Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:21, курсовая работа
На современном этапе своего развития менеджмент представляет полномасштабную систему, затрагивающую все структуры управления. Для достижения эффективных результатов деятельности необходимо учитывать пути рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, методов, функции современного менеджмента.
Функции менеджмента представляют собой конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Организационная структура управления в системе категорий менеджмент..5
1.1 Понятие и принципы построения организационных структур управления………………………………………………………………………...5
1.2 Классификация организационных структур управления…………………..8
1.3 Проектирование и анализ организационных структур управления……...16
2 Оценка организационной структуры управления ОАО «Гомельский химический завод»………………………………………………………………21
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия…………………...21
2.2 Оценка эффективности организационных решений……………………...24
2.3 Оценка эффективности организационных решений……………………...31
3 Направления совершенствования и развития организационной структуры управления ОАО «Гомельский химический завод»…………………………..37
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованных источников…………………………………………...45
Приложения…………………………………
3
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
Экономический факультет
Кафедра экономики и управления производством
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ: ОЦЕНКА И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Курсовая работа
Исполнитель:
студент группы ЭУ-52 ________________
Научный руководитель:
ст. преподаватель ________________ подпись
Гомель 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Организационная структура управления в системе категорий менеджмент..5
1.1 Понятие и принципы построения организационных структур управления……………………………………………………
1.2 Классификация организационных структур управления…………………..8
1.3 Проектирование и анализ организационных структур управления……...16
2 Оценка организационной структуры управления ОАО «Гомельский химический завод»………………………………………………………………
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия…………………...21
2.2 Оценка эффективности организационных решений……………………...24
2.3 Оценка эффективности организационных решений……………………...31
3 Направления совершенствования и развития организационной структуры управления ОАО «Гомельский химический завод»…………………………..37
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Приложения……………………………………………………
Введение
На современном этапе своего развития менеджмент представляет полномасштабную систему, затрагивающую все структуры управления. Для достижения эффективных результатов деятельности необходимо учитывать пути рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, методов, функции современного менеджмента.
Функции менеджмента представляют собой конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности.
Для выполнения той или иной работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Хотя со временем техника управления и совершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнительно неизменными.
В результате действия организации как функции управления достигается соответствие существующей системы новым целям, установленным в плановых заданиях. Если такого соответствия нет, то при помощи организации создаются новые системы или реорганизуются старые с целью придания им качеств, необходимых для достижения поставленных целей.
Функция организации охватывает всю систему управления. Ее особенностью по отношению к другим функциям является то, что она обеспечивает взаимосвязь и эффективность действия всех других функций.
Посредством организации соединяются люди и подразделения в единый производственный организм. Однако это соединение не случайно, а подчинено законам управления и задачам производства. Благодаря действию функции организации устанавливается и взаимодействие между объектом и субъектом управления.
Организация выступает как вид деятельности, которая направлена на разработку и утверждение схем и структур управления, должностных инструкций, положений, других нормативных документов. В ее основе – глубокий экономический анализ существующего положения дел, научный расчет, всестороннее изучение работника и управленческого процесса. В настоящее время, когда совершается перестройка всего хозяйственного механизма, к организации предъявляются особенно высокие требования. В этих условиях она становится решающим звеном дальнейшего совершенствования управления экономикой в самом широком смысле слова.
Функция организации заключается в установлении временных и постоянных взаимоотношений между всеми подразделениями предприятия.
Рыночная экономика изменяет и усложняет внешне- и внутрихозяйственные связи предприятий, выдвигает новые требования к их финансовому положению, предполагающие более эффективное использование наличных ресурсов, ликвидацию сверхнормативных и излишних производственных фондов, просроченной задолженности банкам, поставщикам и работникам, снижение объемов готовой продукции на складах, изменение порядка ценообразования.
В этих непростых условиях принятие управленческих решений по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий и их структурных подразделений требует высокого профессионализма руководителей и специалистов всех уровней управления.
Организационная структура управления предприятием строится на базе типовой (примерной), которую разрабатывают для предприятий или их групп предприятий одной отрасли. Для создания типовых структур предприятия группируют по типу и объему производства, их специализации и концентрации, сложности технологических процессов, уровню механизации и автоматизации, численности работающих, организационным связям и другим признакам, отражающим трудоемкость управленческих работ.
На любом предприятии его организационная структура должна обеспечивать выполнение всех управленческих функций, отвечать требованиям производства, иметь минимальное, но достаточное количество ступеней, соответствовать намеченной степени централизации выполнения отдельных функций, нормам управляемости и требованиям рациональных информационных связей, обеспечивать максимальное соответствие разделения и кооперации труда в аппарате, высокую надежность, оперативность, качество, экономичность и эффективность управления.
1 Организационная структура управления в
системе категорий менеджмента
1.1 Понятие и принципы построения организационных структур управления
Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого [1, с. 15].
Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структурой управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов организационной структурой управления:
- в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;
- исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в организационной структуре управления формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.
В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые - суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.
Между всеми названными выше составляющими организационной структуры управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных.
Увеличение количества элементов и уровней в организационной структуре управления неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации [1, с. 45].
К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования организационной структуры управления, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:
- организационная структура управления должна прежде всего отражать цели и задачи предприятия, а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям;
- следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию;
- формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними;
- между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом;
- организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительного уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата [2, с. 248].
Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на организационную структуру управления.