Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 13:04, шпаргалка
Стратегическая задача повышения качества продукции через решение проблем стандартизации, сертификации, метрологии.
Стандартизация, как упорядочение деятельности в любой области; выявление оптимального решения.
Сертификация, как оценка третьей независимой стороной соответствия качества продукции (услуг), производств, систем качества, требования нормативных документов.
Метрология, как наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
Финансовое и материальное обеспечение Финансовое и материальное обеспечение инновационного менедж- мента входят основными компонентами в систему ресурсного обеспечения. Цели ресурсного обеспечения системы менеджмента: своевременное обеспечение потребителей фирмы необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества; улучшение использования ресурсов. Виды ресурсов: трудовые ресурсы; материальные ресурсы; основные производственные фонды; (финансовые ресурсы; интеллектуальная собственность; организационный ресурс; совокупные ресурсы — сумма предыдущих видов ресурсов в де- нежном выражении. Наличие и состав ресурсов определяются объемом конкретного вида ресурса, его структурой по номенклатуре и ассортименту, качеством и сроками поставок. Информационное обеспечение и статистика инноваций Информационное обеспечение системы менеджмента — одна из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы. В динамике информа- ционное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация. Коммуникация — это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников фирмы. Коммуникациия — это сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу
Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется положением о государственной системе научно-тенической информации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. # 950 и статистикой науки и инноваций ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).
Статистика науки и инноваций, основанная по инициативе ОЭСР в 1989 г., разработана на единых международных подходах и стандартах. 24 октября 1991 г.Международные стандарты в статистике науки и инноваций— комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающих методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по статистике. Необходимость стандартизации статистики науки и ликвидации национальных различий в практике учета показателей первоначально возникла в процессе интеграции мирового хозяйства промышленно развитых стран, развития экономического и научно-технического сотрудничества. Быстрый рост ресурсов, выделяемых ими на научные исследования и разработки, потребовал развертывания работ по сбору и анализу соответствующей информации. Формирование портфеля новшеств. С точки зрения долгосрочной перспективы наиболее продуктивны инвестиции в сектор новых технологий. Объекты этих инвестиций дают самую большую «кумулятивную отдачу. Однако, в связи с повышенным риском часто наиболее предпочтительными оказываются инвестиции в растущие и зрелые технологии. Наиболее эффективным и менее рискованным решением считается создание инновационного портфеля, состоящего из определенного набора продуктов-лидеров и продуктов-последователей. Результатом этого этапа должна стать выработка инновационных проектов по достижению отобранных инновационных решений. Для большей ясности здесь следует обратиться к теории инновационного менеджмента и рассмотреть концепцию жизненного цикла товара на рынке. В теории управления процесс формирования стратегии осуществляется, как правило, на основе портфельного анализа. С помощью этого инструмента оценивается вся хозяйственная деятельность предприятия с целью распределения инвестиционных ресурсов: вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные направления развития и сокращения инвестиций в неэффективные проекты. В результате проведения портфельного анализа компания дает оценку конкурентоспособности основных продуктов, определяет размеры вложений капитала в каждое подразделение. Для каждого отдельного продукта разрабатывается отдельный инновационный проект. Функции ИМ: Стратег. Маркетинг – главная идея, кнцепция ради которой и организуется вся деятельность. Первая стадия ЖЦ организации в целом; Функция планирования – центральная ф. . состоит из мероприятий: анализ вешн. И внутр. Среды, прогнозирование деят. Организации, . Разделяют : по срокам, целям, объектам. Функция организации- формирование оргструктуры, обеспечение структур всеми видами ресурсов; Функция мотивации – теория маслоу не работает, работают внутренние ценности; Функция контроля – менее эффективен административный контроль, нужен самоконтроль. Методы: на каждой стадии ЖЦ организации применяютя свои методы. На стадии идеи – моделирование; на стадии НИОКР – Имитационные модели; На стадии производства – теория игр; На стадии распространения – теория очередей;
Основы организации НИОКР Исследование научного задела по проблеме, анализ имеющихся данных фундаментальных исследовании.
1. Проработка идеи инновации
2. Лабораторные эксперементалые исследования
3. Проектно-конструкторская разработка новшества
4. Документальное и организационно-технологическое обеспечение выпуска опытного образца новвоведения
Организация анализа эффективности инновационной деятельности Целью анализа (аудита) эффективности инновационной деятельности ИО является изучение ее механизма и определение отдачи вложенных инвестиций. Иэ этой цели вытекают следующие задачи анализа: 1. Анализ обоснованности идеи и структуры проблемы. 2. Анализ рациональности структуры ИО. 3. Анализ профессионализма руководителя ИО, руководителей инновационных проектов, их команд. 4. Анализ правовой обоснованности проектов и государственной поддержки инновационной деятельности. 5. Анализ финансового и материально-технического обеспечения ИО. 6. Анализ качества нормативно-методического обеспечения ИО. 7. Анализ качества информационного обеспечения ИО. 8. Анализ совокупности примененных при проектировании науч- ных подходов и современных методов менеджмента. 9. Анализ использования конкурентных преимуществ ИО. 10. Анализ структуры портфеля новшеств и инноваций (покупные новшества, новшества для внедрения в ИО, новшества для на- копления, новшества собственной разработки, новшества для продажи). 11. Анализ качества экспертизы проектов. 12. Анализ качества расчетов показателей эффективности инноваци- онной деятельности ИО. 13. Анализ системы мотивации и ответственности инновационной деятельности. Анализ эффективности инновационной деятельности ИО следует осуществлять с соблюдением следующих принципов: принципов диалектики (системный подход, динамический под- ход, принцип проявления необходимости и случайности, принцип единства и борьбы противоположностей, принцип перехода количества в качество и качества в новое количество, принцип «отрицание отрицаниями); принципа единства анализа и синтеза; ринципа ранжирования; принципа обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов; принципа оперативности; принципа количественной определенности и др. Основные этапы анализа эффективности инновационной деятельности ИО: 1) выявление проблемы, формулирование целей и задач анализа; 2) формирование временной творческой группы для проведения анализа; 3) разработка проекта программы анализа; 4) подготовка и издание приказа по ИО о целях, группе, ее правах и обязанностях, программе анализа; 5) выбор методов выполнения работ; 6) сбор и обработка необходимой информации, документов и т. д.); 7) проведение анализа по перечисленным выше задачам и системе показателей подготовка, согласование и утверждение отчета о проделанной работе; 9) принятие мер по результатам анализа. Методы анализа (сравнения, балансовый, индексный, факторный и др.).
12. Разработка программ и проектов нововведений
Управление нововведениями в организации. Психологические барьеры при нововведениях. Изменения в организации. Основные виды нововведений в организации. Необходимость нововведений в организации. Понятие психологического барьера. Виды психологических барьеров. Типы психологических барьеров при нововведениях, причины возникновения. Методы снятия психологических барьеров при нововведениях в организации.
Понятие «изменение» подразумевает, что между двумя последовательными моментами времени имеются заметные различия в ситуации, человеке, рабочей группе, организации или взаимоотношениях. Также под изменением можно понимать процесс смены одного состояния другим. Изменения в организации могут касаться любого аспекта или фактора. К ним относятся: Основная структура. Меняется характер и уровень деловой активности, правовая структура, собственность, источники финансирования организации, характер международных операций, организуются слияния, разделения, совместные предприятия или проекты.
Задачи деятельности. Меняется ассортимент продукции и набор оказываемых услуг, появляются новые рынки, клиенты и поставщики.
Применяемая технология. Меняется оборудование, материалы и энергия, технологические и информационные процессы.
Управленческие процессы и структуры. Меняется внутреннее содержание организации, трудовых процессов, процессов принятия решений, информационных систем.
Организационная культура. Меняются ценности, традиции, неформальные отношения, мотивы и процессы, стиль руководства.
Человеческий фактор. Меняются руководство и подчинение, уровень их компетентности, отношения, мотивация, поведение и эффективность в работе.
Эффективность работы организации. Меняются финансовые, экономические, социальные аспекты ее деятельности, изменяется ее деловой престиж в глазах общественности и деловых кругов. Рекомендации по внедрению изменений Источник изменений: Сопротивление будет меньше: Если руководители, менеджерская команда лидеры подструктур и все сотрудники ощущают, что проект изменений их собственный, а не привнесенный кем-то извне. Если проект имеет поддержку со стороны основных руководителей системы.
Особенности изменений Сопротивление будет меньше: Если сотрудники рассматривают изменение как возможность сокращения, а не увеличения их нынешней "ноши". Если проект соответствует ценностям и идеалам, которые разделяют участники. Если программа предлагает некий новый опыт, который интересует участников. Если участники ощущают, что никто не вмешивается в их автономию и безопасность. Процедуры введения изменений: Сопротивление будет меньше: Если участники привлечены к диагностике основных проблем организации и они почувствовали важность изменений.Если проект был принят в виде общего группового решения. Если разработчики изменений могут провести дискуссию с оппонентами, выяснить обоснованные возражения и снять возможные опасения участников. Если выяснилось, что имеет место недопонимание сути новшеств и проводятся меры по получению обратной связи о восприятии проекта и по прояснению для участников его целей и задач. Если участники доверяют и поддерживают друг друга. Если проект остается открытым для изменений на тот случай, если у него проявятся негативные стороны.
13. Формы инновационного менеджмента.
Подходы к классификации инноваций.
Первый подход: по типу новшества, по инновационному потенциалу, по принципу отношения к своему предшественнику, по объему применения, по эффективности, по социальным последствиям, по особенностям механизма своего осуществления, по особенностям инновационного процесса, по источнику инициативы.
Второй подход: оригинальность характера изменений, степень сложности, отрасль хозяйства, степень новизны, радиус действия, социально-психологические условия внедрения, сфера применения.
Классификация: Уровень новизны: радикальные , ординарные; Стадия жизненного цикла товара , на которой внедряется новшество: Стадия стратегического маркетинга, стадия НИОКР, подготовка производства, производство, сервис. Масштаб новизны: новые в мировом масштабе, стране, для фирмы; Отрасль, где внедряется инновация: В сфере науки, в образовании, в соц. Сфере, в материальном производстве; Сфера применений инноваций: для внутреннего применения, новшества для накопления на фирме, для продажи; Чистота применения инноваций: разовые, повторяющиеся; Форма новшества: (открытия, изобретения, патенты), (рационализаторские предложения), Ноу-хау, (Торговые знаки, эмблемы), Новые документы. Вид эффекта полученного в результате введения: Научно-технический, социальный, Экологический, Экономический, Интегральный; Подсистема системы инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация: подсистема научного сопровождения, целевая подсистема, обеспечивающая, управляемая.
Завлин предложил следующую : 1. Область применения: управленческие, организационные, социальные, промышленные; Этап НТП : научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные,; Степень интенсивности: бум, равномерная, слабая, массовая; Темпы осуществления: быстрые, замедленные, нарастающие, равномерные, скачкообразные; Масштаб инноваций: трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие; Результативность: высокая, низкая, стабильная,; Эффективность: экономическая, социальная, экологическая, интегральная.
14. Прогнозирование в инновационном менеджменте.
Цели прогнозирования. Основные задачи прогнозирования:
1. Разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном виде потребительной стоимости в соответствии с результатами маркетинговых исследований;
2. Выявление основных экономических, социальных, научно-технических тенденций, влияющих на потребность
3. Прогнозирование показателей качества новой продукции
4. Прогноз организационно-технического уровня производства по стадиям ЖЦТ
5. Обоснование экономической целесообразности разработки новой или повышения качества и эффективности выпускаемой продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов и др.
Основные принципы научно-технического прогнозирования: системность, комплексность, непрерывность, вариантность, адекватность, оптимальность.
Методы прогнозирования: нормативный, экспериментальный, параметрический, экстраполяции, индексный, экспертный, функциональный, оценки технических стратегий, комбинированный
Методы прогнозирования – широко используются в инновационном менеджменте. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Прогноз в системе управления является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта управления. Целью прогнозирования в инновационном менеджменте является получение научно обоснованных вариантов тенденций развития показателей качества, элементов затрат и других показателей, используемых при разработке стратегических планов в проведении НИР и ОКР, а также развитии всей системы менеджмента.
К основным задачам прогнозирования относятся: разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном виде потребительной стоимости в соответствии с результатами маркетинговых исследований; выявление основных экономических, социальных и научно-технических тенденций, влияющих на потребность в тех или иных видах полезного эффекта; выбор показателей, существенно влияющих на величину полезного эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка; выбор метода прогнозирования и периода упреждения прогноза; прогнозирование показателей качества новой продукции во времени с учетом влияющих на них факторов, ее цены, затрат в сфере эксплуатации, качества, параметров рынка: прогноз организационно-технического уровня производства по стадиям жизненного цикла продукции; оптимизация прогнозных показателей качества по критерию полезного максимального эффекта при минимальных совокупных затратах за жизненный цикл продукции; обоснование экономической целесообразности разработки новой или повышения качества и эффективности выпускаемой продукции, исходя из наличных ресурсов и приоритетов. Так, например, при определении полезного эффекта всю промышленную продукцию можно разделить на: продукцию, полезный эффект которой характеризуется отдачей (сырье, материалы, смазочные материалы, топливо, значительное количество предметов народного потребления, пищевые продукты и т.д.); продукцию, полезный эффект которой выражается выполненной работой в единицу времени (станки, подъемно-транспортные средства, полиграфическое оборудование, нефтеаппаратура и т.д.). Прогнозирование деятельности предприятия предполагает проведение системного анализа. Цель системного анализа организации — установление стратегических и тактических факторов повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров, эффективности и устойчивости функционирования организации.