Организационно-психологические аспекты контроля в процессе управления современной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение организационно-психологических аспектов контроля в процессе управления современной организацией, а также разработка рекомендаций по совершенствованию системы контроля на исследуемом предприятии.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность понятия «контроль», его задачи, функции и виды;
- рассмотреть особенности процесса контроля;
- исследовать организационно-психологические аспекты контроля;
- дать характеристику исследуемого предприятия;
- охарактеризовать организацию контроля на исследуемом предприятии;
- сделать выводы по результатам проделанной работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................... 3
1. КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА. КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ......................................................................................6
1.1. Контроль: его сущность, задачи и функции.......................................................6
1.2. Основные виды контроля ..........................................................................................12
1.3. Особенности процесса контроля...............................................................................18
2. Сущность организационно-психологических аспектов контроля, их формирование и влияние на процесс управления людьми и организацией в целом................................25
2.1. Поведенческие аспекты контроля.......................................................................25
2.2. Психологические аспекты управленческого контроля: система внешнего и внутреннего контроля...........................................................................................31
2.3. Самоконтроль в управлении организацией: анализ достоинств и недостатков...............................................................................................................36
3. анализ существующей системы контроля на предприятии и разработка рекомендаций по ее усовершенствованию.................................................................................41
3.1 Общая характеристика деятельности ООО «ПАЛТУС»..............................41
3.2. Практическое применение контроля в управлении ООО «ПАЛТУС» и разработка рекомендаций по его усовершенствованию.......................................45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................ 56

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ по контролю.doc

— 526.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам проведенного в  работе исследования можно сделать  следующие выводы:

1. Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьёзными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

2. Назначением и задачами контроля являются:

  • констатация и оценка достигнутых результатов предпринимательской деятельности, формулировка основных выводов;
  • оценка конкретного вклада отдельных функциональных подразделений и работников в сфере предприятия;
  • структурная оценка эффективности отдельных мероприятий в производственной, коммерческой и финансовой деятельности;
  • всесторонняя оценка эффективности стратегического и тактического планирования;
  • формирование обратной связи с целью информирования руководства и сотрудников предприятия о результатах контроля и получения ответной реакции.

3. Началом контроля является оценка результатов, а окончанием – анализ факторов, которые обусловили получение таких результатов и раскрытие причин отклонений фактических показателей от запланированных (в ту или другую сторону).

4. Основными ориентирами контроля являются планируемые показатели и параметры. Однако в процессе оценки необходимо учитывать и  незапланированные (случайные) результаты, которые, чаще всего, обеспечиваются эффективными оперативными решениями и характеризуют результативность деятельности отдельных подразделений или работников и их умение адекватно реагировать на непредвиденные обстоятельства.

5. Известны различные  виды контроля и признаки их  классификации. К основным видам  контроля относят: предварительный,  текущий и заключительный контроль.

 Предварительный контроль обычно реализуется в форме определённой политики, процедур и правил. Прежде всего он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идёт и обычно производится в виде контроля работы подчинённого его непосредственным начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведённое для неё время. Текущий и заключительный контроль основывается на обрат-ных связях. Управляющие системы в организациях имеют ра-зомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, яв-ляющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в её работу, изменяя и цели системы, и характер её работы.

6. Процесс контроля  представлен тремя этапами:

Первый этап процесса контроля – это установка стандартов, то есть конкретных, поддающихся измерению  целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты  в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании. Целесообразно отдавать предпочтение количественным целям, более приспособленным для реализации контролирующих функций. Чёткость и определённость целей должна быть достигнута не только на уровне всего предприятия, но и на уровне его подразделений, отделов, служб, а в ряде случаев, и отдельных работников в зависимости от того, насколько глубоко данное предприятие охвачено системой управления, ориентированной на конечные результаты.

На втором этапе сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет не-экономичной и неустойчивой.

Следующий этап – измерение  результатов – является обычно самым  хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая  измеренные результаты с заданными  стандартами, менеджер получает возможность  определить, какие действия необходимо предпринимать. Такими действиями могут быть: изменение некоторых внутренних переменных системы, изменение стандартов или невмешательство в работу системы.

7. Контроль часто оказывает сильное влияние на поведение системы. Проблем, возникающих вследствие воздействия системы контроля, можно избежать, задавая осмысленные приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая напряжённые, но достижимые стандарты контроля, избегая излишнего контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля. Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.

8. Объектом исследования  в работе выбрано Общество с ограниченной ответственностью «ПАЛТУС», основными видами деятельности которого являются: организация санаторно-курортного обслуживания; организация турагентской и экскурсионной деятельности; реализация санаторно-курортных путевок; предоставления гостиничных услуг и услуг по отдыху, предоставления мест для краткосрочного проживание в коттеджах, домах гостиничного типа и в других помещениях.

9. В управлении персоналом исследуемого предприятия применяются следующие группы методов:

  • Административно организационные методы управления: регулирование взаимоотношений сотрудников посредством положений о структурных подразделениях и должностных инструкций; использование властной мотивации (издание приказов, отдача распоряжений, указаний) при управлении текущей деятельностью предприятия.
  • Экономические методы управления: материальное стимулирование труда работников: премиальные по результатам труда, использование для отдельных категорий работников сдельной формы оплаты труда.
  • Социально-психологические методы управления: развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации с помощью формирования стандартов обслуживания, ведения корпоративной рекламы, широкого использования логотипов компании, обеспечения сотрудников фирменной рабочей одеждой и т.п.; стимулирование труда работников посредством гарантированного предоставления социальных гарантий (больничные листы, выплаты пособий и т.п.), организации организационных праздников для сотрудников и их детей.

10. Контроль ООО «ПАЛТУС» осуществляется в два этапа:

- оценка существующего объекта и сравнение его с эталоном (например, с нормативным или плановым показателем);

- применение санкций, направленных на приведение контролируемого объекта в состояние, близкое или совпадающее с нормативным или планируемым.

11. Проанализировав организацию системы контроля на исследуемом предприятии можно дать следующие рекомендации о поведении руководства по проведению эффективного контроля:

1. Установка осмысленных  стандартов, воспринимаемых сотрудниками.

2. Установка двустороннего  общения. 

3. Избежание чрезмерного  контроля.

4. Установка жестких,  но достижимых стандартов.

5. Применение вознаграждения за достижение стандарта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. В.В. Травин, В.А.Дятлов. Основы кадрового менеджмента. – М., “Дело”, 1995 г.
  2. Герчикова И. Н. «Менеджмент: Учебник». – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва, «ЮНИТИ», 2002.685с.: ил.
  3. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
  4. Кабушкин Н. И. «Основы менеджмента». – Минск, «Новое знание», 2002.
  5. Киллен К. Вопросы управления. – М.: Экономика, 1981. – 200 с.
  6. Ю. П. Кураченко. Конспект лекций по дисциплине «Менеджмент». БРИ, 2 курс экономического факультета.
  7. Зайцев Г.Г. Управление персоналом: Учебное пособие в 2 ч. - Ч.1. - Спб.: Изд-во СПбГУЭФ. 1997г 320 с.
  8. Контролинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др.; Под ред. Н.Г. Данилочкиной.-М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-279 с.
  9. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. – М.: Инфа-М, 1997.– 358 с.
  10. Кунц, Г, Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций / Г. Кунц. - М. : Прогресс, 1981. Т. 2.-512 с.
  11. Кураченко Ю. П. «Менеджмент /Микроэкономический уровень управления/ Учебное пособие». – Рига, БРИ, 1998.
  12. Мескон М. Х. , М. Альберт, Ф. Хедоури «Основы менеджмента»: Пер. с англ. – Москва, «Дело», 2002.. – 700 с.
  13. Рэйни Хэл Дж. Анализ и управление в государственных организациях: Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002.
  14. Теория управления: Учебник / Под. общ. ред. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 558 с.
  15. Управление по результатам: Пер.с финск./общ.ред. и предисл. Я.А.Лейманна. – М.: Издательская группа “ Прогресс”, 1996-432с.
  16. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Методы управления персоналом. – М., 2002 и др.
  17. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
  18. Бурцев В.В.Управленческий контроль на предприятии: методология и организация. // Управленческий учет, №4, 2005 г.
  19. Bересoв. Н.Н. Психологические аспекты и сущность управленческого контроля//http://www.elitarium.ru/2005/07/22/vse_skhvacheno_psikhologicheskie_aspekty_i_sushhnost_upravlencheskogo_kontrolja.html.
  20. Чунихина Н. А. Социально-психологические аспекты контроля в управлении персоналом: самоконтроль и внешний контроль менеджера. // Вестник ВГУ, серия: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ, № 4, 2005 г.
  21. Шеффер, У. Должен ли контроллинг выполнять функцию контроля? / У. Шеффер // Проблемы теории и практики управления. — 2002. - № 5. - С. 62-67.
  22. www.aup.ru // Сайт корпоративного менеджмента.
  23. Материалы с сайта http://www.elitarium.ru/.

 


Информация о работе Организационно-психологические аспекты контроля в процессе управления современной организации