2.2. Функциональная организационная структура управления
1.2.3. Линейно-функциональная (штабная) структура управления
1.2.4. Дивизиональная организационная структура управления
1.3. Адаптивные структуры управления
1.3.1. Проектная организационная структура управления
1.3.2. Бригадная организационная структура управления
1.3.3. Матричная организационная структура управления
Глава 2. Проектирование организационных структур
2.1. Анализ организационных структур
2.2. Проектирование организационных структур
2.3. Оценка эффективности организационных структур
Глава 3. Совершенствование организационной структуры на предприятии «ОАО 10-ГПЗ».
3.1 Оптимизация организационной структуры
3.2 Результат совершенствования организационной структуры
Заключение
Список используемой литературы
1.3.1.
Проектная организационная
структура управления
Проектная
организационная структура
Проектная
структура — это временный
орган управления, созданный для решения
конкретной задачи. Смысл ее состоит в
том, чтобы собрать в одну команду самых
квалифицированных сотрудников организации
для осуществления сложного проекта. Когда
проект завершен, команда распускается.
1.3.2.
Бригадная организационная
структура управления
Бригадная
организационная структура
1.3.3.
Матричная организационная
структура управления (рис.8)
Матричная структура управления представляет собой решетчатую организационную схему, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей. При матричной структуре персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе и подчинении, обязан также выполнять указания руководителей проектов или специальных штабов, советов и т.п., которые образуются для руководства отдельными разработками, проведения специальных работ (рис. 7).
Матричная структура управления сохраняет преимущества как линейно-функциональной, так и проектной структур. Она нацелена на взаимную согласованность работы всех подразделений организации для достижения целей различных проектов. Это упрощает координацию выполнения работ и создает предпосылки для наиболее квалифицированного выполнения отдельных функций. Структура обладает значительной гибкостью, поскольку упрощается перераспределение персонала для выполнения первоочередных работ.
Рис. 8
Матричная структура
управления
Таким образом, главным принципом организации матричной структуры является широкая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикалью образуются в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений. Преимущество матричной формы организации управления состоит в том, что она позволяет преодолеть внутриорганизационные барьеры, не мешая при этом развитию функциональной специализации. Иными словами, руководители проектов сохраняют за собой право определять первостепенность и сроки решения той или иной задачи, в то время как функциональный руководитель может лишь выбирать конкретного исполнителя и методику решения. Следовательно, матричная форма организации управления в наибольшей степени обеспечивает условия для согласованной деятельности руководителей и проявления индивидуальных способностей членов группы, не нарушая при этом принцип централизованного руководства.
Создание
матричной организационной
Основной
недостаток матричной структуры
— ее сложность. Тем не менее она
используется в ряде отраслей промышленности,
в частности, в химической, электронной,
в производстве вычислительной техники,
а также в банках, системе страхования,
правительственных учреждениях.
Таблица 5
Преимущества | Недостатки |
1)
возможность быстро 2) повышение
творческой активности 3) рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности; 4) увеличение
мотивации деятельности за 5) усиление
контроля за отдельными 6) сокращение
нагрузки на руководителей 7) повышение
личной ответственности за |
1) ложная
структура соподчинения, в результате
чего возникают проблемы, связанные
с установлением приоритетов
заданий и распределением времени
на их выполнение;
2) присутствие "духа" нездорового соперничества между руководителями программ; 3) необходимость постоянного контроля за "соотношением" сил между задачами управления по целям; 4) трудность в приобретении навыков, необходимых для работы по новой программе. |
Глава
2. Проектирование организационных
структур
Решение о проектировании организационной структуры управления принимается тогда, когда действующая структура неэффективна. В процессе проектирования ставится задача создания такой структуры управления, которая бы наиболее полно отражала цели и задачи организации, т.е. речь идет о том, чтобы вновь созданная структура наилучшим образом позволяла организации взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и таким образом удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
Процесс проектирования организационной структуры состоит из трех основных этапов:
1) анализ организационных структур;
2) проектирование;
3) оценка эффективности.
3.1. Анализ организационных
структур
Анализ действующей организационной структуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации. Т.е. определяют, насколько структура управления рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих ее качество. К оценочным критериям относятся:
В
результате анализа можно выявить
"узкие" места в деятельности
организации. Это может быть большая звенность
управления, параллелизм в работе, отставание
в развитии организационной структуры
от происходящих изменений внешней среды.
3.2.
Проектирование организационных
структур
Методические подходы к проектированию организационной структуры структуры управления в зависимости от заложенных в них сочетаний используемых методов можно условно объединить в четыре группы.
В процессе проектирования организационных структур управления организацией, как правило, решаются следующие задачи:
В конечном итоге устанавливаются управленческие функции для каждого структурного подразделения, потоки информации, взаимосвязи и документооборот, полномочия, ответственность и права подразделений и работников.
Вместе с тем, проектируя новую организационную структуру управления, нельзя забывать о требованиях, предъявляемых к организационным структурам, и принципах их построения.
Требования к организационной структуре:
Совершенство
организационной структуры
Информация о работе Основные типы организационых структур и их особенности на предприятии