Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 04:26, курсовая работа
Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей и во многих случаях всей организации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в искусстве управления.
Введение ………………………………….………………….……………. 3
1. Сущность управленческих решений ………………………………...
1.1. Понятие «управленческое решение», его значение……………..
1.2. Классификация управленческих решений …………………..…..
1.3. Главные отличия управленческих решений ……….….…………
1.4. Факторы, определяющие качество и эффективность
принимаемых решений …………………………..………………..
2. Процесс подготовки и принятия управленческих решений ..…….
2.1. Процесс принятия управленческих решений ……………………
2.2. Методы принятия управленческих решений ……………………
2.3. Факторы эффективности управленческих решений …………….
3. Практическое использование технологии принятия
управленческих решений ….………………………………………….
Заключение …………………………………………..…………………...
Список используемых источников ……………………………………
- организационные, совершенствованию организационной структуры управления.
- активизирующие, для эффективного управления персоналом разрабатываются решения по различным аспектам активизации деятельности работников организации.
- координирующие, необходимы для согласования изменяющихся условий внешней и внутренней среды для обеспечения координации в деятельности организации.
- контролирующие, направлены на обеспечение своевременного выполнения производственных планов и намеченных рубежей развития.
- информирующие, направлены на упорядочение информационного поля для работников организации и предоставления им необходимой информации.
По организации.
- индивидуальные, требуют от руководителя уверенности в своих силах, профессионализма и творческого подхода. На разработку таких решений требуется меньше времени. Разработчик данного вида решений несет персональную ответственность за результаты его выполнения.
- коллегиальные, при данном подходе увеличивается время подготовки решения. Данный подход ограничивает руководителей в свободе выбора управленческих решений и требует соблюдения баланса интересов, участвующих в его разработке специалистов.
- корпоративные, которые принимаются как отдельными лицами, так и коллегиально.
По причинам.
- неожиданные, к ним относятся:
ситуационные, вызываются событиями, которые могут нарушить запланированный ход деятельности организации, решения данного вида относятся к повседневным решениям руководителя.
инициативные, это творческий вклад руководителя в деятельность организации в рамках данных ему полномочий. Данные решения должны дополнять основные решения вышестоящих руководителей – в организации все должны быть ориентированы на одну цель.
- плановые, к ним относятся:
решения по предписанию, входят в функциональные обязанности нижестоящего руководителя и определяются соответствующими регламентами.
программные, представляют собой программно-целевой технологический процесс, по которому руководитель в заданное время должен принимать решение о дальнейшей работе своего подразделения, пополнении ресурсов.
сезонные, более устойчивые по времени, чем программные, связаны с календарными датами.
По масштабам воздействия.
- общие, если решение разрабатывается для обязательного исполнения всем
персоналом.
- частные, разработанное для одного человека.
По характеру разработки и реализации.
- уравновешенные, принимают люди, внимательно и критично относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Такие люди обычно до принятия решения имеют сформулированную идею.
- импульсивные, принимаются управленцами, которые легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить и оценить. Решения в данном случае оказываются недостаточно обоснованными и надежными, т.е. принимаются «рывками».
- инертные, результат осторожного поиска. В них преобладают контрольные и уточняющие действия над генерированием идей, в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство. Они слабо активизируют персонал на их выполнение.
- рискованные, принимаются без обоснования действий руководителем, который уверен в своих силах. Обычно такие руководители имеют хорошие тылы в виде постоянно поддерживающих их вышестоящих руководителей или подчиненных. Они не боятся любых опасностей.
- осторожные, характеризуются тщательностью оценки руководителем всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу, большим количеством согласований.
По методам переработки информации.
- алгоритмические, предполагают строгую формализацию выполнения процедур и операций на основе правил, алгоритмов, формул, статистических данных.
- эвристические, обработать и оценить информацию можно исходя из интуиции, обобщений, представлений, опыта, ассоциаций. Путем беседы, обсуждения, задавания наводящих вопросов можно получить новую информацию от клиента, партнера.
По направлению воздействия.
- внешние.
- внутренние.
По характеру информации.
- детерминированные, приняты в условиях определенности, при наличии полной достоверной информации в отношении решаемой проблемы.
-
вероятностные,
приняты в условиях неопределенности,
риска, при принятии решений приходится
полагаться на прошлый опыт и интуицию.
1.3. Главные отличия управленческих решений.
Управленческое решение отличается от решений, принимаемых каждым человеком в отношении самого себя по следующим признакам: целям, разделению труда, ответственности.
Каждому из нас ежедневно приходится десятки раз что-то выбирать (не всегда, правда, задумываясь об этом), на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из предложенного меню, выбор наиболее удобного транспортного маршрута, выбор места проведения отдыха, выбор специальности при получении профессионального образования, выбор вида банковского вклада и т.д. Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует предварительно принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.
Что же отличает управленческие (организационные) решения?
Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей (хотя их влияние и играет определенную роль), а в целях решения проблем конкретной организации.
Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.
Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.
Рис.1. Сравнение
управленческих и индивидуальных решений.
Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.
Таким
образом, управленческое решение –
это выбор оптимальной альтернативы,
осуществленный руководителем в рамках
его должностных полномочий и компетенции
с учетом факторов внешней и внутренней
среды организации и направленный на достижение
целей организации.
1.4. Факторы, определяющие качество и эффективность
управленческих решений.
Под качеством управленческих решений следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем. Иначе говоря, в какой степени управленческое решение обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях формирования рыночных отношений.
Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений, могут классифицироваться по различным признакам – как факторы внутренней природы (связанные с управляющей и управляемой системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды). К числу этих факторов следует отнести:
10) систему экспертных оценок уровня качества и эффективности управленческих решений.
Управленческие
решения должны опираться на объективные
законы и закономерности общественного
развития. С другой стороны, управленческие
решения существенным образом зависят
от множества субъективных факторов –
логики разработки решений, качества оценки
ситуации, структуризации задач и проблем,
определённого уровня культуры управления,
механизма реализации решений, исполнительской
дисциплины и т. п. При этом необходимо
всегда помнить, что даже тщательно продуманные
решения могут оказаться неэффективными,
если они не смогут предвосхитить возможных
изменений в ситуации, состоянии производственной
системы.
2. Процесс подготовки и принятия решений.
Подобно процессу коммуникаций, принятие решений отражается на всех аспектах управления. Принятие решений – часть каждодневной работы управляющего. Поскольку характер работы менеджера зависит от уровня управления, на котором он находится, существуют различия и в характере решений, принимаемых на разных уровнях. Тем не менее, все эти роли в той или иной мере периодически исполняет каждый менеджер.
Как
определено выше, решение – это
выбор альтернатив. Это, по сути дела,
ответ на ряд вопросов. В сегодняшнем сложном,
быстро меняющемся мире организаций многие
альтернативы находятся в распоряжении
менеджеров и, чтобы сформулировать цель
перед группой людей и добиться ее достижения,
необходимо дать ответы на многочисленные
вопросы. Каждая управленческая функция
связана с несколькими общими, жизненно
важными решениями, требующими претворения
в жизнь. Управленческое решение является
частью процесса управления организацией
или предприятием. Например, достижение
цели может быть описано в виде последовательности
процессов. Но известно, что каждый процесс
может быть выполнен несколькими способами
(альтернативные варианты), а нужно выбрать
только один. В данном случае процесс выбора
называют «Принятием управленческого
решения».
2.1. Процесс принятия решений.
В процессе принятия решения менеджеру необходимо дать ответы на следующие вопросы: что делать? как делать? кому поручить работу? для кого делать? где делать? что это дает.
Процесс принятия решений сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и операций. Вопросы о том, сколько и какие стадии должен пройти процесс принятия решений, каково конкретное содержание каждой из них, - спорные и неодинаково решаются менеджерами. Это зависит от квалификации руководителя, ситуации, стиля руководства и культуры организации. Важно, чтобы каждый менеджер понимал сильные стороны и ограничения каждого подхода и процедуры принятия решения и умел выбрать лучший вариант с учетом ситуации и собственного стиля управления.
Информация о работе Организация подготовки и реализации управленческих решений