Организационная культура, ее значение и проблемы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности организационной культуры.
Задачи:
исследовать понятие организационной культуры
рассмотреть разные типологии организационной культуры
изучить формирование организационной культуры
проанализировать состояние организационной культуры на примере фирмы

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Понятие, свойства организационной культуры…………………………..5
1.2. Типология организационной культуры…………………………………...10
1.3. Функции организационной культуры………………………………..…...17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ХОЛДИНГА «АКВАРИУМ»…………..…….23
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………..23
2.2 Анализ организационной культуры холдинга «Аквариум»……………....27
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ…31

Работа содержит 1 файл

Теория организации 2.doc

— 358.50 Кб (Скачать)
="justify">     1) приветствовать солидарность;

     2) различие между полами не должно  влиять на занятие властных  позиций;

     3) надо сочувствовать неудачникам.

     4) нужно работать, чтобы жить, а  не жить, чтобы работать

          5)  главным должно стать получение морального, а не материального удовлетворения от работы.

     Рекомендации  по совершенствованию организационной  культуры.

     Фирма не может функционировать, если его  работники не владеют, помимо набора необходимых умений и навыков, сводом писанных и неписаных правил, законов жизни данного фирмы, не  выбирают определённого отношения к своей работе, к своей фирме, коллегам и клиентам. Именно вместе эти навыки, умения, взгляды, нормы поведения, правила организации и создают организационную культуру фирмы. К ведущим факторам, определяющим организационную культуру конкретной фирмы, относятся ценности, указываемые высшим руководством. Имеется в виду отношение к клиентам, госорганизациям, стремление к мировым стандартам и расширению своих услуг, системам обучения, нормам поведения и ряду других ценностей.

     Формализация  норм и правил в организации позволяет:

     - сделать ее более понятной  для новичка, а во многих  компаниях и для давно работающих  людей, 

     - повысит прозрачность принятия  управленческих решений, а значит повысить управляемость компании,

     - оценивать те или иные правила  и нормы с точки зрения адекватности  текущим и стратегическим задачам,  и при необходимости вносить  необходимые изменения, 

     - формировать стандарты поведения  в удаленных или вновь открываемых подразделениях компании.

     Успех фирмы может в большей степени  зависеть от силы организационной культуры, чем от многих других факторов организации. Сильные организационные культуры облегчают коммуникацию и процесс принятия решений, упрощают сотрудничество на основе доверия. Наиболее важным фактором сильной организационной культуры является её неформальное воздействие на молодых работников, опосредованное развитие их личных и профессиональных качеств через работающие правила и нормы, носителем которых является персонал, его ведущие специалисты и опытные “кадровые” работники.

     Предлагаются  некоторые конкретные мероприятия  для решения задачи формирования организационной культуры.

  • Чёткий ритуал организации приёма в фирму новых сотрудников (вручение в день приёма на работу буклета о фирме, пропуска, справочных телефонов; организация адаптации новичков к условиям работы в фирме, включая закрепление наставников; обучение новичков).
  •      Организация конкурсов профессионального мастерства среди работников фирмы, установление особого ритуала поощрения лучших по профессии (прежде всего, массовых - кассир, бухгалтер-операционист, менеджер и др.), возможно определение “человека года” фирмы. Главное здесь - система публичного поощрения, лучше с приглашением членов семьи.
  • Планирование карьеры сотрудников (содействие в обучении, стажировке, передвижении).
  • Создание сети школ, лицея для обучения детей сотрудников фирмы (с особо качественной программой обучения).
  • Установление льгот и поощрений для сотрудников, проработавших в фирме определённое число лет, например, 5 и более.
  • Расширение ассортимента услуг, оказываемых службами фирмы (юридической, информационной, технической, транспортной, расчётно-кассовой и др.) своим сотрудникам.
  • Расширение выпуска рекламных материалов и сувенирных изделий для сотрудников фирмы (часы, галстуки, записные книжки и пр.).
  • Установление Дня рождения фирмы со статусом выходного дня сотрудников (по возможности).
  • Расширение долгосрочного кредитования по крупным покупкам и вложениям (обучение, лечение сотрудников).
  • Создание собственного медицинского центра и центра отдыха.
  • Установление ритуалов Дней рождений подразделений фирмы, поддержка коллективных выездов на отдых (с участием руководителей фирмы).
  • Поддержка сотрудников в формировании их страховых и пенсионных фондов.
  • Регулярное информирование сотрудников филиалов и представительств о достижениях в работе фирмы (один из хороших вариантов - направление видеозаписи с выступлением руководителей фирмы с подведением итогов, оценкой работы и т.п.).
  • Создание системы сбора и реализации предложений и просьб сотрудников фирмы (порядок, сроки, соответствующие распоряжения).

Понятно, что это условное перечисление, поскольку  возможны и другие мероприятия. Главное, чтобы все они были направлены на формирование уважения к фирме, с которым связана жизнь каждого сотрудника, искреннего желания работать в нём долго и плодотворно.

     Таким образом можно сказать, что если выделять сотрудника из общей массы  за какие – либо достижения и  поощрять его за это, то это может стать положительным примером для других сотрудников, что в результате повысит уровень качества товаров и услуг. Так же новичку с помощью внимания и сплоченности коллектива станет намного легче и проще ходить на работу, что тоже способствует отличной работе и хороших результатов. Если нужно сделать выговор, то его лучше делать с глазу на глаз, что бы другие сотрудники не знали и не ставили в дурное положение провинившегося коллеги 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Результаты проведённого исследования позволяют сделать следующие выводы и предложения.

     Организация — это систематизированное сознательное объединение действий людей, преследующих посредством решения задач, стоящих  перед организацией, достижение определенных целей. Основными составляющими любой организации являются задачи, люди, и управление.

     Организационная культура – это система общественно-прогрессивных  формальных и неформальных правил и  норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.

     «Аквариум» – компания, в которой уважают личность человека, ценят лучшие человеческие качества и черты. Эта компания может по праву считаться демократичной, так как давление руководителя на подчиненных не ощущается.

     Компания  «Аквариум»  имеет уже сложившуюся организационную культуру. Перед руководством «Аквариум» стоит задача сохранения и поддержания культуры, а также задача ее изменения и совершенствования. Важно понять, что процесс  изменения культуры организации требует тщательной подготовки. Изменения организационной структуры и методов управления всегда затрагивают условия жизни и деятельности людей.  Изменения всегда порождают чувство неуверенности.  От  способностей  менеджеров и всего коллектива,  которые должны проявить гибкость и изобретательность,  зависит, насколько безболезненно будут восприняты и пережиты эти изменения.

     В работе произведен анализ культуры компании «Аквариум», предложены практические рекомендации по использованию результатов исследований. Менеджменту предприятия необходимо осуществить следующие изменения в организационной культуре:  установить различные критерии для подбора руководителей и рядовых сотрудников; предприятие должно оказывать большее влияние на своих служащих; все работники должны обладать одинаковыми правами, независимо от статуса; повысить квалификацию сотрудников низшего уровня и в последующем более внимательно отнестись к процедуре найма персонала.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вачугов, Д.Д. Основы менеджмента [Электронный ресурс]: учеб. для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Высш. шк., 2005, - 376 с.: ил.
  2. Веснин, В. Р. Менеджмент [Текст] : учебник / В. Р. Веснин ; — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 504 с.
  3. Виханский, О. С. Менеджмент [Текст]: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. — 670 с. : ил.
  4. Карпец, О. В. Теория организации [Текст] : учеб. пособие для вузов / О. В. Карпец – Владивосток : Изд. Дальневосточного университета, 2004. – 130 с.
  5. Классики менеджмента [Электронный ресурс] / под ред. М. Уорнера / пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2001. – 1168с.: ил.
  6. Магура, М.И. Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений [Текст] / М.И. Магура // Кадровый менеджмент. – 2008. -  №7. – С. 28-30.
  7. Максименко, А.А. Организационная культура: Системно-психологические описания [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А.А. Максименко. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. – 168 с. – Режим доступа: http://www.iqlib.ru/book/book.visp?UID={771C15A7-FD95-47CF-8EC0-5899E2047815}&action=covers
  8. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003
  9. Полукаров, В.Л. Основы менеджмента [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В. Л. Полукаров. – 2-е изд., перераб. – М. : КНОРУС, 2008. – 240.
  10. Стеклова, О. Е. Организационная культура [Текст]: учеб. пособие / О. Е. Стеклова. – Ульяновск: УлГТУ, 2007. – 127 с.
  11. Степанова, Г.Н. Управление человеческим капиталом в инновационной экономике [Электронный ресурс] : монография / Г.Н. Степанова – М.: МГУП, 2006. – 202 с.: ил. – Режим доступа: http://www.iqlib.ru/book/book.visp?UID={696C0C9E-5E52-4E7B-AA5A-2A546DCB435B}&action=bo
  12. Теория организации [Электронный ресурс]: учебник / Д.В. Олянич [и др.]. – Ростов н/Д : Феникс, 2008 – 408 с. : ил.
  13. Тихомирова, О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка [Текст] : учеб. / О. Г. Тихомирова – СПб: ИТМО, 2008. – 148с.
  14. Управление персоналом организации [Электронный ресурс] : учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 638 с.
  15. Управление персоналом [Электронный ресурс]: учеб. для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002. —560 с.

 

Приложение №1

 Анкета  

1.Есть ли в  вашей организации чёткий ритуал  приёма новых сотрудников (вручение в день приёма на работу буклета  с необходимой информацией, пропуска, справочных телефонов; организация адаптации новичков к условиям работы, включая закрепление наставников; обучение новичков). 

а) Да

б) Нет 

2.   Согласны ли Вы с тем, что в каждой фирме должна быть своя организационная культура? 

    а) Да

б) Нет

в) Не знаю 

    3.Для Вас  организационная культура – это: 

а) Совместный отдых  с руководством

б) Социальная помощь в фирме

в) Наличие знаков Вашей фирмы

г) Комплекс традиций и обрядов

д) Другое _____________________ 

    4.Есть ли  в вашей организации специфический  жаргон, особый стиль общения? 

а) Да

б) Нет 

    5.Существует  ли в вашей организации закрепленные  письменно правила поведения,  этикет? 

а) Да

б) Нет

в) Не знаю 

    6.Есть ли  у вашей  организации какой-то лозунг  или рекламный слоган? 

а) Да

б) Нет 

7. Слагаются  ли какие-либо легенды о деятельности  вашей организации, о её основателях?  

а) Да

б) Нет 

8. Есть ли  у вас в организации какие-либо  обряды по поводу окончания  обучения, стажировки (торжественное вручение дипломов)? 

а) Да

б) Нет 

    9.Есть ли  у вас в организации какие-либо обряды по поводу увольнения с работы, понижения в должности (объявление на доске)? 

а) Да

б) Нет 

    10.Есть ли  у вас  традиция отмечать  День рождения организации? 

а) Да

б) Нет 

Информация о работе Организационная культура, ее значение и проблемы управления