Организация системы стимулирования труда на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 10:27, реферат

Описание работы

Цель работы: раскрыть сущность и механизмы мотивации труда сотрудников, в частности проанализировать организацию системы мотивации труда в ОАО «Омская электрогенерирующая компания».
Задачи работы: 1) Рассмотреть теоретические аспекты данного вопроса: понятие стимулов и их виды, принципы построения и механизм функционирования системы стимулирования труда в организации; 2) Выделить проблемы системы мотивации труда в ОАО «Омская электрогенерирующая компания» и найти пути их разрешения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы организации системы стимулирова-ния труда. 5
Сущность и виды стимулирования труда…………
1.2. Дифференциация стимулов в зависимости от их воздействия на объект стимулирования…..
1.3. Классификация по качественным характеристикам применяемых стимулов.
1.4. Требования к организации стимулирования труда.
1.5 Организация системы стимулирования труда на предприятии.
Глава II. Анализ организации стимулирования труда на ОАО «Омская электрогенерирующая компания».
2. 1. Общая характеристика ОАО «Омская электрогенерирующая компания».
2.2. Методические основы исследования организации системы стимулиро-вания на предприятии ОАО «Омская электрогенерирующая компания».
2.3. Анализ результатов исследования.

Работа содержит 1 файл

Стимулирование.rtf

— 950.09 Кб (Скачать)
 

  Как видно из табл. 1,  в Компании преобладают миддл- менеджеры от 45 лет до пенсионного возраста и  среднего возраста (35- 45 лет).

  В рамках предварительного анализа объекта рассмотрим также структуру руководящего персонала среднего звена по образованию и стажу работы. (см. табл.2 и табл.3).

                                     Табл. 2 Структура руководящего состава  среднего звена                                                                                                                                                ОАО «Омская электрогенерирующая компания» по образованию

Образование Численность руководителей среднего звена, человек Процент руководителей определённого образования
2 высших, аспирантура, докторантура 11 3
Высшее 420 82
Среднее специальное 59 11
  Среднее                      23                       4
Итого 513 100
 

   Данные табл.2 свидетельствуют о том, что большинство управляющих среднего звена предприятия имеют высшее образование. Отметим, что 12 % (64 человека) миддл - менеджеров со средним и средним специальным образованием прошли дополнительное обучение.

  Как видно из табл. 3, стаж руководителей  среднего уровня ОАО «Омская электрогенерирующая компания» в отрасли достаточно высок и составляет, в большинстве случаев, от 5 до 15 лет. 

                                              Табл. 3 Структура руководителей среднего звена                            

                      ОАО «Омская электрогенерирующая компания» по стажу работы

  
Стаж работы в энергетике,

      лет

Численность руководителей среднего звена, человек Процент руководителей определённого образования
3-5 51 10
5-10 149 29
10-15 180 35
15-20 97 19
Продолжение табл.3
Более 20 36 7
Итого 513 100
 

Рассмотрим также схему факторов, влияющих на систему стимулирования труда в ОАО «Омская электрогенерирующая компания» (см. рис. 4). 
 

Рис. 4 Схема факторов, влияющих на систему стимулирования труда

 
 

  1.4 Эмпирическая операционализация основных понятий исследования

  Для правильного построения инструментария нашего исследования необходимо оценить значение качественных понятий: совокупность стимулов, требования к системе стимулирования, нормативная база и т.д.  Для этого  введём индикаторы - эмпирические показатели для оценки теоретических положений (см. рис. 5, табл.4).

                                                        Рис.5 Эмпирическая операционализация основных понятий исследования 

    

  Детализируем операциональные понятия построением шкал измерения (см. табл. 4).

  Табл. 4  Логическая структура инструментария

  
Операциональное понятие Индикатор Тип шкалы измерения Номер вопроса в анкете
1 Стимул Виды стимулов Номинальная 3, 4
2 Материальные стимулы Типы материальных стимулов Номинальная 5, 6, 7
Продолжение табл. 4
3 Нематериальные стимулы Типы  нематериальных стимулов Номинальная 8,9,10, 11
4 Потребности работников Уровень значимости отдельных видов стимулов Ранговая 12
5 Требования к стимулированию Виды требований Номинальная 13,17
Уровень выполнения требований Ранговая 15
6 Нормативная база Наличие документации по вопросам стимулирования Номинальная 16
7 Удовлетворённость работников системой стимулирования Уровень удовлетворённости  
Номинальная
 
14,20
8  
Управление стимулированием

администрацией

Выполнение положений по стимулированию Ранговая 18
Виды функций управления Номинальная 19
 
 

  Гипотеза (основная и выводные). 

  Основная гипотеза нашего исследования заключается в следующем: система стимулирования на предприятии ОАО «Омская электрогенерирующая компания» не отражает потребности работников.

Выводные гипотезы:

    Недостаточно развиты отдельные виды стимулов;

    Не всегда выполняются требования к системе стимулирования.

II. Методический раздел.

2.1 Обоснование метода сбора информации.

  Источником информации об удовлетворённости системой применяемых стимулов, реальном выполнении требований к организации системы стимулирования труда являются непосредственные участники трудового процесса - сотрудники предприятия. Поэтому самым оптимальным методом сбора информации будет являться опросный метод анкетирования. В самом деле, так как объект  исследования достаточно велик по численности (руководители среднего звена составляют более 500 человек), то анкетирование  выборки позволит судить об эффективности организации системы стимулирования, не прибегая к сплошному исследованию. При этом необходимая информация будет получена в сжатые сроки.

  2.2 Определение исследуемой совокупности.

  Генеральная совокупность - руководители среднего звена ОАО «Омская электрогенерирующая компания».

  Выборочная совокупность - миддл - менеджеры численностью 51 человек. Организационные возможности данного исследования позволяют применить случайный бесповторный отбор. 

  2.3 Анализ результатов исследования

  Для исследования системы стимулирования на ОАО «Омская  электрогенерирующая компания» нами был проведён опрос руководителей среднего звена в количестве 51 человека. Проанализируем полученные данные.

  Сначала рассмотрим структуру выборки. Распределение респондентов по возрасту выглядит таким образом: число опрошенных от 45 лет до пенсионного возраста составляет 28 человек (55 %), 35-45 лет - 16 человек (31%), 25-35 лет - 7 человек (14 %). Распределение респондентов по полу следующее: 37% мужчин (19 человек), 68 % женщин (32 человека).  Подавляющее большинство участников опроса имеет высшее образование (47 человек, 92 %), высшее незаконченное образование у 6 %  опрошенных (3 человека),  2 % (1 человек) имеют среднее специальное образование.

  Отметим, что анкеты были разосланы по тем подразделениям предприятия, где позволили организационные возможности; при этом опрос сотрудников проводился пропорционально численности руководящих работников среднего звена. Распределение респондентов по подразделениям приведено в табл. 5.

  Табл. 5 Структура выборки по подразделениям

  ОАО «Омская электрогенерирующая компания»

  
Подразделение Число опрошенных сотрудников Процент  от общего

числа опрошенных

Департамент управления персоналом 18 35
Департамент управления делами 10 20
Департамент экономики 7 14
Управление топливообеспечения и транспорта 5 9
Бухгалтерия 4 8
Департамент подготовки и проведения ремонтов 3 6
Департамент перспективного развития 2 4
Производственно - технический департамент 2 4
Итого 51 100
 
 

  Данные, полученные в ходе исследования, различаются по отдельным подразделениям. Поэтому дадим вначале характеристику и затем отметим некоторые моменты  по департаментам и управлениям.

  На вопрос о видах стимулов, распространённых в Компании, респонденты ответили следующим образом: 94 % отметили материальные денежные стимулы, 28 % - материальные неденежные стимулы, 67 % - моральные, 46 % - социальные, 31 % - социально - психологические, 9 % - творческие, 12 % - организационные. Как мы видим, на предприятии присутствует весь комплекс стимулов, но при этом некоторые недостаточно развиты.

  Значимость отдельных видов стимулов руководителей среднего звена в целом по организации приведена в табл. 6. 

Табл. 6  Значимость видов стимулов

  в целом по предприятию ОАО «Омская электрогенерирующая компания»

  
Вид стимула Процент респондентов, выбравших стимул в качестве
Приоритетного Значимого в средней степени Наименее значимого
Материальные денежные 89 9 2
Материальные неденежные 43 52 5
Моральные 17 24 59
Социальные 38 44 18
Социально-психологические 36 38 26
Творческие 18 27 55
Организационные 9 43 48
 

  Как свидетельствуют данные табл. 6, наиболее значимыми видами стимулов для респондентов являются материальные (денежные и неденежные), социальные, социально - психологические.

  Ответ руководителей среднего звена на вопрос о выполнении требований  к организации стимулирования труда представлен в табл. 7

  Табл. 7 Оценка респондентами выполнения требований к стимулированию в ОАО «Омская электрогенерирующая компания»

  
Требования к системе стимулирования Процент респондентов, оценивших выполнение принципов стимулирования на соответствующий балл по пятибалльной шкале (1- не выполняется, 5 - выполняется полностью)
1 2 3 4 5
Комплексность 17 12 19 34 18
Дифференцированность 10 23 39 21 7
Информированность 13 10 21 43 15
Оперативность 5 34 51 7 3
Гибкость 20 29 34 13 4
Доступность 8 32 36 14 10
Ощутимость 14 23 38 17 8
Постепенность 7 26 46 19 2

Информация о работе Организация системы стимулирования труда на предприятии