Организация системы повышения квалификации кадров на предприятии

Автор: n************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в оценке организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров ОАО «Гродненский стеклозавод» и выработке мероприятий по её совершенствованию, которые базируются на изучении и анализе применяемых форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ..................................................................................................6
1.1. Сущность персонала, его роль на предприятии........................................6
1.2. Основные направления по обучению рабочих, специалистов и служащих............................................................................................................12
1.3. Современное состояние рынка труда и проблемы повышения квалификации персонала в РБ.........................................................................18
2. ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ КАДРОВ НА ОАО «ГРОДНЕНСКИЙ СТЕКЛОЗАВОД»..............................................................................................23
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия........................................................................................................23
2.2. Анализ кадрового потенциала предприятия............................................29
2.3. Организация системы повышения квалификации кадров на ОАО «Гродненский стеклозавод».............................................................................35
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ НА ОАО «ГРОДНЕНСКИЙ СТЕКЛОЗАВОД»..............................................................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................................46
ПРИЛОЖЕНИЕ А « Структура рынков сбыта продукции ОАО «Гродненский стеклозавод» за 2009 год»……………………………………………………………………….48
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Видовая структура реализации продукции за 2009 год»………………….49
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами и изменения их структуры на ОАО «Гродненский стеклозавод» за 2008-2009 г.г. »…………………...50

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ3.docx

— 101.63 Кб (Скачать)

    Важное  значение для повышения квалификации работников имеют и такие разновидности, как избрание в государственные  органы власти, общественные организации, ученые советы институтов; участие  в государственных экзаменационных  комиссиях высших учебных заведений, привлечение к участию и проведение научно-практических конференций. Повышение  квалификации в специальных учебных  заведениях является самой действенной  формой. К таким учебным заведениям относятся:

    - институты повышения квалификации  руководителей и специалистов;

    - факультативы повышения квалификации  руководителей, специалистов и  служащих при высших учебных  заведениях;

    - курсы повышения квалификации.

    Институты повышения квалификации создаются  одним или несколькими министерствами, ведомствами, концернами. Факультеты повышения  квалификации при вузах организуют сами заведения при содействии организаций  и учреждений. Курсы повышения  квалификации организуются при учреждениях  и организациях, вузах и ссузах. Продолжительность обучения в институтах повышения квалификации от 1 месяца до 6 месяцев, на факультетах и курсах - до одного и трех месяцев.

    Рекомендуется повышать квалификацию каждого руководителя, специалиста и служащего один раз в три - пять лет.

    Планирование  повышения квалификации осуществляют сами организации и учреждения.

    Структура учебного процесса включает лекции, практические, семинарские и лабораторные занятия, самостоятельную работу над конкретными  заданиями с использованием компьютеров  и т.д. На занятиях организуются дискуссии, обмен производственными ситуациями, деловые игры.

    Многие  подходы к подготовке и повышению  квалификации руководителей и специалистов в РБ пытаются обосновать, исходя из западных теорий и опыта, при этом, не учитывая окружающую среду и местные условия, от этого мало успеха. Вот почему необходимо разрабатывать программу с учетом передовых достижений белорусских и западных учебных заведений, адаптируя их содержание к условиям Беларуси.[10, c.189]

    1.3 Современное состояние рынка труда и проблемы повышения квалификации персонала в РБ 

    За  период формирования белорусского рынка  труда (с 1991 г.) созданы нормативно-правовая база его регулирования, государственная  служба занятости, организован мониторинг рынка труда, разрабатываются и  реализуются ежегодные государственная  и региональная программы занятости  населения, оказывается широкий  спектр услуг гражданам, обратившимся по вопросам трудоустройства или  за консультацией в органы государственной  службы занятости.[2, c.256]

    Ориентирами белорусского рынка труда являются поддержание высокого уровня занятости  населения, повышение эффективности  использования рабочей силы, удержание  безработицы в пределах социально  допустимого уровня и рост заработной платы. Однако задачи построения инновационной  экономики и глобализация мировой  экономики, сопровождающиеся повышением требований к качеству рабочих мест и персоналу, объективно обуславливают  необходимость пересмотра базовых  ориентиров развития рынка труда, изменение  его качественных характеристик.[1, c.54]

    На  рынке труда сохраняется существенный дисбаланс профессионально-квалификационной структуры свободных рабочих  мест и безработных.

    Состояние профессионально-квалификационного  состава кадров, а также низкая мобильность рабочей силы предопределяют значительный территориальный и  отраслевой дисбаланс спроса и предложения  специалистов и квалифицированных  рабочих.[13]

    Главная задача заключается в обеспечении  сбалансированности объемов и структуры  подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального  и специального образования и  спроса национального рынка труда  в кадрах. Динамика занятости требует  не столько увеличения численности  работников, сколько повышения качества подготовки квалифицированных кадров, степени ее соответствия международным  стандартам и повышения производительности труда.[12]

    В 2008 году на рынке труда в целом  наблюдалась благоприятная ситуация. Основные его индикаторы демонстрировали  положительную динамику увеличения спроса на рабочую силу, роста численности  занятых в экономике, улучшения  показателей использования рабочего времени. Численность занятых в  экономике по сравнению с 2007 г. увеличилась  на 45,4 тыс. и составила 4522 тыс. чел.

    Общая конъюнктура рынка труда в 2008 г. характеризовалась тенденцией превышения спроса на рабочую силу над предложением. Относительно невысокий уровень  регистрируемой безработицы сократился как в абсолютном, так и в  относительном отношении. Численность  безработных за 2008 г. уменьшилась  с 44,1 до 37,3 тыс. чел. на конец года, или  на 15,3%. Уровень регистрируемой безработицы  соответственно снизился с 1,0 до 0,8% от экономически активного населения.

    Однако  в апреле и августе 2009 г. наблюдался рост безработных до 53,6 тыс. чел., что  вызвано сокращением объемов  производства, прежде всего, в промышленности, объем которого за январь-август 2009 г. к январю-августу 2008 г. составил 95,4% (вследствие мирового финансово-экономического кризиса).[7]

    Деструктивные последствия мирового финансово-экономического кризиса являются системными и отрицательно проявляются в социально-экономическом  развитии, сказываются на состоянии  рынка труда Республики Беларусь. Среди таких последствий следует  отметить: снижение ВВП (объем которого за январь-август 2009 г. к январю-августу 2008 г. составил 95,4%), рецессию в промышленности, существенное сокращение активности во внешней торговле товарами и услугами (экспорт в январе-июле 2009 г. к  январю-июлю 2008 г. составил всего 53,9 %, т.е. он уменьшился в два раза при значительном отрицательном сальдо внешней торговли).

    Продолжение проявления совокупности негативных процессов  в экономике страны может привести к деградации реального сектора  экономики, обострению проблем занятости  и социальной защиты населения.[15, c.136]

    Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров в условиях рыночной экономики происходит под воздействием социально-экономических и структурных  сдвигов в общественном производстве. На современном этапе развития профессионального  обучения населения Республики Беларусь в целях повышения трудового  потенциала и конкурентоспособности  на рынке рабочей силы имеет ряд  серьёзных проблем.

    Система профессионально-технического образования  испытывает значительные финансовые трудности. В настоящее время ПТУ лишились материально-технической помощи со стороны предприятий. Если несколько  лет назад подросток, поступая в  училище, уже знал, где он будет  работать по окончании, то теперь, в  условиях, когда предприятия не имеют  возможности вкладывать средства в  свои производственные базы, предоставлять  места для производственной практики учащихся подшефных училищ и готовить рабочих, большинство получает свободное распределение.

    Сложно  обстоит дело с обеспечением учебной  литературой. Эту функцию выполняет  Научно-методический центр учебной  книги и средств обучения, созданный  в декабре 1993 года.

    Например, в настоящее время в средних  ПТУ ведётся обучение по 1240 предметам. Если учесть, что на один предмет  необходимо как минимум две учебные  книги, то фонд библиотек должен составлять 2480 и более наименований.

    Таким образом, при продолжительности  жизни книги 5 – 6 лет для нормативного обеспечения учебного процесса необходимо издавать 525 – 420 наименований учебной  литературы ежегодно.[3, c.37]

    В настоящее время поданы заявки на разработку учебной литературы по 1010 наименованиям. Подобрано и заявило  о сотрудничестве 70 авторских коллективов. Однако Центром книги за время  с момента его образования  издано лишь 7 наименований. Дело в том, что преимущественная доля заявок идёт по спецпредметам, тираж по которым  от 30 до 1000 экземпляров. Из-за нерентабельности малотиражной литературы издательства не принимают их в работу. Изданные 7 наименований относятся к общеобразовательным  предметам с тиражом от 3 до 5 тысяч  экземпляров.

    Следующая проблема подготовки рабочих кадров заключается в том, что состав и численность преподавателей СПТУ практически на протяжении 5 лет  не меняется. Однако,  увеличилось  число работающих пенсионеров по сравнению с молодыми преподавателями. Отток молодых преподавателей связан с их уходом в коммерческие структуры  и торговлю из-за низкой оплаты труда.[14, c.136]

    В дальнейшем ПТУ будут испытывать проблемы с комплектованием учебных  заведений молодыми инженерно-педагогическими  кадрами.

    В республике, по сути дела, отсутствует  механизм изучения рынка труда. Учебные  заведения, региональные системы вынуждены  интуитивно ориентироваться в развитии профессиональных полей, изменении  профилей подготовки. Если у нас  не имеется надёжной информации, отсутствуют  какие-либо прогнозы, то трудно методом  проб и ошибок найти точное решение  на ближайшую перспективу не говоря уже об отдалённой системе. Существует также проблема изучения профессий.

    В настоящее время никто не занимается отслеживанием изменения содержания деятельности по самой профессии  кроме педагогических работников.

    Особо острой проблемой становится совмещение образования с профессиональной подготовкой ещё на стадии обучения в общеобразовательной школе, поскольку  растёт доля молодёжи, вступающей на рынок  труда сразу после окончания  школы. Появляется проблема профессиональной адаптации младших школьников и  подростков. Для этого на базе имеющихся  учебных заведений начала создаваться  сеть школ с профессионально-трудовым уклоном.

    Ключевой  элемент в системе подготовки высококвалифицированных кадров –  ВУЗы. Система обязана сохранить  свою главную функцию – воспроизводство  высокоинтеллектуального профессионального  потенциала общества.

    Нестабильное  функционирование системы образования  и профессиональной подготовки –  результат того, что её финансирование остаётся на крайне низком уровне.[15, c.138]

    Только  комплексными, целенаправленными мерами можно поддержать систему образования  и снять напряжение на молодёжном рынке труда. Нельзя допустить, чтобы  прекратились воспроизводство и  поддержка интеллектуального потенциала общества, началась обвальная безработица  среди молодёжи. Государственные  программы должны стимулировать  создание и преобразование рабочих  мест в более перспективных и  развитых отраслях экономики, привлекая  для этого не только бюджетные  средства, но и средства частных  предпринимателей, инвесторов. 
 

    2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ  КАДРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ  ОАО» ГРОДНЕНСКИЙ СТЕКЛОЗАВОД» 

    2.1. Организационно-экономическая характеристика  предприятия 

    ОАО  « Гродненский стеклозавод» было создано в 1922 году. Основным видом  деятельности предприятия является изготовление стекла и изделий из него. Завод имеет лицензии на производство стеклянных бутылок, осуществление  оптовой и розничной торговли, на осуществление строительства  и ремонтных работ хозяйственным  способом, на осуществление грузоперевозок.

    Объем производства основной продукции предприятия: стекло, и стеклоизделия в 2009 году составил 11173 млн. руб., выручка от реализации - 14338 млн. руб., балансовая прибыль - 683,5 млн. руб., рентабельность продаж - 6,6 %. Эффективность работы предприятия значительно снизилась по сравнению с двумя предыдущими годами, что вызвало необходимость реализации мероприятий по ее повышению. В связи с этим, рассматриваемое нововведение является весьма актуальным для ОАО  « Гродненский стеклозавод».

    Необходимость капитальных вложений в обновление основных производственных фондов предприятия  вызвана значительным износом основных фондов ОАО  « Гродненский стеклозавод» и большим удельным весом полностью  амортизированных машин, оборудования, транспортных средств в стоимости  активной части основных фондов предприятия.

    Наглядная информация о структуре рынков реализации продукции, выпускаемой ОАО « Гродненский стеклозавод» представлена в Приложении А.

    Основным  рынком сбыта продукции исследуемого предприятия, как видно из вышеприведенной  круговой диаграммы, является внутренний рынок Республики Беларусь, на который  приходится 54% всего объема реализации. Значительное количество продукции  реализуется потребителям в Российской Федерации (36%), что связано, прежде всего, с хорошо налаженными связями  с покупателями строительного стекла и стеклянных бутылок.

Информация о работе Организация системы повышения квалификации кадров на предприятии