Автор: n************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 20:28, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в оценке организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров ОАО «Гродненский стеклозавод» и выработке мероприятий по её совершенствованию, которые базируются на изучении и анализе применяемых форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ..................................................................................................6
1.1. Сущность персонала, его роль на предприятии........................................6
1.2. Основные направления по обучению рабочих, специалистов и служащих............................................................................................................12
1.3. Современное состояние рынка труда и проблемы повышения квалификации персонала в РБ.........................................................................18
2. ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ КАДРОВ НА ОАО «ГРОДНЕНСКИЙ СТЕКЛОЗАВОД»..............................................................................................23
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия........................................................................................................23
2.2. Анализ кадрового потенциала предприятия............................................29
2.3. Организация системы повышения квалификации кадров на ОАО «Гродненский стеклозавод».............................................................................35
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ НА ОАО «ГРОДНЕНСКИЙ СТЕКЛОЗАВОД»..............................................................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................................46
ПРИЛОЖЕНИЕ А « Структура рынков сбыта продукции ОАО «Гродненский стеклозавод» за 2009 год»……………………………………………………………………….48
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Видовая структура реализации продукции за 2009 год»………………….49
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами и изменения их структуры на ОАО «Гродненский стеклозавод» за 2008-2009 г.г. »…………………...50
Нормативная трудоемкость выпуска продукции (численность формулы) представляет собой суммарный показатель, он не учитывает, насколько равномерно распределяется трудоемкость по месяцам или кварталам года в соответствии с колебаниями объемов производства. А эти колебания могут быть весьма значительными.
Недостаток этого метода определения численности в том, что рассчитав по формуле среднегодовой показатель, в отдельные периоды времени предприятие может испытывать либо нехватку численности, либо ее избыток.
Ч=n*s*Kсп
Нобс
где n – число обслуживаемых рабочих мест или единиц оборудования (площадь), нат.ед.;
S – количество смен в день;
Нобс – норма обслуживания на одного рабочего, нат. ед./шт.;
Ксп – коэффициент перевода явочной численности рабочих в списочную численностью. Для прерывных производств определяется как отношение номинального фонда времени (календарный фонд времени за вычетом выходных и праздничных дней) к эффективному; для непрерывных производств - как отношение календарного фонда времени (фактическое количество дней в году) к эффективному фонду времени.
3.
Расчет численности персонала
по числу имеющихся рабочих
мест используется в тех
Чр
= М * Ксм * Ксп,
где М - число рабочих мест;
Ксм – коэффициент сменности работы рабочих мест;
Ксп – коэффициент списочного состава, определяемый как отношение номинального фонда рабочего времени в днях к фактическому числу рабочих дней.
При
определении численности
В списочный состав работников включаются все работники, принятые на постоянную, сезонную, а также временную работу на срок один день и более со дня зачисления на работу. Списочная численность приводится на определенную дату (на первое или последнее число периода). В ней каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам (находящиеся в служебных командировках, не явившиеся на работу по болезни, в связи с выполнением государственных и общественных обязанностей, находящиеся в учебных и иных отпусках и т.д.).[4, c.423]
Численность списочного состава приводится не только на определенную дату, но и в среднем за отчетный период (за месяц, квартал, с начала года, за полугодие, год).
Например, среднесписочная численность за месяц определяется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, включая праздники и выходные дни (определяются по предшествующему дню), и делением полученной суммы на число календарных дней месяца. При определении среднесписочной численности, некоторые работники списочной численности не включаются в среднесписочную численность: женщины, находящиеся в отпуске по беременности; работники, обучающиеся в образовательных учреждениях, и т.д.[11, c. 406]
Движение работников на предприятии (оборот) характеризуют следующие показатели:
-
коэффициент оборота по приему
- это отношение численности
-
коэффициент оборота по
-
коэффициент текучести кадров - это
отношение выбывших с
1.2
Основные направления по обучению рабочих,
специалистов и служащих
Обучение кадров является непрерывным процессом их подготовки к трудовой, общественной деятельности. Научно-технический прогресс, охвативший все сферы общественного производства, постоянно требуют повышения профессионализма и систематического изменения содержания и технологии труда.
Чем
быстрее развивается отрасль, тем
скорее устаревают знания научного и
прикладного характера и
Смена
целей общественного развития и
способов их достижения, работа в рыночных
условиях требует постоянного
В целях определения потребности в обучении обычно используются результаты оценки персонала и его труда, планы стратегического развития организации, программы обучения персонала, предусматривающие непрерывное развитие участников трудового процесса.
Уровень образования и практический опыт являются ведущими показателями качества персонала. Кадровые службы отвечают за соответствие этих параметров требованиям организации, за выполнение плана стратегического профессионального развития персонала организации.
Развитие персонала - комплекс мер, включающих профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации кадров, планирование, а карьеры персонала организации.
Цель развития персонала - обеспечение организации хорошо подготовленными работниками для эффективной работы и реализации стратегического развития предприятия.
Под
системой развития персонала следует
понимать целенаправленный комплекс информационных,
образовательных, привязанных к
конкретным рабочим местам элементов,
которые соответствуют
В рыночных условиях необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд предприятия определяет сам работодатель.
В РБ начальная подготовка молодых рабочих осуществляется в системе профессионально-технического образования и включает две основные формы обучения:
в
государственных учебных
непосредственно на предприятиях и в организациях с различными формами собственности.
В
условиях перехода к рыночной экономике
состояние подготовки рабочих кадров
как в системе профессионально-
Наиболее
эффективной является групповая
форма подготовки молодых рабочих,
применяемая на передовых предприятиях,
имеющих свои учебные мастерские,
цехи и комбинаты. По своему содержанию
групповая форма обучения рабочих
на производстве приближается к условиям
профессиональной подготовки в стационарных
учебных заведениях. В учебных
цехах предприятия имеются
Курсы целевого обучения организуются на предприятии для освоения вторых и смежных профессий, повышения квалификации работников по новой технике и технологии производства, новых методов планирования и управления производством и многих других четких целей, к примеру освоения передовых методов труда, изучения зарубежного опыта и т.д.
Продолжительность профессиональной подготовки рабочих на производстве определяется сроками ученического договора и временем достижения требуемой квалификации, как правило, первого или второго разряда. Время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующих возраста, профессии и специальности. Работники, проходящие обучение в своей организации, могут по соглашению с работодателем полностью освобождаться от работы по трудовому договору либо выполнять эту работу на условиях неполного рабочего времени.
В период ученичества молодым рабочим выплачивается стипендия. Работы, выполняемые учениками на практических занятиях, оплачиваются по установленным расценкам. После завершения профессиональной подготовки рабочий должен приступить к работе на предприятии по полученной профессии и специальности. По действующему трудовому законодательству испытательный срок для работников, успешно завершивших свое ученичество, не устанавливается.
В
мировой экономике существует три
основных системы подготовки кадров:
кооперативная, производственная и
государственная, а также множество
их вариантов. Кооперативная система
подготовки кадров основывается на взаимодействии
организаций, представляющих работодателей,
государство и профсоюзы. Производственная,
или корпоративная, система подготовки
кадров ориентируется на пожизненный
наем и низкую текучесть рабочей
силы, обеспечиваемые передовыми фирмами.
Государственная система
Следовательно,
идеальная система
наличие прочной, высококачественной общеобразовательной базы, без которой трудно развивать профессиональные навыки и аналитические способности работников;
создание стимулов для эффективного существования систем профессионального обучения;
совершенствование профессионального образования с целью гибкого реагирования на потребности экономики, динамику спроса и предложения на рынке труда.
Следовательно,
идеальная система
Формами повышения квалификации руководителей, специалистов и служащих являются:
- самостоятельная учеба;
-
повышение квалификации в
-
повышение квалификации в
Самостоятельная учеба позволяет повышать свои знания, совершенствовать навыки, анализировать собственные ошибки и достижения. Повышение квалификации в процессе работы содействует пополнению практических знаний и производственного опыта. В практике используются многие разновидности этой формы: стажировка на какой-либо конкретной должности; перемена места службы без изменения должности; включение в обязанности работника новых функций; периодическое распределение обязанностей между отдельными работниками; выполнение чрезвычайных и особо важных заданий, участие в научно-практических конференциях и инспекторских проверках в нижестоящих организациях.
Информация о работе Организация системы повышения квалификации кадров на предприятии