Организационные процессы в системе менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: разработка рекомендации по совершенствованию организационных процессов.
Задачи данной работы:
1. Дать полную теоретическую характеристику;
2. Проанализировать организационную деятельность предприятия;
3. Разработать мероприятия по совершенствованию организационных процессов управления.
Предметом исследования курсовой работы является организационные процессы в системе менеджмента.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1. Сущность, признаки организационных процессов 5
1.2. Виды организационных процессов 10
1.3. Процессы организационного взаимодействия 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ДЕТСКОГО ОДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ТУРИЗМА, КРАЕВЕДЕНИЯ И ЭКСКУРСИЙ 26
2.1. Характеристика деятельности предприятия 26
2.2. Организационная структура 29
2.3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 32
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ДЕТСКОГО ОДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ТУРИЗМА, КРАЕВЕДЕНИЯ И ЭКСКУРСИЙ. МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РБ 34
3.1. Анализ организационных процессов предприятия 34
3.2. Мероприятия по совершенствованию управления организационных процессов 36
3.3. Расчет объема финансовых ресурсов для внедрения мероприятий по совершенствованию организационных процессов 39
Заключение 42
Список литературы 44
Приложения 46

Работа содержит 1 файл

курсовая по менеджменту.doc

— 398.50 Кб (Скачать)


БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (филиал) ФГОУ ВПО «Урал ГУФК»

Факультет социально-культурного  сервиса и туризма

Кафедра менеджмента

Дисциплина менеджмент в СКСиТ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«Организационные  процессы в системе менеджмента» на примере МО РБ (Республиканского детского оздоровительно-образовательного центра туризма, краеведения и экскурсий)

 

 

 

Работу выполнил:

студент 4 курса 43 гр. Сулейманова Л.А.

Работу  проверил: Байназаров И. М.

 

 

 

 

 

Дата регистрации ____________

      

 

Уфа, 2009

Содержание

 

Введение 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 5

1.1. Сущность, признаки  организационных процессов 5

1.2. Виды организационных  процессов 10

1.3. Процессы организационного взаимодействия 21

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ДЕТСКОГО ОДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ТУРИЗМА, КРАЕВЕДЕНИЯ И ЭКСКУРСИЙ 26

2.1. Характеристика деятельности предприятия 26

2.2. Организационная структура 29

2.3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 32

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ  РЕСПУБЛИКАНСКОГО ДЕТСКОГО ОДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ТУРИЗМА, КРАЕВЕДЕНИЯ И ЭКСКУРСИЙ. МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РБ 34

3.1. Анализ организационных процессов предприятия 34

3.2. Мероприятия по совершенствованию управления организационных процессов 36

3.3. Расчет объема финансовых  ресурсов для внедрения мероприятий  по совершенствованию организационных процессов 39

Заключение 42

Список литературы 44

Приложения 46

 

Введение

 

Чтобы выжить, организация  должна сохранять устойчивость по отношению  к дезинтеграционному давлению на нее из внешней среды. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру  и  культуру.  Однако, решение  только проблем структуры не является достаточным.  Набор  статусов  (должностей)  и ролей  составляет  формальную  организационную  структуру. Однако не они определяют жизненный потенциал организации, а люди, занимающие эти должности или выполняющие  эти роли. Сотрудники организации в различной степени проявляют свою индивидуальность в процессе выполнения работы. В результате не только проявляются разные стили в выполнении одной  и  той  же работы, но  и проявляются различные образцы отношений между людьми в организации. Со временем такие образцы “типизируются”, их низ вырастают традиции, определяющие характер и направленность того, как люди взаимодействуют в организации [5].

Актуальность данной темы заключается в том, чтобы понять характер неформальных отношений, традиций, культуры, которые окружают структуру организации, необходимо также изучать и динамику системы, т.е. процессы, происходящие при взаимодействии людей.

Понимание структуры  и процессов помогает руководителю обеспечить достижение целей организации, определить роль и место каждого отдельного человека в организации с точки зрения удовлетворения его индивидуальных целей [25].

Целью данной работы является: разработка рекомендации по совершенствованию организационных процессов.

Задачи данной работы:

1. Дать полную теоретическую характеристику;

2. Проанализировать организационную деятельность предприятия;

3. Разработать мероприятия по совершенствованию организационных процессов управления.

Предметом исследования курсовой работы является организационные  процессы в системе менеджмента.

Объект исследования: Республиканский детский оздоровительно-образовательный  центр туризма, краеведения и  экскурсий.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, приложения и списка литературы.

В первой главе дается общие теоретические основы организационных процессов в системе менеджмента, где подробно описано  сущность и понятие, виды и функции организационных процессов.

Во второй главе проводится анализ организационной деятельности предприятия, где подробно представлена характеристика деятельности  предприятия; рассматривается организационная структура, а также проводиться анализ финансово-хозяйственной деятельности Центра.

Третья глава  заключительная, проводится анализ организационных процессов, выявляются недостатки в организационных процессах управления,   разрабатываются рекомендации по совершенствованию организационных процессов на предприятии, на основе проведенного анализа.

В курсовой работе в качестве литературных источников использовались методические и учебные пособия, устав предприятия, ресурсы Интернета.

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что  из проведенного в ее рамках исследования и работы над усовершенствованием  предприятия, представляют практический интерес в рамках руководства данного предприятия.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

    1. Сущность, признаки организационных процессов

 

Специфической разновидностью  процессов, являются организационные, характеризующие восходящую стадию развития системы. В их рамках происходит формирование условий ее функционирования, становление, упорядочение и согласование составляющих элементов  во времени и пространстве, поддержание между ними оптимального соотношения, рациональных связей. 

Таким образом, конкретное функциональное назначение организационного процесса состоит в том, чтобы создавать новые и качественно совершенствовать существующие системы любого типа (социальные, социально-экологические, социально-технические и пр.) в соответствии с меняющимися условиями, объективными законами и принципами организации, соединять все их элементы в единое целое, а также упорядочивать во времени и пространстве существующие и одновременно устранять неадекватные.

В результате возникает  некое упорядоченное целое, чье состояние можно охарактеризовать как организованность или организацию.

Организационный процесс  осуществляется тремя способами.

Во-первых, стихийно как  самоорганизация (термин был предложен  в 1947 г. Р. Эшби) под воздействием естественных (в живых и неживых природных комплексах) и общественных законов (в социальных системах).

Во-вторых, в результате целенаправленной организационной  деятельности человека.

В-третьих, на основе комбинации того и другого. Причем организацию и самоорганизацию нельзя противопоставлять, ибо они взаимно  дополняют друг друга [18].

Вся деятельность человека направлена на организацию мира в  своих интересах (в то же время, исходя, из второго закона термодинамики, в  целом организационные процессы считаются противоестественными, а естественными – дезорганизационные).

А. А. Богданов считал, что у человека нет иной деятельности как организация. По его мнению, организовывать – значит сгруппировать людей для какой-нибудь цели, комбинировать, координировать и регулировать их действия в интересах целесообразности и единства. Можно также организовывать действия людей и машин, элементов машин в планомерно функционирующую систему, целесообразное единство.

Признаки организационного процесса:

- всегда осознан, целенаправлен;

- объединяет разъединенные или неэффективно взаимодействующие процессы;

- сохраняет или корректирует  предварительно запланированный  порядок осуществления деятельности;

- основывается на разделении  труда;

- закрепляется в организационных  документах;

- должен быть непротиворечивым.

Организационные процессы разворачиваются в сфере производства, управления, инновационной деятельности и пр. В их рамках в системах различной  природы происходят постоянные изменения  – появляются новые с точки  зрения существующих условий элементы, формы, способы действий и одновременно гибнут многие компоненты прежних систем.

Разновидностью организационных  процессов являются дезорганизационные, сокращающие количество элементов системы, разрушающие связи между ними, ведущие в конечном счете к ее деградации как целого, уменьшению потенциала и распаду на отдельные части. В социальных системах причиной дезорганизации  является  столкновение интересов субъектов[18].

Дезорганизованное целое меньше суммы  своих частей, так как теряет качество эмерджентности.

Таким образом, всякий процесс организации  увеличивает потенциальные возможности  системы, а дезорганизация — их уменьшает.

В сложной системе, образованной разнообразными элементами, могут одновременно протекать те и другие процессы, полный или частичный разрыв одних связей  сопровождаться  сохранением или даже  установлением других, чье равнодействие часто дает нейтральный  результат.

К  принципам осуществления  организационного  процесса можно  отнести:

- непрерывность;

- объективная  обусловленность;

- направленность в первую очередь на достижение поставленных целей, а не предотвращение нарушений;

- учет слабого звена (устойчивость  системы  в  целом  определяется  наименьшей частичной устойчивостью отдельного элемента);

- обеспечение  прямоточности,   ритмичности,   синхронности,   устойчивости и гибкости осуществления;

- полная  обеспеченность  необходимыми ресурсами,  информацией  и  пр.

Разновидностью организационного процесса, присущей относительно самостоятельной и не зависимой от среды самоуправляющейся и саморегулирующейся системе, является самоорганизация. Последняя представляет собой локальный антиэнтропийный (природный или социальный), естественный процесс спонтанного образования высокоупорядоченных, устойчивых во времени и пространстве функциональных структур, состоящих из подвижных элементов в гетерогенных открытых неравновесных системах любой природы в условиях преодоления возмущающих влияний среды.

Самоорганизация опирается  на принципы отрицательной обратной связи (поддержания спонтанно возникающего порядка) и положительной обратной связи (накопления и усиления прогрессивных изменений). Компромисс между ними реализуется посредством постоянных структурных преобразований [18].

Эшби называет две  функции самоорганизации;

-  установление связей между ранее независимыми элементами (переход от разделенности к связанности);

-  переход от неорганизованной системы к организованной, от плохой организации к хорошей.

При самоорганизации  порядок вырастает из хаоса, свойственного первоначальному неустойчивому состоянию системы, и основан на ее стремлении к целостности, к поддержанию подвижного равновесия в дестабилизирующих условиях развития.

Самоорганизация характеризуется  нелинейностью, множественностью путей  осуществления. Она возникает, прежде всего, в силу внутренних причин и «запускается» с помощью «первоначального толчка» («сигнала»), который по происхождению может быть намеренно спровоцированным или случайным, а по направленности - нейтральным, функциональным или дисфункциональным.

До появления людей самоорганизация существовала как естественная, в чистом виде, и сегодня в природных системах она также происходит независимо от человека. Ее механизм направляется не его целью, а локальным взаимодействием элементов, их активностью.

Самоорганизация протекает также и в естественно-искусственных, и социальных системах, где без постоянного целенаправленного внешнего воздействия осуществляется спонтанное самоупорядочение, структурирование и самоструктурирование элементов, достигается равновесие и ослабляется энтропия.

Самоорганизация может  состоять в переходе от системы с  не зависящими к системе с зависящими друг от друга частями, или переходе от «плохой к «хорошей» в каком-то отношении системе.

Самоорганизующуюся систему  характеризуют:

-   внутреннее разнообразие элементов и связей;

-   сохранение отклонений, которые ей не противоречат, что открывает новые пути развития и увеличивает ее возможности;

-  способность активно взаимодействовать со средой, изменять ее в направлении, обеспечивающем более успешное функционирование;

- гибкость структуры  или адаптивного механизма;

-   непредсказуемость поведения;

-  способность учитывать прежний опыт и осуществлять самообучение.

Изменения, происходящие в системе, накапливаются и взаимно усиливаются, что приводит к установлению в структуре нового порядка и одновременно новым его нарушениям. Таким образом, самоорганизация есть своего рода последовательность неравновесных состояний (динамическое равновесие) [18].

Выделяют три типа самоорганизации:

-   процессы самозарождения организационных форм, т.е.   возникновения качественно новых целостных образований из некоторой совокупности объектов, пребывающих в неупорядоченном состоянии;

Информация о работе Организационные процессы в системе менеджмента