Автор: n************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 20:28, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в оценке организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров ОАО «Гродненский стеклозавод» и выработке мероприятий по её совершенствованию, которые базируются на изучении и анализе применяемых форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ..................................................................................................6
1.1. Сущность персонала, его роль на предприятии........................................6
1.2. Основные направления по обучению рабочих, специалистов и служащих............................................................................................................12
1.3. Современное состояние рынка труда и проблемы повышения квалификации персонала в РБ.........................................................................18
2. ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ КАДРОВ НА ОАО «ГРОДНЕНСКИЙ СТЕКЛОЗАВОД»..............................................................................................23
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия........................................................................................................23
2.2. Анализ кадрового потенциала предприятия............................................29
2.3. Организация системы повышения квалификации кадров на ОАО «Гродненский стеклозавод».............................................................................35
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ НА ОАО «ГРОДНЕНСКИЙ СТЕКЛОЗАВОД»..............................................................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................................46
ПРИЛОЖЕНИЕ А « Структура рынков сбыта продукции ОАО «Гродненский стеклозавод» за 2009 год»……………………………………………………………………….48
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Видовая структура реализации продукции за 2009 год»………………….49
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами и изменения их структуры на ОАО «Гродненский стеклозавод» за 2008-2009 г.г. »…………………...50
Важное
значение для повышения квалификации
работников имеют и такие разновидности,
как избрание в государственные
органы власти, общественные организации,
ученые советы институтов; участие
в государственных
-
институты повышения
-
факультативы повышения
- курсы повышения квалификации.
Институты
повышения квалификации создаются
одним или несколькими
Рекомендуется повышать квалификацию каждого руководителя, специалиста и служащего один раз в три - пять лет.
Планирование повышения квалификации осуществляют сами организации и учреждения.
Структура
учебного процесса включает лекции, практические,
семинарские и лабораторные занятия,
самостоятельную работу над конкретными
заданиями с использованием компьютеров
и т.д. На занятиях организуются дискуссии,
обмен производственными
Многие подходы к подготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов в РБ пытаются обосновать, исходя из западных теорий и опыта, при этом, не учитывая окружающую среду и местные условия, от этого мало успеха. Вот почему необходимо разрабатывать программу с учетом передовых достижений белорусских и западных учебных заведений, адаптируя их содержание к условиям Беларуси.[10, c.189]
1.3
Современное состояние рынка труда и проблемы
повышения квалификации персонала в РБ
За
период формирования белорусского рынка
труда (с 1991 г.) созданы нормативно-правовая
база его регулирования, государственная
служба занятости, организован мониторинг
рынка труда, разрабатываются и
реализуются ежегодные
Ориентирами белорусского рынка труда являются поддержание высокого уровня занятости населения, повышение эффективности использования рабочей силы, удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня и рост заработной платы. Однако задачи построения инновационной экономики и глобализация мировой экономики, сопровождающиеся повышением требований к качеству рабочих мест и персоналу, объективно обуславливают необходимость пересмотра базовых ориентиров развития рынка труда, изменение его качественных характеристик.[1, c.54]
На
рынке труда сохраняется
Состояние
профессионально-
Главная задача заключается в обеспечении сбалансированности объемов и структуры подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального и специального образования и спроса национального рынка труда в кадрах. Динамика занятости требует не столько увеличения численности работников, сколько повышения качества подготовки квалифицированных кадров, степени ее соответствия международным стандартам и повышения производительности труда.[12]
В
2008 году на рынке труда в целом
наблюдалась благоприятная
Общая конъюнктура рынка труда в 2008 г. характеризовалась тенденцией превышения спроса на рабочую силу над предложением. Относительно невысокий уровень регистрируемой безработицы сократился как в абсолютном, так и в относительном отношении. Численность безработных за 2008 г. уменьшилась с 44,1 до 37,3 тыс. чел. на конец года, или на 15,3%. Уровень регистрируемой безработицы соответственно снизился с 1,0 до 0,8% от экономически активного населения.
Однако в апреле и августе 2009 г. наблюдался рост безработных до 53,6 тыс. чел., что вызвано сокращением объемов производства, прежде всего, в промышленности, объем которого за январь-август 2009 г. к январю-августу 2008 г. составил 95,4% (вследствие мирового финансово-экономического кризиса).[7]
Деструктивные
последствия мирового финансово-экономического
кризиса являются системными и отрицательно
проявляются в социально-
Продолжение проявления совокупности негативных процессов в экономике страны может привести к деградации реального сектора экономики, обострению проблем занятости и социальной защиты населения.[15, c.136]
Подготовка,
переподготовка и повышение квалификации
рабочих кадров в условиях рыночной
экономики происходит под воздействием
социально-экономических и
Система профессионально-технического образования испытывает значительные финансовые трудности. В настоящее время ПТУ лишились материально-технической помощи со стороны предприятий. Если несколько лет назад подросток, поступая в училище, уже знал, где он будет работать по окончании, то теперь, в условиях, когда предприятия не имеют возможности вкладывать средства в свои производственные базы, предоставлять места для производственной практики учащихся подшефных училищ и готовить рабочих, большинство получает свободное распределение.
Сложно обстоит дело с обеспечением учебной литературой. Эту функцию выполняет Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, созданный в декабре 1993 года.
Например, в настоящее время в средних ПТУ ведётся обучение по 1240 предметам. Если учесть, что на один предмет необходимо как минимум две учебные книги, то фонд библиотек должен составлять 2480 и более наименований.
Таким образом, при продолжительности жизни книги 5 – 6 лет для нормативного обеспечения учебного процесса необходимо издавать 525 – 420 наименований учебной литературы ежегодно.[3, c.37]
В
настоящее время поданы заявки на
разработку учебной литературы по 1010
наименованиям. Подобрано и заявило
о сотрудничестве 70 авторских коллективов.
Однако Центром книги за время
с момента его образования
издано лишь 7 наименований. Дело в том,
что преимущественная доля заявок идёт
по спецпредметам, тираж по которым
от 30 до 1000 экземпляров. Из-за нерентабельности
малотиражной литературы издательства
не принимают их в работу. Изданные
7 наименований относятся к
Следующая проблема подготовки рабочих кадров заключается в том, что состав и численность преподавателей СПТУ практически на протяжении 5 лет не меняется. Однако, увеличилось число работающих пенсионеров по сравнению с молодыми преподавателями. Отток молодых преподавателей связан с их уходом в коммерческие структуры и торговлю из-за низкой оплаты труда.[14, c.136]
В дальнейшем ПТУ будут испытывать проблемы с комплектованием учебных заведений молодыми инженерно-педагогическими кадрами.
В республике, по сути дела, отсутствует механизм изучения рынка труда. Учебные заведения, региональные системы вынуждены интуитивно ориентироваться в развитии профессиональных полей, изменении профилей подготовки. Если у нас не имеется надёжной информации, отсутствуют какие-либо прогнозы, то трудно методом проб и ошибок найти точное решение на ближайшую перспективу не говоря уже об отдалённой системе. Существует также проблема изучения профессий.
В
настоящее время никто не занимается
отслеживанием изменения
Особо острой проблемой становится совмещение образования с профессиональной подготовкой ещё на стадии обучения в общеобразовательной школе, поскольку растёт доля молодёжи, вступающей на рынок труда сразу после окончания школы. Появляется проблема профессиональной адаптации младших школьников и подростков. Для этого на базе имеющихся учебных заведений начала создаваться сеть школ с профессионально-трудовым уклоном.
Ключевой
элемент в системе подготовки
высококвалифицированных кадров –
ВУЗы. Система обязана сохранить
свою главную функцию –
Нестабильное функционирование системы образования и профессиональной подготовки – результат того, что её финансирование остаётся на крайне низком уровне.[15, c.138]
Только
комплексными, целенаправленными мерами
можно поддержать систему образования
и снять напряжение на молодёжном
рынке труда. Нельзя допустить, чтобы
прекратились воспроизводство и
поддержка интеллектуального
2.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ
2.1.
Организационно-экономическая
ОАО
« Гродненский стеклозавод» было
создано в 1922 году. Основным видом
деятельности предприятия является
изготовление стекла и изделий из
него. Завод имеет лицензии на производство
стеклянных бутылок, осуществление
оптовой и розничной торговли,
на осуществление строительства
и ремонтных работ
Объем производства основной продукции предприятия: стекло, и стеклоизделия в 2009 году составил 11173 млн. руб., выручка от реализации - 14338 млн. руб., балансовая прибыль - 683,5 млн. руб., рентабельность продаж - 6,6 %. Эффективность работы предприятия значительно снизилась по сравнению с двумя предыдущими годами, что вызвало необходимость реализации мероприятий по ее повышению. В связи с этим, рассматриваемое нововведение является весьма актуальным для ОАО « Гродненский стеклозавод».
Необходимость капитальных вложений в обновление основных производственных фондов предприятия вызвана значительным износом основных фондов ОАО « Гродненский стеклозавод» и большим удельным весом полностью амортизированных машин, оборудования, транспортных средств в стоимости активной части основных фондов предприятия.
Наглядная информация о структуре рынков реализации продукции, выпускаемой ОАО « Гродненский стеклозавод» представлена в Приложении А.
Основным рынком сбыта продукции исследуемого предприятия, как видно из вышеприведенной круговой диаграммы, является внутренний рынок Республики Беларусь, на который приходится 54% всего объема реализации. Значительное количество продукции реализуется потребителям в Российской Федерации (36%), что связано, прежде всего, с хорошо налаженными связями с покупателями строительного стекла и стеклянных бутылок.
Информация о работе Организация системы повышения квалификации кадров на предприятии