Основные типы организационых структур и их особенности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Организационная структура управления - важное звено в научном теоретическом менеджменте. На практике применение основных типовых структур – это не только необходимость, но и неизбежность. Невозможно установить долговременные связи с персоналом на предприятии «методом хаоса». Все требует упорядоченности и иерархичности. В условиях современности для российского малого бизнеса, когда переход к рыночному укладу в экономике уже произошел, а понимания построения организации у многих предпринимателей еще нет, как никогда актуальным становится научный менеджмент и его основные учения, в частности его выводы о типовых организационных структурах управления.

Содержание

Глава 1. Организационные структуры управления
Понятие организационной структуры и ее типы
Бюрократические структуры управления
1.2.1 Линейная организационная структура управления
1.2.2. Функциональная организационная структура управления
1.2.3. Линейно-функциональная (штабная) структура управления
1.2.4. Дивизиональная организационная структура управления
1.3. Адаптивные структуры управления
1.3.1. Проектная организационная структура управления
1.3.2. Бригадная организационная структура управления
1.3.3. Матричная организационная структура управления
Глава 2. Проектирование организационных структур
2.1. Анализ организационных структур
2.2. Проектирование организационных структур
2.3. Оценка эффективности организационных структур
Глава 3. Совершенствование организационной структуры на предприятии «ОАО 10-ГПЗ».
3.1 Оптимизация организационной структуры
3.2 Результат совершенствования организационной структуры
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

     Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке "сверху вниз", а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации (например, зав. секцией, начальник отдела, директор магазина; или мастер участка, инженер, начальник цеха, директор предприятия). В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника, поскольку тот другой - начальник "моего" начальника. Схематически линейная структура управления может быть представлена в виде рис.3.

  

     Рис.3 Схема линейной организационной структуры управления 

     Как видно из рис.3, в линейной структуре управления каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Такая структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада и т.д.).

     В линейной структуре система управления организацией компонуется по производственному  признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.

     Линейная  структура управления является логически  более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.

     Линейная  организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки (табл.1). 

     Таблица 1

Преимущества Недостатки
1) единство и четкость распорядительства;

2) согласованность  действий исполнителей;

3) простота  управления (один канал связи);

4) четко  выраженная ответственность; 

5) оперативность  в принятии решений; 

6) личная  ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

1) высокие требования  к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечивать эффективное руководство по всем функциям управления;

2) отсутствие  звеньев по планированию и подготовке решений;

3) перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными, вышестоящими и сменными структурами;

4) затруднительные  связи между инстанциями;

5) концентрация  власти в управляющей верхушке.

 

     Серьезные недостатки линейной структуры в  определенной мере могут быть устранены функциональной структурой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2.2. Функциональная организационная  структура управления

       Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

     Идея  состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.

     В организации, как правило, специалисты  одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким  образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию. Отсюда и название - функциональная структура управления.

       
 
 

                                                                              Функции управления

                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнители

     Рис.4 Схема функциональной организационной структуры управления 

     Функциональное  управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.

     Как видно из рис.4, вместо универсальных менеджеров (см. рис.3), которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и прогнозирование).

     Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.

     Как и линейная, функциональная структура  имеет свои преимущества и недостатки (табл.2).  
 

     Таблица 2

Преимущества Недостатки
1) высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;

2) освобождение  линейных менеджеров от решения  некоторых специальных вопросов;

3) стандартизация, формализация и программирование  явлений и процессов;

4) исключение  дублирования и параллелизма  в выполнении управленческих функций;

5) уменьшение  потребности в специалистах широкого  профиля.

1) чрезмерная  заинтересованность в реализации  целей и задач "своих"  подразделений;

2) трудности  в поддержании постоянных взаимосвязей  между различными функциональными службами;

3) появление  тенденций чрезмерной централизации;

4) длительная  процедура принятия решения;

5) относительно  застывшая организационная форма,  с трудом реагирующая на изменения.

 

Недостатки  как линейной, так и функциональной структур управления в значительной степени устраняются линейно-функциональными структурами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2.3. Линейно-функциональная (штабная)  структура управления 

     При такой структуре управления всю  полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).

     В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.

Рис. 5 Схема линейно-функциональной (штабной) структуры управления 

     Таким образом, линейно-функциональная структура  включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.

     Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные моменты и недостатки (табл. 3).  
 

     Таблица 3

Преимущества Недостатки
1) более глубокая подготовка решений  и планов, связанных со специализацией  работников;

2) освобождение  главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем;

3) возможность  привлечения консультантов и  экспертов.

 1) отсутствие  тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями;

 2) недостаточно  четкая ответственность, так как готовящий решение как правило не участвует в его реализации;

 3) чрезмерно  развитая система взаимодействия  по вертикали, а именно: подчинение  по иерархии управления, т.е. тенденция  к чрезмерной централизации.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2.4. Дивизиональная организационная структура управления  

     Дивизиональная, или отделенческая (от англ. division — отделение), структура управления — наиболее распространенная форма организации управления современной промышленной фирмы. Смысл ее состоит в том, что самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции (дивизионально-продуктовая структура управления) или самостоятельные отделения полностью отвечают за хозяйственные результаты на определенных региональных рынках (дивизионально-региональная структура управления) (рис. 6).

     Каждое  отраслевое отделение представляет собой независимое производственно-хозяйственное  подразделение. Такое самостоятельное  подразделение в большей степени ориентировано на максимизацию прибыли и завоевание позиций на рынке, чем при функциональной системе управления.

     Опыт  показывает, что там, где важен  фактор техники и технологии, дивизионально-продуктовая форма управления имеет безусловные преимущества, но здесь есть свои недостатки (табл.4).

 

     Таблица 4

Преимущества Недостатки
  1) Повышение самостоятельности и ответственности отделений в вопросах максимизации прибыли и завоевания позиций на рынке  1) Рост управленческого аппарата

 2) Возможность появления конфликтов из-за централизованного распределения ресурсов

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Адаптивные структуры управления 

     С начала 60-х гг. XX в. многие организации стали разрабатывать и внедрять новые, более гибкие типы организационных структур, которые в сравнении с бюрократическими были лучше приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению новой наукоемкой технологии. Такие структуры называются адаптивными, поскольку их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации.

     Другое  их название — органические структуры, имеющие возможность адаптироваться к изменениям окружающей среды подобно тому, как это делают живые организмы.

     Адаптивная  структура управления характеризуется  слабым или умеренным использованием формализации правил и процедур, децентрализацией и участием специалистов в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры  власти и небольшим количеством уровней иерархии.

     Структуры органического типа целесообразны, когда имеется сложное и динамичное внешнее окружение (например, организация по разработке и производству телевизионной техники). К структурам органического типа относятся проектные структуры управления, бригадные, матричные и ряд других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основные типы организационых структур и их особенности на предприятии