Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:36, курсовая работа
Актуальность темы исследования законов организации, самоорганизации и самоуправления обусловлена тем, что на протяжении всей истории мировой мысли каждый из мыслящих людей не задавал себе вопрос: как завязывались и сплетались основные нити, образовавшие сложную и разноцветную ткань общественной жизни — этой высшей и самой сложной из известных нам форм движения сущего? В природе все происходит стихийно.
Введение
1. Организация
1.1 Понятие организации
1.2 Устройство организации
1.3 Модели организации
2. Самоорганизация
2.1 Понятие самоорганизации
2.2 Взаимоотношения между процессами самоорганизации и организации
3 Организация и управление
3.1 Место и роль организации в управлении
3.2 Организация самоуправления
Заключение
Список литературы
В-третьих, иерархия — это форма власти, подчиняющаяся определенным внешне предписанным правилам. Особенность этих иерархических отношений в том, что безличные нормы поведения довлеют над каждым членом организации как личностью, заставляя ограничивать себя в пользу существования организации как целого, как общности. При этом организация применяет определенные стимулы (для поощрения, если поведение индивида соответствует цели организации) или санкции (если это поведение противоречит её целям)[4].
Интересно заметить, что в данном понимании власть, как таковая, во многом нейтральна по отношению к тем, кто её персонифицирует, хотя индивидуальные особенности представителей власти того или иного уровня могут существенно её «окрашивать». Все рассмотренные нами свойства организационной иерархии действуют в комплексе, хотя каждое, разумеется, имеет самостоятельное значение.
Но, кроме иерархии как зависимости работников в организации по вертикали, в ней существует и так называемая «горизонтальная» зависимость. Так, например, службы, вроде пожарного надзора, отдела технического контроля и т.п., являясь формально подчинёнными по вертикали, тем не менее, способны оказывать сильное влияние на власть, используя, по сути, свои монопольные функции.
В условиях производства возникают, и достаточно часто, условия т.н. «перевернутой пирамиды», когда руководитель оказывается зависимым от рядового в формальной структуре, но, по существу, уникального исполнителя. Например, завод производит некое ответственное изделие. В системе технологических операций для его изготовления необходим сложный инструмент, который может изготовить только какой-то определённый специалист. В этом случае он становится монополистом своего уровня знаний и технологий. Без него изделие не может быть изготовлено. Тогда он может предъявлять свои условия.
Итак, иерархия в организациях
весьма разнообразна и противоречива.
С одной стороны — она
Каждый из двух или более
уровней выступает как
Относительно простым примером взаимоотношений внутри организации из знакомого нам окружения может служить университет. Прежде всего, существует организация или система, характеризующая университет в целом. Внутри него есть отдельные колледжи или факультеты. Имеется следующий уровень организации, который строится вокруг учебных групп и кафедр, т.е. соответствует преподаваемым дисциплинам. Помимо этих аспектов университетской жизни существуют и другие формы организации- землячества, профсоюзы или общества по интересам. Далее, на эти системы накладывается еще система обслуживания. Существует, наконец, большое разнообразие организационных взаимоотношений внутри университетской системы в рамках различных объединений выпускников или других групп по интересам. Рассматриваемый в целом университет представляет собой сложную систему подразделений, имеющих разнообразные цели, выполняющих множество функций и требующих постоянного руководства для оптимизации общих целей университета[5].
Аналогичные иерархические построения справедливы для большинства организованных систем, и каждую из них нельзя рассматривать как изолированную в себе сущность; они, вообще говоря, составляют только часть еще более крупных сложных систем.
В предпринимательской
Рассмотрим взаимоотношения между различными элементами или частями единой системы.
Части должны быть привязаны к целому с помощью определенных отношений каждой части к какой-либо общесистемной характеристике (или характеристикам), имеющей необходимую и логическую функциональную связь с выполнением задач всей организации.
Части должны быть определены не с целью их удобной классификации по тем или иным признакам, а так, чтобы была ясно видна их логическая и необходимая функциональная связь друг с другом и с системой в целом.
Большие части должны быть способны объединять все более мелкие части, которые необходимы для объяснения поведения организации в целом.
Части должны быть соответственно увязаны с поведением всех членов организации[6].
При этом надо иметь в виду «процесс сплавления» организации - процесс примирения и сплочения этих различных частей и установления единства между ними. Этот процесс выдвигает на первый план общие цели организации вопреки противоречащим им интересам отдельных личностей, групп, других организаций и самой рассматриваемой организации.
Основой интеграции отдельных
частей организации в единую систему
служат информационные сети или сети
связи. Связь стимулирует работу
отдельных элементов
Организационная структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:
1. функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, профессионализм персонала;
2. компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), систему документооборота.
Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.
Основной задачей системы
управления организации ставится формирование
профессиональной управленческой деятельности.
Как процесс управленческая деятельность
– это совокупность действий, ведущая
к образованию и
Среди этапов понимания сущности управления и построения организационных структур следует выделить некоторые этапы:
Всё большую роль, как
указывалось выше, в организации
начинает играть технологическая основа.
Организация – это
1.3 Модели организации
Бюрократическая модель. Макс
Вебер сформулировал
Точность, скорость, отсутствие
неопределенности, четкое делопроизводство,
непрерывность, благоразумие, единство,
строгая субординация, уменьшение трений
между членами организаций и
сокращение затрат труда и материалов
- все это доведено до совершенства
в чисто бюрократической
По мнению Вебера, другим
преимуществом бюрократической
организации является ее универсальность.
Он считал, что такая организационная
форма способствует увеличению эффективности
самых разнообразных
Он укрепил модель своего
бюрократического механизма с помощью
введения особой установленной власти
общества, т.е. какой-то силы, которая
узаконена обществом и «
Неоклассическая модель. Это
модель поведения организации, построения
с учетом возможностей человека. Этот
взгляд на организацию получил широкую
известность. Основное внимание здесь
уделялось уже не рациональной модели
традиционной теории организации, а
модели, которая рассматривала человека
таким, каков он есть. Эта модель
не исключает рассмотренные раньше
структурные аспекты
Основные отличия теории, учитывающей человеческие взаимоотношения, от традиционной теории организации сводятся к следующему:
1. в выработке решений чаще принимает участие широкий круг сотрудников организации, а не только узкая группа на высшем уровне управления;
2. основной единицей организации является не индивидуум, а скорее группа, члены которой взаимодействуют с помощью личных контактов;
3. не только административная власть, а и взаимное доверие служит объединяющей силой организации;
4. руководитель - это скорее посредник для связи внутри группы и между группами, а не только представитель высшей власти;
5. необходимо увеличение ответственности членов организации, а не внешний контроль за результатами их работы.
Подход к организации
с позиции человеческих отношений
выдвинул на первый план концепцию
организации как единой системы,
охватывающей отдельные личности и
неформальные группы и учитывающей
отношения внутри группы и формальные
взаимосвязи между членами
Профессиональная модель. Это - профессиональные организации и они характеризуются не только целями, которые преследуют, но и высоким процентом специалистов в составе аппарата (не меньше 50%), а также таким распределением власти между специалистами и неспециалистами, при котором специалисты обладают высшей властью в вопросах, касающихся главной цели деятельности организации. К организациям такого типа относятся институты и университеты, исследовательские организации и крупные лечебные учреждения.
Модель такой организации должна характеризоваться тем, как часто организация встречается с обычными и необычными обстоятельствами, или с работами, требующими либо высокой квалификации, либо только применения обычных знаний.
Такая профессиональная модель во многих отношениях отличается от традиционной. Традиционная модель предполагает, что имеется один главный источник власти (линейная организация), который является основой для окончательных решений и контроля. В профессиональных организациях контроль осуществляется с помощью профессиональных норм и взаимодействия между коллегами по работе[9].
Информация о работе Организация и самоорганизация. Управление и самоуправление