Организационно-психологические аспекты контроля в процессе управления современной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение организационно-психологических аспектов контроля в процессе управления современной организацией, а также разработка рекомендаций по совершенствованию системы контроля на исследуемом предприятии.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность понятия «контроль», его задачи, функции и виды;
- рассмотреть особенности процесса контроля;
- исследовать организационно-психологические аспекты контроля;
- дать характеристику исследуемого предприятия;
- охарактеризовать организацию контроля на исследуемом предприятии;
- сделать выводы по результатам проделанной работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................... 3
1. КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА. КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ......................................................................................6
1.1. Контроль: его сущность, задачи и функции.......................................................6
1.2. Основные виды контроля ..........................................................................................12
1.3. Особенности процесса контроля...............................................................................18
2. Сущность организационно-психологических аспектов контроля, их формирование и влияние на процесс управления людьми и организацией в целом................................25
2.1. Поведенческие аспекты контроля.......................................................................25
2.2. Психологические аспекты управленческого контроля: система внешнего и внутреннего контроля...........................................................................................31
2.3. Самоконтроль в управлении организацией: анализ достоинств и недостатков...............................................................................................................36
3. анализ существующей системы контроля на предприятии и разработка рекомендаций по ее усовершенствованию.................................................................................41
3.1 Общая характеристика деятельности ООО «ПАЛТУС»..............................41
3.2. Практическое применение контроля в управлении ООО «ПАЛТУС» и разработка рекомендаций по его усовершенствованию.......................................45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................ 56

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ по контролю.doc

— 526.50 Кб (Скачать)

Цели, которые могут  быть использованы в качестве стандартов для контроля, характеризуются наличием:

а) временных рамок, в  которых должна быть выполнена работа;

б) конкретного критерия, по отношению к которому можно  оценить степень выполнения работы.

Конкретный критерий и определённый период времени называются показателями результативности (рис.1.5.).

Показатель результативности точно  определяет то, что должно быть получено для того, чтобы достичь поставленных целей. Подобные показатели позволяют руководству сопоставить реально сделанную работу с запланированной и ответить на следующие важные вопросы: «Что мы должны сделать, чтобы достичь поставленных целей?» и «Что осталось несделанным?».


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.5. Первый этап процесса контроля.

 

Относительно легко  установить показатели результативности для таких величин, как прибыль, объём продаж, стоимость материалов потому, что они поддаются количественному  измерению. Но некоторые важные цели и задачи организаций выразить в числах невозможно. Например, повышение морального уровня, рассматриваемое в качестве цели, выразить в числовых показателях очень трудно или зачастую вообще невозможно. Но организации, работающие эффективно, стремятся обойти трудности, связанные с выражением целей в количественном виде. Так, например, информацию о духовном уровне и состоянии работников можно получить посредством различного рода обследований и опросов. Более того, некоторые из этих не поддающихся количественному измерению величин можно представить в численном виде косвенно, измеряя некоторый показатель. Малое количество увольнений, например, обычно является проявлением удовлетворённости работой. Однако существует опасность использования косвенных проявлений каких-либо величин вместо прямых измерений. Опасность состоит в том, что на эти измеряемые косвенные проявления могут оказывать воздействие и совершенно другие переменные. В том же примере: низкая частота увольнений может отражать не высокую степень удовлетворённости работой, а общее плохое состояние экономики. Следовательно, менеджеру необходимо всё время быть настороже, чтобы отличать симптомы от истинных причин, потому как в данной конкретной ситуации на результаты его действий будут оказывать влияние очень многие факторы.

Среди показателей, подвергающихся оценке в процессе контроля, можно  выделить две группы – основные и дополнительные. Основные показатели характеризуют степень достижения основной цели фирмы и зависят от выбранной стратегии и присущей ей цели. В рыночных условиях ими могут быть показатели прибыли, занимаемой доли рынка, позиции в конкурентной среде. Именно они отражают задачи управления предпринимательской деятельностью – овладение рынком в условиях конкуренции.

Дополнительные  показатели характеризуют результаты деятельности в производственной, коммерческой, финансовой сферах и отличаются широким разнообразием. Необходимо оценивать, в частности, такие показатели, как:

  • производительность труда;
  • рентабельность;
  • эффективность производства, рассчитанную по типу ресурсоотдачи;
  • эффективность управления кадрами;
  • эффективность каналов сбыта, сбытовых систем, посредников;
  • доходы от основной деятельности;
  • себестоимость реализованной продукции;
  • эффективность маркетинга;
  • эффективность рекламной деятельности;
  • эффективность использования других средств коммуникативного воздействия;
  • эффективность использования средств создания общественного мнения в отношении предприятия и его продукции и другие.

 

 

Второй этап процесса контроля: определение масштаба отклонений.

Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом принимается ещё одно важное решение: насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. На второй стадии процедуры контроля даётся оценка, которая служит основой для решения о начале действий. Деятельность, осуществляемая на этом этапе контроля, является наиболее заметной частью всей системы контроля – это определение масштаба отклонений, измерение результатов, передача информации и её оценка (рис. 1.6.).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.6. Второй этап процесса контроля.

 

Масштаб допустимых отклонений и принцип исключения. Показатель результативности даёт чёткую и ясную цель для направления усилий членов организации. Однако, за исключением ряда специальных случаев, организациям редко бывает необходимо ни на йоту не отклоняться от поставленной цели. На самом деле, одна из характерных черт хорошего стандарта системы контроля состоит в том, что в нём содержатся реалистичные допуски параметров цели.

Определение масштаба допустимых отклонений – вопрос кардинально важный. Если взят слишком большой масштаб, то возникающие проблемы могут приобрести грозные очертания. Но, если масштаб взят слишком маленьким, то организация будет реагировать на очень небольшие отклонения, что весьма разорительно и требует много времени. Такая система контроля будет скорее препятствовать, чем помогать достижению целей организации. В подобных ситуациях достигается высокая степень контроля, но процесс контроля становится неэффективным.

Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен быть экономным. Преимущества системы контроля должны перевешивать затраты на её функционирование. Затраты на систему контроля состоят из затрат времени, расходуемого менеджерами и другими работниками на сбор, передачу и анализ информации, а также из затрат на все виды оборудования, используемого для осуществления контроля, и затрат на хранение, передачу и поиск информации, связанной с вопросами контроля. Один из способов возможного увеличения экономической эффективности контроля состоит в использовании метода управления по принципу исключения. Этот метод состоит в том, что система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов. Действия, которые имеют изначально совершенно тривиальный характер, не следует даже измерять. Основная проблема здесь, конечно, состоит в том, чтобы определить по-настоящему важные отклонения.

Измерение результатов. Измерение результатов позволяет установить, насколько удалось соблюсти установленные стандарты. Для того, чтобы быть эффективной, система измерения должна соответствовать тому виду деятельности, который подвергается контролю. Вначале необходимо выбрать единицу измерения, причём такую, которую можно преобразовать в те единицы, в которых выражен стандарт.

Выбор подходящей единицы  измерения – это зачастую наиболее лёгкая часть проведения контрольных  измерений, обеспечивающих, как в конечном счёте и весь контроль, достижение целей организации. Равно важно, чтобы скорость, частота и точность измерений тоже были согласованы с деятельностью, подлежащей контролю.

Однако, любая система  сбора и обработки информации относительно дорогá. Стоимость проведения измерений зачастую является наиболее крупным элементом затрат во всём процессе контроля. Часто именно этот фактор определяет, а стóит ли вообще осуществлять контроль. Поэтому, в частности (из-за высокой стоимости измерений), менеджер должен избегать искушения измерить всё и как можно точнее. Если проводить измерения подобным образом, то затраты на систему контроля будут столь велики, что её стоимость превзойдёт возможные доходы от её применения. В коммерческой деятельности цель проведения измерений состоит в увеличении прибыли, а не в том, чтобы точно установить, что же происходит в организации на самом деле.

Передача и распространение  информации. Распространение информации играет ключевую роль в обеспечении эффективности контроля. Для того, чтобы система контроля действовала эффективно, необходимо обязательно довести до сведения соответствующих работников организации как установленные стандарты, так и достигнутые результаты. Подобная информация должна быть точной, поступать вовремя и доводиться до сведения ответственных за соответствующий участок работников в виде, легко позволяющем принять необходимые решения и действия. Желательно также быть полностью уверенным в том, что установленные стандарты хорошо поняты сотрудниками. Это означает, что должна быть обеспечена эффективная связь между теми, кто устанавливает стандарты и теми, кто должен их выполнять.

Основные трудности, возникающие  на пути сбора и распространения  контрольной информации, связаны с различными коммуникационными проблемами. В то время как часть данных собирается и обрабатывается ЭВМ, большая часть информации должна быть обработана человеком. Это сопряжено с возможным искажением информации, на основе которой должны приниматься решения в области контроля. Это может сыграть значительную роль в тех случаях, когда субъективные оценки неизбежны, например, при оценке результативности труда управленца. Однако, если сформулировать конкретные цели, критерии и стандарты, то оценить результативность менеджера можно с минимальными искажениями и более объективно.

Важно отметить, что если активно искать содействия людей, затрагиваемых  мерами контроля, то это увеличит взаимное доверие, улучшит распространение  информации и, таким образом, способствует повышению эффективности системы контроля.

Оценка информации о результатах. Заключительная стадия этапа сопоставления заключается в оценке информации о полученных результатах. Менеджер должен решить, та ли, что нужно, информация получена, и важна ли она. Важная информация – это такая информация, которая адекватно описывает исследуемое явление и существенно необходима для принятия правильного решения.

Цель оценки информации о результатах состоит в том, чтобы принять решение – необходимо ли действовать, и если да, то как.

Третий этап процесса контроля: принятие решения  о действиях.

После вынесения оценки процесс контроля переходит на третий этап. Менеджер должен выбрать одну из трёх линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт (рис.1.7.).


 

 

 

 

 

 

Рис. 1.7. Третий этап процесса контроля.

 

Ничего не предпринимать. Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться такого положения, при котором процесс управления организацией действительно заставлял бы её функционировать в соответствии с планом. Если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются, лучше всего ничего не предпринимать. Однако, в управлении нельзя рассчитывать на то, что случившееся один раз повторится снова и снова. Даже наиболее совершенные методы должны подвергаться изменениям. Так, например, если система контроля показала, что в каком-то элементе организации всё идёт хорошо, необходимо продолжать измерять результаты, повторяя цикл контроля.

Устранить отклонения. Система контроля, которая не позволяет устранить серьёзные отклонения прежде, чем они перерастут в крупные проблемы, бессмысленна. Естественно, что проводимая корректировка должна концентрироваться на устранении настоящей причины отклонения. В идеале стадия измерений должна показывать масштаб отклонения от стандарта и точно указывать его причину. Поскольку, однако, большая часть работы в организации является результатом объединённых усилий групп людей, то абсолютно точно определить корни той или иной проблемы не всегда представляется возможным. Смысл корректировки во всех случаях состоит в том, чтобы понять причины отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий.

Прежде, чем выбирать корректирующее действие, необходимо взвесить все имеющие отношение к данной проблеме внутренние переменные и их взаимосвязи. Поскольку все подразделения организации так или иначе связаны между собой, любое крупное изменение в одном из них затронет всю организацию. Вот почему менеджер должен вначале убедиться, что предпринимаемое им корректирующее действие не создаст дополнительных трудностей, но поможет их разрешить. Кроме того, опытный менеджер должен избегать решений, которые в краткосрочном плане сулят преимущества, а в долгосрочном влекут за собой большие затраты.

Пересмотр стандартов. Не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться нереальными, потому что они основываются на планах, а планы – это лишь прогнозы будущего. При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты.

Стандарты, требования которых  выполнить очень трудно, фактически делают тщетными стремления рабочих  и менеджеров достичь сформулированных целей и сводят на нет всю мотивацию. Как и в случае с корректирующими действиями различного типа, необходимость радикального пересмотра стандартов (в сторону повышения или понижения) может служить симптомом проблем, возникших либо в процессе собственно контроля, либо в процессе планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущность  организационно-психологических аспектов  контроля, их формирование и влияние  на процесс управления людьми  и организацией в целом.

 

2.1. Поведенческие аспекты  контроля.

С научной точки зрения, управленческий контроль, или соntrolling (в западной литературе это достаточно устоявшийся термин), целесообразно представить как систему, состоящую из элементов управленческой информационной системы, центров ответственности, техники контроля, процедур контроля, среды контроля, системы учета, кадров контроля.

Достижение целей системы, как известно, обеспечивается реализацией  задач, которые, заключаются в достижении следующих основных показателей  эффективности управления:

1) соответствие деятельности  компании принятому курсу действий (т.е. целевым установкам и ориентирам) и стратегии;

2) устойчивость компании  с финансово-экономической, рыночной  и правовой точек зрения;

3) сохранность ресурсов  и потенциалов компании;

4) должный уровень  полноты и точности первичных  документов и качества первичной  информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;

Информация о работе Организационно-психологические аспекты контроля в процессе управления современной организации