Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:18, курсовая работа
Управление как специфический вид социальной деятельности, базируясь на финансовых, сырьевых и других материальных ресурсах, включает три главных составных части, или три сферы:
1) планирование, т.е. определение целей и задач предприятия и любой другой организации, а также путей их реализации; 2) организацию, упорядочивающую и регулирующую деятельность людей, и 3) управление персоналом. Последняя из этих составных частей — управление персоналом — имеет ключевое значение для успеха деятельности любого предприятия.
Выплата третьей части конкретна для каждого работника и определяется достигнутыми им результатами в предшествующий период работы. Плохой работник скоро увидит, как минимальна составляющая его заработной платы, а хороший поймет, что у него она, по крайней мере, столь же велика, сколь две первые составляющие, вместе взятые. Однако третья составляющая - не фиксированная величина, она может повышаться и понижаться.
Оценка деятельности управления персоналом организации базируется на определении того, насколько кадровая составляющая способствует достижению щелей организации и выполнению соответствующих задач.
Результаты оценки служат итоговыми индикаторами, фокусирующими внимание на основных проблемах работы с персоналом, таких, как качество выполненной работы, удовлетворенность сотрудников, исполнительская дисциплина, текучесть кадров.
Оценка деятельности по управлению персоналом опирается на критерий эффективности, выраженные в объективных показателях развития производства, которые представлены в таблице 3.1.
Показатели
оценки деятельности служб управления
персоналом, а именно укомплектованность
кадрового состава, оцениваются количественно
— путем сопоставления фактической численности
работников с требуемой (расчетной) величиной
по трудоемкости операций или с плановой
численностью и численностью, предусмотренной
штатным расписанием; а также качественно
— по соответствию профессионально-
Степень удовлетворенности работников оценивается на основе анализа мнений работников. Такие мнения выявляются с помощью обследования путем анкетирования или интервьюирования для выражения реакции работников на кадровую политику организации и отдельных ее направлений.
Обследования могут охватывать большой круг вопросов, касающихся различных аспектов удовлетворенности работой в данной организации: общей удовлетворенности; удовлетворенности конкурентоспособностью продукции организации, организацией труда, продуктивностью труда, оплатой труда и т.д.
Таблица 3.2
Типичные темы, затрагиваемые при обследовании удовлетворенности работников, приведены в табл. 3.2
Эффективность работы подразделений управления персоналом при анкетировании работников может быть оценена на основании следующих субъективных критериев:
степень сотрудничества различных подразделений и служб со службой управления персоналом;
мнение линейных руководителей об эффективности службы управления персоналом;
готовность службы управления персоналом к сотрудничеству со всеми работниками при решении кадровых проблем;
доверительность взаимоотношений с работниками;
быстрота, качество и эффективность выполнения запросов, адресуемых службе управления персоналом, и услуг, оказываемых данной службой другим подразделениям;
оценка качества информации и советов, выдаваемых службой высшему руководству.
данные, полученные в результате обследования мнений работников, анализируются, результаты сравниваются с итогами прошлых обследований, чтобы выяснить, есть ли позитивные или негативные изменения. Ответы со стороны различных подразделений сравниваются, чтобы определить, является ли положение в одних более предпочтительным, чем в других.
Основными косвенными критериями эффективности деятельности служб управления персоналом являются показатели текучести кадров и абсентизма.
Текучесть является одной из наиболее распространенных организационных форм подвижности кадров. На практике к текучести принято относить как увольнение по собственному желанию, так и увольнение по инициативе администрации в связи с прогулами работников, систематическими нарушениями трудовой дисциплины и пр.
В этой связи представляется правомерным рассматривать текучесть кадров как движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом (условиями труда, быта и т.д.) — так называемая *активная текучесть, и неудовлетворенностью организации данным работником (его недисциплинированностью, систематическим невыполнением обязанностей без уважительных причин и т.д.) — пассивная текучесть.
В любом случае текучесть довольно дорого обходится каждой организации и обществу в целом. Издержки на текучесть включают:
(а) потери,
вызванные простоями
готовность службы управления персоналом к сотрудничеству со всеми работниками при решении кадровых проблем;
доверительность взаимоотношений с работниками;
быстрота, качество и эффективность выполнения запросов, адресуемых службе управления персоналом, и услуг, оказываемых данной службой другим подразделениям;
оценка качества информации и советов, выдаваемых службой высшему руководству.
данные, полученные в результате обследования мнений работников, анализируются, результаты сравниваются с итогами прошлых обследований, чтобы выяснить, есть ли позитивные или негативные изменения. Ответы со стороны различных подразделений сравниваются, чтобы определить, является ли положение в одних более предпочтительным, чем в других.
Основными косвенными критериями эффективности деятельности служб управления персоналом являются показатели текучести кадров и абсентизма.
Текучесть является одной из наиболее распространенных организационных форм подвижности кадров. На практике к текучести принято относить как увольнение по собственному желанию, так и увольнение по инициативе администрации в связи с прогулами работников, систематическими нарушениями трудовой дисциплины и пр.
В этой связи представляется правомерным рассматривать текучесть кадров как движение рабочей силы, обусловленное нёудовлетворенностью работника рабочим местом (условиями труда, быта и т.д.) — так называемая активная текучесть, и неудовлетворенностью организации данным работником (его недисциплинированностью, систематическим невыполнением обязанностей без уважительных причин и т.д.) — пассивная текучесть.
В любом случае текучесть довольно дорого обходится каждой организации и обществу в целом. Издержки на текучесть включают:
(а) потери,
вызванные простоями
(б) потери
из-за пониженной
в сфере общественного труда;
(в) растущие
затраты на выплату пособий
по безработице, Выходных
(г) излишние
затраты на набор, отбор и
подготовку персонала,
В то же
время к текучести нельзя подходить однозначно,
поскольку процесс текучести кадров выполняет
ряд важных позитивных функций: межотраслевого
и территориального перераспределения
рабочей силы, квалификационно-
Кроме того, полное отсутствие трудовых перемещений в организации, в том числе и текучести, приводит к «окостенению» структуры коллектива.
Абсолютные масштабы текучести измеряются количеством увольнений работников по собственному желанию, а также по инициативе администрации (за определенный период).
Относительный
показатель текучести — коэффициент
текучести кадров — определяется
как отношение числа
где К — коэффициент текучести;
— численность работников, уволенных по причинам текучести;
р — среднесписочная численность работающих.
Организации
могут снизить уровень
- сокращение монотонного, малоквалифицированного труда,
- оздоровление условий труда,
- устранение несоответствия содержания труда на рабочем месте квалификации,
- индивидуальным способностям и интересам работников,
- организация профессионального продвижения кадров и развитой системы повышения квалификации,
- улучшение жилищных и других бытовых условий,
- совершенствование оплаты и стимулирования труда,
- специальные меры по адаптации молодых работников.
Важно определить мотивы текучести — непосредственные причины увольнений отдельных работников ил и профессиональных групп, которые можно сгруппировать следующим образом:
- неудовлетворенность производственно-экономическими условиями (условиями и организацией труда, режимом работы, размером заработка, - ---- отсутствием возможностей для повышения образования и квалификации);
- неудовлетворенность жилищно-бытовыми условия ми (жильем, культурным и медицинским обслуживанием,
- обеспеченностью детскими дошкольными учреждениями, транспортом и др.);
- мотивы личного характера (вступление в брак, рождение ребенка и др.);
- прочие мотивы.
Изучение мотивов текучести возможно осуществить с помощью интервью или анкетирования увольняющихся работников.
Примерная схема анкеты по изучения мотивов текучести представлена ниже.
Анкета по изучению причин текучести
1. Удовлетворяет ли Вас в нашей организации:
а) организация труда и рабочего места
б) условия труда и отдыха
в) система материального и морального. поощрения
г) организация бытового обслуживания
д) организация досуга работников.
2. В нашей организации Вы работали по своей специальности?
З. Были ли у Вас перспективы должностного или профессионального роста в нашей организации?
4. Сколько раз за последние 5 лет Вас повышали:
а) в должности
б) в окладе
в) в категории (разряде).
5. Каковы Ваши взаимоотношения:
а) с коллегами по работе
б) с непосредственным начальником
в) с руководством организации.
б. Как далеко Вы проживаете от нашей организации?
7. Каковы Ваши жилищные условия?
8. В какую организацию Вы уходите?
а) другой (нашей) отрасли
б) государственную (негосударственную)
9. Что привлекло Вас в организации, куда Вы уходите?
10. Ваше решение об увольнении окончательное или Вы могли бы остаться на определенных условиях?
Показатели текучести
внутренне коррелируют с
Информация о работе Организационно-экономические методы управления персоналом