Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:44, курсовая работа
Организационная структура управления - важное звено в научном теоретическом менеджменте. На практике применение основных типовых структур – это не только необходимость, но и неизбежность. Невозможно установить долговременные связи с персоналом на предприятии «методом хаоса». Все требует упорядоченности и иерархичности. В условиях современности для российского малого бизнеса, когда переход к рыночному укладу в экономике уже произошел, а понимания построения организации у многих предпринимателей еще нет, как никогда актуальным становится научный менеджмент и его основные учения, в частности его выводы о типовых организационных структурах управления.
Глава 1. Организационные структуры управления
Понятие организационной структуры и ее типы
Бюрократические структуры управления
1.2.1 Линейная организационная структура управления
1.2.2. Функциональная организационная структура управления
1.2.3. Линейно-функциональная (штабная) структура управления
1.2.4. Дивизиональная организационная структура управления
1.3. Адаптивные структуры управления
1.3.1. Проектная организационная структура управления
1.3.2. Бригадная организационная структура управления
1.3.3. Матричная организационная структура управления
Глава 2. Проектирование организационных структур
2.1. Анализ организационных структур
2.2. Проектирование организационных структур
2.3. Оценка эффективности организационных структур
Глава 3. Совершенствование организационной структуры на предприятии «ОАО 10-ГПЗ».
3.1 Оптимизация организационной структуры
3.2 Результат совершенствования организационной структуры
Заключение
Список используемой литературы
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
экономики и
Курсовая
работа
допущена
к защите
__________________
Руководитель
Основные
типы организационных
структур и их особенности
на коммерческом предприятии.
Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент»
КР.63.080301.65.О.11.ПЗ
Калининград
2011
Содержание
Введение
Глава 1. Организационные структуры управления
1.2.1 Линейная организационная структура управления
1.2.2. Функциональная организационная структура управления
1.2.3. Линейно-функциональная (штабная) структура управления
1.2.4. Дивизиональная организационная структура управления
1.3. Адаптивные структуры управления
1.3.1. Проектная организационная структура управления
1.3.2. Бригадная организационная структура управления
1.3.3. Матричная организационная структура управления
Глава 2. Проектирование организационных структур
2.1. Анализ организационных структур
2.2. Проектирование организационных структур
2.3. Оценка эффективности организационных структур
Глава 3. Совершенствование организационной структуры на предприятии «ОАО 10-ГПЗ».
3.1 Оптимизация организационной структуры
3.2 Результат совершенствования организационной структуры
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
В данной работе должен быть проведён анализ существующих основных типов организационных структур управления и изучены их особенности существования и функционирования.
Организационная
структура управления - важное звено
в научном теоретическом
Целью курсовой работы является изучить не только основные типы организационных структур управления, но и показать их видимые преимущества и недостатки, показать наглядно с помощью схем формы их функционирования и зависимости происхождения одной от другой, а также изучить этапы все чаще применяемого на практике способа их проектирования.
Согласно поставленной цели задачами работы будут:
Глава
1. Организационные
структуры управления
Организационная структура — один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути, структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
Таким образом, под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Она направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.
В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи - горизонтальные и вертикальные.
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.
В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.
Подуровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Отсюда возникла пирамидальная структура управления организацией (рис. 1).
Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности размеры производственно-коммерческой деятельности организации, производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация (децентрализация) управления и др.
Рис.
1 Типовая пирамидальная
структура управления
организацией
В
рамках структуры протекает
Организационная
структура предприятия —
Структура управления выражает форму разделения труда в сфере управления и оказывает активное воздействие на процесс функционирования системы управления. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие на объект управления и выше результативность бизнеса.
Организационная структура управления не является чем-то застывшим, она постоянно совершенствуется в соответствии с изменившимися условиями. Поэтому данные структуры отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. Важнейшие из них следующие:
В зависимости от характера связей между подразделениями организации различают следующие категории организационных структур:
Характеризуются высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, и подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Макс Вебер называл такие структуры «рациональными», поскольку предполагается, что решения, принятые бюрократией, имеют объективный характер.
Бюрократию часто называют также классической, или традиционной, организационной структурой. Большинство современных организаций представляют собой варианты бюрократии. Причина столь длительного и широкомасштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений. Объективность принимаемых решений позволяет эффективно управляемой бюрократии адаптироваться к происходящим изменениям. Продвижение сотрудников на основе их компетентности позволяет обеспечивать постоянный приток в такую организацию высококвалифицированных и талантливых технических специалистов и административных работников.
Однако
строгое соблюдение установленных
правил может порождать новые проблемы
при взаимодействии, обмене информацией
и координации деятельности различных
частей организации. Это приводит к тому,
что организация утрачивает гибкость
поведения, поскольку все возникающие
здесь вопросы и проблемы решаются только
исходя из прецедентов. Постепенно тщательный
поиск альтернатив начинает сокращаться.
Клиенты и общественность могут ощущать
неадекватность реакции на их потребности,
поскольку все их проблемы будут решаться
в соответствии с установленными правилами,
процедурами и нормами.
1.2.1.
Линейная организационная
структура управления
Это
одна из простейших организационных
структур управления. Она характеризуется
тем, что во главе каждого структурного
подразделения находится
Рис.2 Схема линейной структуры управления по принципу
«результат
– треугольник»
При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый их которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом. Оценка результатов деятельности в линейной структуре управления имеет вид треугольника (см. рис. 2).
Информация о работе Основные типы организационых структур и их особенности на предприятии