Основные методы управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 13:04, шпаргалка

Описание работы

Стратегическая задача повышения качества продукции через решение проблем стандартизации, сертификации, метрологии.
Стандартизация, как упорядочение деятельности в любой области; выявление оптимального решения.
Сертификация, как оценка третьей независимой стороной соответствия качества продукции (услуг), производств, систем качества, требования нормативных документов.
Метрология, как наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Работа содержит 1 файл

gos.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

Как известно, управление трудовыми ресурсами включает функции планирования, отбора и перемещения персонала, а также оценки трудовой деятельности, определения размера заработной платы, разработки системы поощрений и льгот. Руководство трудовыми ресурсами включает систему профориентации и адаптации, обучения, продвижения, понижения и увольнения кадров. На рис. 8.1 схематически изображены этапы управления трудовыми ресурсами. Значительное отличие инновационных подходов от традиционных проявляется и в системе отбора работников. При традиционном подходе необходимый объем работы по набору определяется в значительной мере разницей между имеющейся рабочей силой и будущей потребностью в ней. В инновационной деятельности, которая характеризуется неопределенностью и значительным риском, сложно прогнозировать будущие потребности в рабочей силе. Необходимо оценить соответствие возможностей имеющихся работников с точки зрения их адаптации к стохастическим социальным процессам и уровня их квалификации содержанию инновационной деятельности. Инновационный тип 'современного производства по-новому формулирует проблему профессиональный успешности, а в связи с этим формирует особую систему отбора, переобучения и социальной адаптации работника. Новая ситуация заставляет искать нетрадиционные социальные технологии, требует от работника умения сочетать врожденные и приобретенные качества с требованиями окружающей его среды, воспринимать широкий спектр трудовой мотивации. Инновационные структуры требуют от работника особой гибкости и подвижности мышления, эффективной системы восприятия, особого типа внутренней потребности в творчестве, своеобразной формы самореализации и интеграции в социальную систему. Они ориентированы в первую очередь на высококвалифицированную рабочую силу, центральным звеном которой является личность новатора-ученого или новатора-менеджера. Ключевой фигурой в инновационной деятельности становится интеллектуал, для которого наибольшее значение приобретает смысловая значимость труда и высокая внутренняя мотивация. Особые требования к ключевой фигуре новатора должны сочетаться с четкой согласованностью действий, с совершенствованием коммуникативных процессов и межличностных отношений. Своеобразие новых организационных форм определяется необходимостью сочетания активной конкуренции с отношениями партнерства и индивидуального творчества. Новыми организ. Формами такого взаимодействия являются различные виды предпринимательских ассоциаций и межфирменных альянсов – от временных краткосрочных соглашений до крупнейших финансово-промышленных групп.

Классификация концепций и подходов в инновационном менеджменте

Основные, базовые подходы и концепции

' Классическая школа 1. Принципы разделения труда. 2. Единство цели и руководства. 3. Власть и ответственность.4. Соотношение централизации и децентрализации. 5. Вертикальная цепь менеджмента.

Формы их реализации и результаты

1. Дисциплина. 2. Порядок. 3. Справедливость и возна- граждение. 4. Эффек(ивность. 5. Подчинение главной цели компании.

Поведенческая школа 1. В центре внимания человеческий ресурс. 2. Формирование организации с учетом специфики межличностных отношений. 3. Регулирование поведения персонала через потребности, интересы, ценности. 4. Мотивация персонала. 1. Наиболее эффективное использование потенциала работника. 2. Повышение производительности. 3. Повышение удовлетворен- ности работника. 4. Гибкая система вознаграждений и поощрений.

Научная школа 1. Использование научного анализа деятельности и задач менеджмента. 2. Отбор, обучение и оптимальная расстановка кадров. 3. Значение планирования и прогнозирования. 4. Значение обеспечения ресурсами 5. Моральное и материальное стимулирование труда.

Формы их реализации и результаты

1. Создание предпосылок для оптимального функционирования. 2. Увеличение производительности труда. 3. Повышение эффективности и стабильности производства. 4. Обеспечение бесперебойности хозяйственной деятельности. 5. Справедливость вознаграждения и повышение производительности.

Процессный подход 1. Понимание менеджмента как процесса. 2. Анализ факторов воздействия на процесс. 3. Процесс управления как система взаимосвязанных функций. 4. Роль координирующих распорядительских и контролирующих функций.

Формы их реализации и результаты

1. Гибкость, непрерывность и интенсивность управления. 2: Разработка и оптимизация функций управления. 3. Взаимосвязь и взаимообусловленность методов управления. 4. Повышение эффективности управленческих решений.

Системный подход 1. Рассмотрение менеджмента как сложной иерархической социально-экономической и научно- технической системы. 2. Анализ внешней и внутренней среды системы.  3. Расчленение системы на управляющую, управляемую, обеспечивающую и обслуживающую подсистемы. 4. Вычленение из системы научно- технической и ."человеческой" составляющих.  5. Учет прямых, обратных связей, эффектов взаимодействия и взаимообусловленности.  6. Функциональное единство элементов и подсистем.

Формы их реализации и результаты

 1. Логичность приемов и методов воздействия, оптимальность функций ме- неджера. 2. На основании анализа приме- нение синтетических и обоснованных решений.  3. Повышение эффективности управленческих решений, их результативности. 4. Применение технических, социально-психологических, эконометрических, эргономических и других методов. 5. Гибкость, адаптивность и приспособляемость к требованиям и целям организации. 6. Оптимальное функционирование всех подсистем с высокой экономической эффективностью.

Социально-психологический подход 1. В центре внимания личность работника. 2. Исследование межличностных отношений. 3. Исследование групповой динамики 4. Использование конфликтологии. 5. Мотивация как единство экономических, социальных и духовных потребностей. 6. Применение теории ожиданий. 

Формы их реализации и результаты

1. Оптимальное воздействие на работника. 2. Оптимальная расстановка кадров и оптимальное управление.3. Использование неформальных методов координации, руководства и организации. 4. Повышение эффективности управления. 5. Единство морального и материального вознаграждений работника. 6. Глубокое удовлетворение работой и достижение самовыражения и самореализации.

Жизнециклический подход 1. Рассмотрение жизненного цикла организации как социального организма. 2. Изучение стадий жизненных циклов. 3. Определение критических точек развития. 4. Прогнозирование и планирование, на основании жизненных циклов 5. Выявление тенденций роста.

Формы их реализации и результаты

1. Четкое планирование, коор- динация и руководство. 2. Повышение информирован- ности и компетентности менеджера. 3. Принятие более точных и оп- тимальных решений. 4. Возможность разработки эффективной стратегии. 5. Прогнозирование роста раз- вития фирмы и нахождение путей диверсификации и экспансии на новые рынки.

Количественные математические подходы 1. Применение эконометрических моделей. 2. Применение аппарата производственных функций. 3. Применение методов множественной регрессии по методу "затраты — эффективность". 4. Применение стохастических (вероятностных) моделей.

Формы их реализации и результаты

1. Высокая точность, эффективность и качество управленческих решений. 2. Выбор приоритетных направлений развития фирмы. 3. Точность расчетов экономической эффективности производственной деятельности. 4. Устранение неопределенности результатов, снижение рисков.

Проектный подход 1. Организация разработки, внедрения и коммерциализации новшества в виде инновационного проекта.

. 2. Бизнес-планирование проекта 3. Анализ проекта 4. Оценка проекта 5. Организация финансирования инновационного проекта.

Формы их реализации и результаты

1. Особый тип стратегического планирования, подбор не- обходимых производственно-технических и маркетинговых мероприятий 2. Многошаговая процедура по исследованию новшества, его потребительских и стоимостных показателей. Исследование ресурсных, технологических и финансовых возможностей. 3. Проведение технико экономического, правового, коммерческого, экологического и финансового анализа на основе балансовой отчетности и движения денежных потоков. 4. Оценка финансовой устойчивости и коммерческой эффективности проекта. Расчет срока окупаемости, индекса доходности, чистого дисконтированного дохода и внутренней нормы рентабельности. Учет рисков.5. Определение потребности в финансировании, поиск источников и организация денежных потоков . под проект.

Маркетинговый подход 1. Ориентация инновационной фирмы на стратегию маркетинга. 2. Разработка конкретных стратегий инновационного маркетинга: стратегии конкурентных пре- имуществ, замещения импорта, лидерства в издержках, экспансии на новые рынки и т.д. 3. Разработка стратегии проникновения новшества на рынок.

Формы их реализации и результаты

1. Направленность деятельности' фирмы, ее подсистем, структур и персонала на коммерциализацию нов- шеств с учетом запросов потенциального потреби- теля.
2. Комплексное исследование рынка. Анализ и прогноз конъюнктуры. Исследование емкости, структуры, сегментации рынка. Исследование и прогноз спроса, поведения конку- рентов, видов и форм конкуренции.
3. Установление цели, выбор варианта и времени выхода новшества на рынок.

Управленческие решения Этапы принятия решения основываются на последовательности взаимосвязанных шагов, использовании всей полноты доступной информации, понимании альтернативности выбора, особое внимание уделяется оценке неопределенности и риска. При процедуре принятия решения следует ориентироваться на временные, ресурсные, информационные и поведенческие ограничения. Наиболее распространенным процессом принятия решения является пяти стадийная схема, основанная на диагнозе проблемы, выработке критериев, выявлении альтернатив, сравнительной оценке альтернатив и окончательном выборе. Чрезвычайно многообразны виды и модели принимаемых решений. Так, к видам решений относят интуитивные, эвристические, рутинные, в условиях неопределенности, риска, приближенные, гипотетические, оптимальные, конкурентные, количественные, качественные и др. По уровню распространения решения бывают: индивидуальные, локальные, повторяющиеся, прогнозные, перспективные, глобальные. По мере усложнения процедуры и объектов принятия решения все более усложняются методы и модели решения. Наиболее широко распространены методы математической статистики, теории игр, теории вероятности, линейное и нелинейное программирование, имитационные модели, теория графов, очередей, массового обслуживания, а также теории информационного поиска, автоматического регулирования и т.д Виды и модели принимаемых решений в инновационном менеджменте зависят от стадий жизненного цикла инноваций. Так, на стадии поиска идеи новшества методы принятия решений носят всецело творческий, интуитивный характер и в значительной мере зависят от степени мобилизации подсознательных процессов. Стадия материализации идеи новшества хотя и носит вероятностный характер, но-принятие решений на этой стадии уже состоит из большинства процедур целеориентированного рационального действия. На более поздних стадиях жизненного цикла внедрения', производства и коммерциализации новшества инновационный менеджмент использует в основном общие методы менеджмента, в том числе основанные на математическом моделировании

Маркетинговая организация – занимается сегментацией рынка, определением системы сбыта, рекламой, стимулированием ускорения сбыта товаров ( отличительные черты: Маркетинг подразделяется на стратегический и тактический. Стратегический направлен на реализацию концепции маркетинга на первой стадии ЖЦТ и первой функции менеджмента. Если на этой стадии не будут применены современные методы исследования ради сиюминутной экономии экономии ресурсов, то на последующих стадиях ЖЦТ организация понесет убытки, в сотни раз превышающие полученную ранее экономию. Ориентация всей деятельности на перспективу, на потребителя; прогрессивная система информационного обеспечения исследований, профессионализм). Научно исследовательские центры – Занимается научной, экспериментально проверкой возможности материализации нормативов конкурентноспособности товаров, разработкой новшеств, их апробацией. (Отлич. Черты: На стадии опытно – конструкторских работ проводится конкретное воплощение результатов НИР в конструкторскую документацию. Проектно –конструкторская организация (Отлич. Черты: использование системы автоматизированного проектирования. На стадии технологической подготовки производства результаты ОКР воплощаются в технологии, в которых определяются как изготавливать, с применением каких способов). Научные парки – организации формирующиеся вокруг крупных научных центров ( Отлич. Черты: наличие иннов. Центра или университета. Высокий уровень новизны НИОКР, с высоким научным потенциалом). Технопарки – комплекс функционирование которого основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорения продвижения новшеств в сферу материального производства. (комплексность входящих в технологический парк юридически самостоятельных фирм и организаций по научно производственному циклу создания новшеств. Стратегический альянс – соглашение участников межфирменной кооперации на проведение комплекса сложных работ по всему инновац. Циклу. (разделение финансового риска, комплексность этапов Иннов. Цикла).Комплексное обеспечение инновационной деятельности

Правовое обеспечение системы менеджмента основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном (государственном) и региональном уровнях. К этим актам относятся действующие федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты. Правовое обеспечение системы менеджмента осуществляется по следующим направлениям: 1) правовые вопросы функционирования экономики страны (по приватизации, развитию предпринимательства, налоговой систе- ме, финансовой и кредиторской политике, внешнеэкономиче- ской деятельности и др.); 2) законы и нормативные акты по системам: стандартизации; метрологии; сертификации товаров и услуг; защиты прав потребителей; антимонопольной политики; управления качеством товаров; безопасности и охраны труда и др.;3) законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию произ- водства, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды; 4) правовое регулирование формирования и функционирования фирмы. Без качественного правового обеспечения системы менеджмента фирмы по перечисленным направлениям вообще невозможно обеспечить их стабильное и эффективное функционирование, так как каждая фирма является подсистемой системы более высокого уровня — региона, отрасли, страны, а совместные предприятия — мирового сообщества. Если каждая фирма будет функционировать по своим правовым нор- мам, то невозможно скоординировать их действия и создать из них систему более высокого уровня, будет просто набор невзаимосвязанных фирм. Поэтому правовое обеспечение системы менеджмента фирмы по всем четырем направлениям является актуальнейшей проблемой. Нормативно-методическое обеспечение Нормативно-методические документы могут быть следующих видов: нормативные акты и стандарты; методики, положения, инструкции и т. п. В свою очередь, стандарты могут быть следующих видов: международный стандарт (МС); европейский стандарт (EN); государственный стандарт стран СНГ (ГОСТ); государственный стандарт России (ГОСТ Р); региональный стандарт (например, РСТ); отраслевой стандарт (ОСТ); стандарт организации, предприятия, фирмы, корпорации, союза и т. п. (СТП).

Информация о работе Основные методы управления качеством