Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 13:04, шпаргалка
Стратегическая задача повышения качества продукции через решение проблем стандартизации, сертификации, метрологии.
Стандартизация, как упорядочение деятельности в любой области; выявление оптимального решения.
Сертификация, как оценка третьей независимой стороной соответствия качества продукции (услуг), производств, систем качества, требования нормативных документов.
Метрология, как наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
Выбор стратегии охвата рынка производится на основе анализа конкурентоспособности применительно к каждому сегменту. Предприятием могут быть выбраны следующие различные стратегии охвата целевого рынка: стратегия концентрации – предприятие дает узкое определение своей области деятельности в отношении рынка товаров, функции или группы потребителей;
стратегия функционального специалиста – предприятие предпочитает специализироваться на одной функции, но обслуживать все группы потребителей, заинтересованных в этой функции, например в функции складирования промышленных товаров;
стратегия специализации по клиенту – предприятие специализируется на определенной категории клиентов (больницы, гостиницы и т.п.), предлагая своим клиентам широкую гамму товаров или комплектные системы оборудования, выполняющие дополнительные или взаимосвязанные функции;
стратегия селективной специализации – выпуск многих товаров на различных рынках, не связанных между собой (проявление диверсификации производства);
стратегия полного охвата – предложение полного ассортимента, удовлетворяющего все группы потребителей.
В большинстве реальных случаев стратегии охвата целевого рынка могут быть сформулированы только по двум измерениям: функциям и группам потребителей, так как предприятия, чаще всего, владеют только одной определенной технологией, отражающей их отраслевую принадлежность. Если же фирма владеет различными технологиями, то выбор целевого рынка и стратегии его охвата будут определяться также и технологическим измерением рынка. Позиционирование товара – это оптимальное размещение товара в рыночном пространстве. При этом необходимо различать сегментацию и позиционирование, хотя последние части включают в сегментацию рынка. Результат сегментации рынка – это желаемые характеристики товара. Результат позиционирования – это конкретные маркетинговые действия по разработке, распространению и продвижению товара на рынок.
Позиционирование – это разработка и создание имиджа товара таким образом, чтобы он занял в сознании покупателя достойное место, отличающееся от положения товаров конкурентов . Позиционирование – это комплекс маркетинговых элементов, с помощью которых людям необходимо внушить, что данный товар создан специально для них, и что он может быть идентифицирован с их идеалом . Отметим основные стратегии позиционирования товара в целевом сегменте : позиционирование, основанное на отличительном качестве товара; позиционирование, основанное на выгодах от приобретения товара или на решениях конкретной проблемы; позиционирование, основанное на особом способе использования товара; позиционирование, ориентированное на определенную категорию потребителей; позиционирование по отношению к конкурирующему товару; позиционирование, основанное на разрыве с определенной категорией товаров.
5. Функциональная роль исследования в развитии систем управления и Логический аппарат исследования систем управления.
Исследование поведения объекта управления. Исследование поведения субъекта управления. Исследование взаимодействия субъекта и объекта управления. Методы: дедукции (классификация и типология), конструирования гипотез, доказательства, метрологические, постановки проблем, полемики, моделирования). Методы индукции. Методы мыслительного эксперимента.
Каждая организация имеет конкретную систему управления, которая также является объектом исследования. Исследовать систему управления можно только на основе выбранной научной концепции. Прежде всего, необходимо отметить, что концепция системы используется как средство для изучения характеристик объекта управления. Ценность этой концепции заключается в том, что она способствует более глубокому пониманию характеристик изучаемой системы и процесса функционирования организации как системы. Любой вид управленческой деятельности связан с управлением людьми. Следовательно, управленческая деятельность - это, прежде всего, управление социальными коллективами людей, которые должны рассматриваться как социально управляемые системы. Система управления любой организацией является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при определенных ограничениях. Можно выделить как мин. 5 системных представлений: - Микроскопическое представление системы (основано на понимании ее как множества наблюдаемых и неделимых величин) - Функциональное представление системы (понимается совокупность действий, которые необходимо выполнять для реализации целей функционирования системы) - Макроскопическое представление (характеризует систему как единое целое, находящееся в системном окружении) - Иерархическое представление (основано на понятии подсистема и рассматривает всю систему как совокупность подсистем, связанных иерархически) - Процессуальное представление (характеризует состояние системы во времени) Система управления как объект исследования обладает след. признаками: состоит из множества элементов, расположенных иерархически; элементы систем (подсистем) взаимосвязаны посредством прямых и обратных связей; система - это единое и неразрывное целое, являющееся целостной системой для нижестоящих иерархических уровней, имеются фиксированные связи системы в внешней средой. Изучая систему управления как объект исследования, необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем: - детерминированность элементов системы; - динамичность системы- наличие в системе управляющего параметра; - наличие в системе контролирующего параметра; - наличие в системе каналов обратной связи; Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования органов управления. Исследование систем управления - это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.
По целям исследований можно выделить практические (предназначены для быстрых эффективных решений и достижения желаемых результатов) и научно-практические (ориентированы на перспективу, боле глубокое понимание тенденций и закономерностей развития организаций, повышение образовательного уровня работников). По методологии проведения следует выделить исследования эмпирического характера и опирающиеся на систему научных знаний. Исследование как вид деятельности в процессе управления организаций включает след. работы:
- распознание проблем и проблемных ситуаций; - определение причин и происхождения, свойств, содержания, закономерностей проведения и развития, установление места этих проблем и ситуаций; нахождение путей, средств и возможностей использования новых знаний о данной проблеме; разработка вариантов решения проблем; выбор оптимального варианта решения проблемы по критериям результативности, оптимальности.
Мысленный эксперимент - это эксперимент в сфере сознания, в котором ведущая роль принадлежит мышлению. Этим определяется его субъективная сторона. Однако тот факт, что мысленный эксперимент реализуется целиком и полностью на уровне сознания, говорит о том, что его содержание объективно. Оценивая мысленный эксперимент, нельзя к нему относиться как к готовому знанию; в этом случае он играет роль простой иллюстрации. Также нельзя сводить его содержание только к обдумыванию, планированию материального эксперимента (хотя он всегда предшествует материальному эксперименту). Мысленный эксперимент является скорее продолжением и обобщением, схематизацией последнего, нежели наоборот.
Ценность мысленного эксперимента, во-первых, состоит в том, что он позволяет исследовать ситуации, неосуществимые практически, хотя и возможные принципиально. Во-вторых, он позволяет в ряде случаев осуществлять познание и проверку истинности знаний, не прибегая к материальному экспериментированию. Однако, поскольку мысленный эксперимент является одновременно прямым и модельным, опосредованность связи субъекта с объектом исследования в конечном итоге требует практической проверки полученных результатов. Если в материальном эксперименте уже сам ход его служит подтверждением истинности “посылок”, то этого нельзя сказать об эксперименте мысленном: свою окончательную оценку мысленный эксперимент может получить только в процессе проверки его результатов на практике.
6. Состав и выбор методов исследования систем и исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования.
Цели исследования. Результаты исследования. Мыслительно-логические методы. Эмпирические методы. Совокупность методов исследования. Проведение социологического исследования. Проектирование эксперимента. Качество эксперимента.
Эксперимент - пробы, опыт, общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных связях между явлениями и процессами. Эксперимент - критерий истинности гипотез. Социальный эксперимент - метод научного познания, основанный на создании специальных для изучения изменения характеристик социального объекта под управляющим воздействием. Если соц. эксперимент сопровождается экспериментом в области экономики, то они в комплексе представляют собой соц-экономический эксперимент. Управленческий эксперимент - пробное внедрение управленческого нововведения с целью оценки возможный последствий Социально-экономический эксперимент ставит задачи : 1. отработка более действенных методов или систем материального стимулирования и мотивации; 2. уточнение распределения прав и ответственности в СУ; 3. совершенствование порядка взаимодействия действий в СУ; 4. задачи коммуникации или смыслового взаимодействия; 5. задачи инженерной психологии - возможности и потенциал органов; человеческих чувств; 6. задачи взаимодействия человека и машины; 7. задачи нововведения и проблемы их внедрения
Факторный анализ. Совокупность методов, которые на основе реально существующих связей признаков (или объектов) позволяют выявлять латентные (или скрытые) обобщающие характеристики изучаемых явлений и процессов. Главными целями факторного анализа являются сокращение числа переменных и определение структуры взаимосвязей между переменными, то есть классификация переменных. При сокращении числа переменных итоговая переменная включает в себя наиболее существенные черты объединяемых переменных. Классификация подразумевает выделение нескольких новых факторов из переменных связанных друг с другом. В маркетинге этот метод используется в связи с углублением анализа потребительского поведения, развитием психографики и т.п. задач, в которых необходимо выявление явно не наблюдаемых факторов.
Социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления. Исследование включает в себя 4 этапа: 1-й этап — подготовка исследования; 2-й этап — сбор первичной социологической информации; 3-й этап — обработка полученных данных; 4-й этап — анализ данных, подготовка отчета и практических рекомендаций по результатам исследования. Логический анализ основных понятий предназначен для определения круга тех понятий, с помощью которых описывается предмет исследования, и поиска тех внешне хорошо различимых признаков — эмпирических индикаторов — которые позволят произвести измерение сторон и свойств этого предмета. Логический анализ включает в себя две взаимосвязанных процедуры: интерпретацию основных понятий (т.е. трактовку скрытого в них содержания) и их операциональное определение (т.е. «расчленение» понятий на такие элементы, для которых можно подобрать эмпирические индикаторы). В результате выполнения этих процедур получают список признаков, измерение которых позволит в итоге получить ответ на информационный запрос заказчика. Именно они и составят основу для составления инструментария исследования, т.е. перечень тех позиций, по поводу которых следует задавать вопросы респондентам или которые следует фиксировать в процессе наблюдения или контент-анализа.
Итак, все социологические исследования по глубине анализа проблем и сложности решаемых задач можно разделить на три вида: на разведывательные, описательные и аналитические. Разведывательные исследования являются наиболее простым видом социологических исследований, поскольку решают относительно несложные задачи, проводятся на малых совокупностях обследуемых, используют упрощенную программу и инструментарий (анкеты, бланки интервью, наблюдений и т.п.). Соответственно, для их проведения требуются меньшие материальные, трудовые и временные затраты. Однако такие исследования могут решать довольно ограниченный круг задач. Описательное исследование направлено на получение достаточно целостной характеристики изучаемого процесса или явления, на выявление места и роли в нем отдельных структурных составляющих. Оно относится к более сложному виду социологического анализа, чем исследование разведывательное. Соответственно, его проведение потребует более значительных затрат материальных и иных ресурсов. Аналитическое исследование относится к наиболее углубленному виду социологического анализа. Специфика такого исследования состоит в том, что оно предполагает не только исследование определенного процесса или явления как такового, не только выявление его структурных компонентов, но и выявление тех факторов, которыми определяется его нынешнее состояние, масштабы, острота и другие присущие ему характеристики. Особой разновидностью аналитического исследования является эксперимент. В ходе эксперимента отслеживается изменение тех или иных сторон проблемы в зависимости от изменения тех или иных условий, в которых она существует. Например, проверяется, как отразится на производственных показателях предприятия внедрение определенных инноваций в организацию или стимулирование труда. В силу своей высокой сложности и трудоемкости эксперименты сравнительно редко используются на практике. Под экспериментальными исследованиями понимается сбор первичной информации путем выбора однотипных групп обследуемых, выдачи им разных заданий, контроля за факторами, которые влияют на результаты, и сравнения различий в групповых реакциях. Например, по выявлению реакции на различные цены. Экспериментом называется манипулирование независимыми переменными с целью определения степени их влияния на зависимые переменные при сохранении контроля за влиянием других, не изучаемых параметров. Независимые переменные могут меняться по усмотрению экспериментатора (цены, затраты на рекламу и т.п.), в то время как зависимые переменные практически не находятся в сфере его непосредственного управления (объем продаж, показатель рыночной доли). Выделяют два типа экспериментов: лабораторные и полевые. К первым относятся эксперименты, при проведении которых соблюдаются определенные искусственные условия с целью исключить влияние побочных факторов. Например, при оценке реакции покупателей на различные виды рекламы можно пригласить таких покупателей, чтобы они были репрезентативными с точки зрения пола, возраста, социального положения и т.п. Помимо контроля над побочными факторами, лабораторные эксперименты являются также более дешевыми и требуют меньше времени для своей реализации. Проектирование эксперимента заключается в том, чтобы создать такие условия, которые гарантировали бы влияние на зависимую переменную только одной изучаемой зависимой переменной, исключив при этом влияние побочных факторов.