Организационная культура, ее значение и проблемы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности организационной культуры.
Задачи:
исследовать понятие организационной культуры
рассмотреть разные типологии организационной культуры
изучить формирование организационной культуры
проанализировать состояние организационной культуры на примере фирмы

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Понятие, свойства организационной культуры…………………………..5
1.2. Типология организационной культуры…………………………………...10
1.3. Функции организационной культуры………………………………..…...17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ХОЛДИНГА «АКВАРИУМ»…………..…….23
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………..23
2.2 Анализ организационной культуры холдинга «Аквариум»……………....27
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ…31

Работа содержит 1 файл

Теория организации 2.doc

— 358.50 Кб (Скачать)
n="justify">     Таким образом, можно сделать вывод, что каждый автор видит по-своему организационную культуру. Один ученый в своей типологии дает ее имена олимпийских богов, другой – опирается на какие-то определенные параметры. Ведь у каждого человека своя точка зрения по этому вопросу и они думают и видят  организационную культуру по-своему.

 

    1.3. Функции организационной культуры.

  
 

 
 

 
 

 

 

 

 
 
 

Рис.1.3. Функции организационной культуры.

      Наиболее  полно организационную культуру характеризуют следующие ее функции:

      1. Охранная функция культуры. Культура  служит своеобразным барьером  для проникновения нежелательных  тенденций и отрицательных ценностей,  характерных для внешней среды.  Таким образом, она нейтрализует действие негативных внешних факторов. Организационная культура как элемент «видимой руки» и сознательно формируемый феномен четко определяет границы, в рамках которых прекращается действие механизма цен и неопределенность уступает место целенаправленным и планомерным действиям предпринимателей и управляющих. Она включает в себя специфическую систему ценностей, особый климат и тем самым создает неповторимый облик фирмы, позволяющий отличать ее от других фирм, субъектов хозяйственной жизни и от внешней среды в целом.

      2. Интегрирующая функция. Прививая  определенную систему ценностей,  синтезирующую интересы всех  уровней организации, организационная  культура создает ощущение идентичности  у индивидуумов и групп - ее  участников. Это позволяет каждому  субъекту внутрифирменной жизни:

      - лучше осознать цели организации;

      - приобрести наиболее благоприятное  впечатление о фирме, в которой  он работает;

      - ощутить себя частью единой  системы и определить свою  ответственность перед ней. 

      3. Регулирующая функция. Организационная культура включает в себя неформальные, неписаные правила, которые указывают на то, как люди должны вести себя в процессе работы. Эти правила определяют привычные способы действий в организации: последовательность совершения работ, характер рабочих контактов, формы обмена информацией и т.д. Таким образом задаются однозначность и упорядоченность основных хозяйственных актов.

      Интегрирующая и регулирующая функции способствуют росту производительности в организации, поскольку:

      - ощущение идентичности и восприятие ценностей организации позволяют повысить целеустремленность и настойчивость участников организации в выполнении своих задач;

      - наличие неформальных правил, упорядочивающих  организационную деятельность и  устраняющих несогласованность  и разнонаправленность действий, создает экономию времени в каждой хозяйственной ситуации.

      4. Заменяющая функция, или функция  субститута формальных отношений.  Сильная организационная культура  способная к эффективному замещению  формальных, официальных механизмов, позволяет фирме не прибегать к чрезмерному усложнению формальной структуры и увеличению потока официальной информации и распоряжений. Таким образом, происходит экономия на издержках управления в организации, потому что многие элементы культуры для своего воспроизводства не требуют специальных усилий и затрат.

      При анализе замещающей функции возникает  вопрос: не приводит ли указанный процесс  к постепенному вытеснению формальной структуры организации, что, по сути, означает разрушение формальной организации  как таковой. Такой опасности в условиях развитой культуры не существует, поскольку суть сильной организационной культуры как раз и заключена в органичном сочетании ценностей формальной организации с прочими ориентирами деятельности людей.

      5. Адаптивная функция. Наличие организационной культуры облегчает взаимное приспособление работников к организации и организации к работнику. Организационная культура позволяет новым работникам наиболее эффективно «вписаться» в хозяйственную систему и способ человеческих взаимодействий, характерный для данной организации. Адаптация осуществляется посредством совокупности мер, называемых социализацией. В свою очередь, возможен противоположный процесс - индивидуализация, когда фирма организует свою деятельность таким образом, чтобы максимально использовать личностный потенциал и возможности индивидуума для решения собственных задач.

      6. Образовательная и развивающая  функция. Культура всегда связана  с образовательным, воспитательным  эффектом. Организации похожи на  большие семьи, поэтому управляющие должны заботиться о подготовке и образовании своих работников. Результатом таких усилий является увеличение «человеческого капитала», то есть приращение знаний и навыков работников, которые организация может использовать для достижения своих целей. Посредством организационной культуры организация расширяет количество и качество экономических ресурсов, находящихся в своем распоряжении.

      7. Функция управления качеством.  Поскольку культура в конечном  итоге воплощается в результатах  хозяйственной деятельности - экономических благах, постольку организационная культура, продуцируя более внимательное и серьезное отношение к работе, способствует повышению качества товаров и услуг, предлагаемых экономической организацией. Другими словами, качество работы и рабочей среды переходит в качество продукции.

      Другая  группа функций определяется необходимостью адаптации организации к своей  внешней среде. К ним относятся  следующие функции:

      8. Функция ориентации на потребителя.  Учет целей, запросов, интересов потребителей, отраженный в элементах культуры и прежде всего в системе ценностей организации, способствует установлению более прочных и непротиворечивых отношений организации со своими покупателями и клиентами. Многие современные организации выделяют заботу о потребителях в качестве наиболее значимой и широко декларируемой ценности.

      9. Функция регулирования партнерских  отношений. Организационная культура  вырабатывает правила взаимоотношений  с партнерами, предполагающие не  юридическую, а моральную ответственность перед ними. В этом смысле организационная культура развивает и дополняет нормы и правила поведения (элементы «невидимой руки»), выработанные в рамках экономической культуры рыночного порядка.

      10. Функция приспособления экономической  организации к нуждам общества. Действие этой функции создает наиболее благоприятные внешние условия для деятельности организации. Ее эффект, в отличие от предыдущей функции, скорее всего заключен не в повышении производительности экономической организации, а в устранении барьеров, преград, нейтрализации воздействий, связанных с нарушением или игнорированием организацией правил общественной игры. То есть здесь выгода организации заключена не в получении экономических «плюсов» - выигрышей, а в устранении экономических «минусов» - убытков. [8; с. 58 - 61]

      Внешняя среда может быть неблагоприятна для организации не только потому, что она неопределенна и хаотична, но еще и потому, что она заключает  в себе нормы и ценности, не совпадающие  с внутрифирменными целями, поэтому  организация должна не только ограждать себя от окружающей среды, но и адаптироваться к ней. Второй момент, определяемый осуществлением функции приспособления к внешней среде, имеет, как ни парадоксально, внутреннюю направленность. Он связан с применением, гармонизацией внутренних ценностей работников организации. Отдельный работник, с одной стороны, является участником экономической организации и разделяет ее специфические корпоративные интересы. С другой - он представитель определенного социума, носитель общественных ценностей. Чем больше будут несовпадение и противостояние друг другу элементов из двух ценностных групп, тем выше вероятность внутреннего конфликта у работника, что ведет к потере рабочей ориентации, снижению производительности труда.

      Поэтому интегративной функцией организационной  культуры является нахождение наиболее непротиворечивого сочетания корпоративных  ценностей и ценностей внешней  среды.

      Благодаря знанию функций организационной  культуры можно сделать следующий  вывод:

      Мы  узнали десять функций. Благодаря адаптивной функции человек, как принято говорить «новенький», придя на новое место работы, сможет быстро адаптироваться в новом коллективе и на новом месте, что будет способствовать его душевное спокойствие, уверенность и качество проделанной им работы.

        Образовательная функция говорит  о том, что руководитель должен  заботиться о подготовки и  образовании своих подчиненных.  Это благоприятно скажется на  качестве работы и приносимых  результатах.

      Охранная  функция культуры служит своеобразным барьером для проникновения нежелательных тенденций и отрицательных ценностей, характерных для внешней среды. Таким образом, она нейтрализует действие негативных внешних факторов и т.д. 

       
    ГЛАВА2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ «АКВАРИУМ».

     2.1 Краткая характеристика предприятия.

     Холдинг «Аквариум» организован в 1993г. в целях организации и кооперации различных предприятий занимающихся закупкой импортных строительных материалов и их оптово-розничной реализацией на территории г. Иркутска и Иркутской области. В настоящий момент в структуру холдинга  входят  семь фирм: ООО «ОптСтройТорг», выполняющей функции импорта товаров, их складированием, транспортировкой по точкам розничной торговли и оптовой реализацией. ООО «Эстрейя», ООО «Катрайтис», ООО «Владиус», ООО «Селена», ООО «Вероника» и ООО «Спайнис» занимаются розничной реализацией через собственные сети магазинов.

     Функции учета кадров, найма и увольнения, разработки и внедрения систем оплаты и поощрения осуществляются «в офисе», т. е. сотрудниками головной фирмы ООО «ОптСтройТорг». Централизована вся финансово-распорядительная работа, функции директоров торговых точек ограничиваются текущим управлением и контролем.

     

     Рис. 2.1 Структура управления персоналом холдинга.

     Были  выделены следующие сильные стороны  корпоративной культуры фирмы «Аквариум»:

     1. Сотрудников объединяет чувство,  что все они работают ради  одной ясно определенной цели.

     2. Каждый человек знает, какая конкретная цель поставлена перед ним и имеет представление о целях, стоящих перед другими сотрудниками и отделами.

     3. Каждый сотрудник исходит из  того, что его коллеги относятся  к своим участкам работы так  же ответственно, как и он сам - к своему.

     4. Сотрудники не опасаются того, что коллеги будут обсуждать  их за их спинами. 

     5. Люди искренне желают друг  другу успеха. Если один из  сотрудников замечает, что его  коллега делает что-то неправильно,  он укажет на это сразу и  не будет дожидаться, когда ошибка будет совершена, чтобы потом вдоволь позлорадствовать.

     6. В компании царит взаимное  доверие. Все исходят из того, что никто из коллег не злоупотребляет  своим положением и возможностями. 

     7. Есть общее ощущение стремления  к успеху. Каждый понимает, что повседневные мелкие дела их коллег - составление документов, телефонные звонки, встречи - имеют значение для общего результата.

     8. Все знают, что могут попросить  коллегу о помощи. Работа организована  так, что никто не обязан  делать все в одиночку.

     9. Люди могут пересекать границы  отделов, помогая друг другу. 

     10. Люди приходят на работу с  удовольствием, а не только  за тем, чтобы прокормить себя  и семью. 

     11. При желании каждый может внести  предложение или поучаствовать  в работе, которая не входит в его компетенцию.

     12. Каждый знает, что может поговорить  с кем угодно из высшего  начальства в компании, не рискуя  навлечь на себя гнев непосредственного  менеджера.

Информация о работе Организационная культура, ее значение и проблемы управления