Организационная культура, ее значение и проблемы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности организационной культуры.
Задачи:
исследовать понятие организационной культуры
рассмотреть разные типологии организационной культуры
изучить формирование организационной культуры
проанализировать состояние организационной культуры на примере фирмы

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Понятие, свойства организационной культуры…………………………..5
1.2. Типология организационной культуры…………………………………...10
1.3. Функции организационной культуры………………………………..…...17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ХОЛДИНГА «АКВАРИУМ»…………..…….23
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………..23
2.2 Анализ организационной культуры холдинга «Аквариум»……………....27
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ…31

Работа содержит 1 файл

Теория организации 2.doc

— 358.50 Кб (Скачать)
Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

дальневосточный Государственный  Университет 

путей сообщения

Институт  экономики

Кафедра “Менеджмент” 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине: “Теория организации”

Тема: “Организационная культура, ее значение и проблемы управления”

(на примере холдинга «Аквариум» ) 
 
 
 

                                           Выполнил: студент  324 группы

                                           Кудриной  Е. В.

                                           Проверил: доцент Каминский А. В. 
 
 
 
 
 
 
 

Хабаровск 2009 

   

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

    1. Понятие, свойства организационной культуры…………………………..5
    2. Типология организационной культуры…………………………………...10

   1.3. Функции организационной культуры………………………………..…...17

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ХОЛДИНГА «АКВАРИУМ»…………..…….23

    1. Краткая характеристика предприятия……………………………………..23
    2. Анализ организационной культуры холдинга «Аквариум»……………....27

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ…31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..38

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………...40

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………...44

 

       ВВЕДЕНИЕ

      Выражение «культура» в отношении организаций  со временем стало обозначать доминирующую систему ожиданий и ценностей членов организации. Пожалуй, организационную культуру необходимо рассматривать как две стороны одной медали, одной стороной которой служат разделяемые ценности и нормы поведения, а на другой – ожидания. На поверхности лежит явная культура, проявлением которой служит характер управления. Под поверхностью скрыта безусловная культура, которая хранит в себе мнение руководства и персонала в отношении того, что действительно важно. Безусловно культура, вероятно, более четко отражает реальность.

      Носителями  организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся  организационной культурой она  как бы отделяется от людей и становится фактором организации, ее частью, оказывающей  активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями,  которые составляют ее основу.

      Так как организационная культура не имеет явно выраженного проявления, то ее изучение имеет определенную специфику. Она играет очень важную роль в жизни организации и должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства.

      Данная  курсовая работа посвящена актуальной для современной организации теме - организационная культура. Вопрос  организационной культуры в компаниях на сегодняшний день актуален и его актуальность будет расти по мере продвижения компаний.

      Организационная культура – это специфическое  для данной организации ценности, отношения, нормы поведения, установки, традиции, ритуалы. Она определяет типичный для членов организации подход к решению проблем.

      Предметом исследования в данной курсовой работе является культура  организации.  Понятие культуры является одним из базовых в антропологии с самого ее возникновения, ему уделялось внимание уже на ранним этапе развития организационного поведения. Однако только в последние годы организационную культуру стали признавать основным показателем, необходимым для правильного понимания и практики организационного поведения.

     Объектом  исследования является организация «Аквариум». Организация - многомерное явление, живое, подвижное - в ее состав входят люди, оборудование, здания, деловые бумаги, инфраструктура, люди работают, ступают в различные отношения - личные, управленческие, сотрудничества, конфликтные, официальные и неофициальные, властные и дружеские и т.д.

      Цель  курсовой работы – изучить особенности организационной культуры.

      Задачи:

    • исследовать понятие организационной культуры
    • рассмотреть разные типологии организационной культуры
    • изучить формирование организационной культуры
    • проанализировать состояние организационной культуры на примере фирмы  
      ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.

     1.1 Понятие, свойства организационной культуры.

     В современной литературе существует довольно много определений понятия  организационной культуры.

     Веснин  В. Р. под организационной культурой понимает систему исторически сложившихся общих традиций, ценностей, символов, убеждений, формальных и неформальных правил поведения администрации и персонала, выдержавших испытание временем. Большинство из них неосязаемы, не измеряемы в количественных показателях. Это образ жизни и деятельности группы лиц, который осознанно или неосознанно воспринимается ею, и передается из поколения в поколение. [2, с. 203]

      Э. Шейн, считает, что культура организации выступает как итог исторического развития организации, ее борьбы за существование, причем проблему адаптации к изменениям внешней среды он считает первичной, которая вызывает необходимость интеграции членов коллектива. Результатом данного процесса выступают технологии, действующие в двух направлениях: преодоление дезинтеграции коллектива и преодоление несоответствия организации внешней социально-экономической среде. [10, с. 9]

     По  мнению Базарова Т. Ю. организационная  культура — это целостное представление о целях и ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и способов реагирования становится одним из объяснительных принципов. [15, с. 87]

     Организационная культура по О.Г. Тихомировой — это идеология управления и организации социально-экономической системы. [13, с. 12]

     Так же организационная культура по О.С.Виханскому и А.И. Наумову –  это набор  наиболее важных предположений, принимаемых  членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения. Рисунок 1.1 наглядно демонстрирует множество аспектов организационной культуры. [2, с. 532]

Рис. 1.1 Концептуальная иллюстрация множественности аспектов организационной культуры

     Организационная культура, по мнению А.Я. Кибанова, рассматривается как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения организации и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать преданность, облегчать общение. [14, с. 515]

     Е.А. Репин под организационной культурой понимает систему общих ценностей, правил и норм поведения, принимаемых членами организации. [12, с. 512]

     Коновалова  В.Г. под организационной культурой понимает набор наиболее важных положений, применяемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях и нормах, дающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные средства ориентации передаются индивидом через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения. [12, с. 515]

     Вачугов Д.Д. под организационной культурой  понимает систему коллективно разделяемых  ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, выдерживающих испытание времени. [1, с. 124].

     В.Л. Полукорев, считает, что организационная  культура – это система общественно  прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и организацией, перспектив развития. [9, с. 83]

     Д. Элдридж и А. Кромби «Под культурой  организации следует понимать уникальную совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые  определяют способ объединения групп  и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей».

     М. Пакановский и Н.ОДоннел-Тружиллио « Организационная культура – это не просто одна из составляющих проблемы, это сама проблема в целом. На наш взгляд, культура – это не то, что организация имеет, а то, чем она является»

     Э. Браун « Организационная культура – это набор убеждений, ценностей  и усвоенных способов решения  реальных проблем, сформировавшихся за время жизни организации и  имеющей тенденцию проявления в  различных материальных формах и в поведении членов организации»

     С. Мишон и П. Штерн «Организационная культура есть совокупность поведений, символов, ритуалов и мифов, которые  соответствуют разделяемым ценностям, присущим предприятию, и передаются каждому члену из уст в ста в качестве жизненного опыта». [11, с. 165-167] 

      Свойства  организационной культуры, во многом отражающие сущность этого сложного феномена:

  1. Коллективность. Культура не может быть произведена средствами изолированных друг от друга индивидов. Выработка организационной культуры является прерогативой коллектива, члены которого находятся в тесном регулярном взаимодействии;
  2. Эмоциональность. Организационная культура обладает огромной эмоциональной силой. Эмоциональная окраска культурных элементов придает им огромное значение в жизни социальной общности;
  3. Историчность. Выработка организационной культуры является процессом трудным и медленным, особенно на уровне тех допущений, которые представляются как само собой разумеющееся. «Сильная» организационная культура складывается тогда, когда организация постоянна и однородна по своему составу и существует в течение продолжительного периода времени;

   4. Динамичность. Несмотря на свою  кажущуюся стабильность, организационная культура претерпевает изменения на протяжении всей истории существования организации. Культурные образцы, со временем утратив свою актуальность, либо полностью исчезают, либо принимают соответственно новым условиям форму. [10, с. 11]

      Ф. Харрис и М. Моран предлагают рассматривать  организационную культуру на основе десяти характеристик:

  1. осознание себя и своего места в организации;
  2. коммуникационная система и язык общения;
  3. внешний вид, одежда и представление себя на работе;
  4. что и как едят люди, привычки и традиции в этой области;
  5. осознание времени, отношение к нему и его использование (монохроническое или полихроническое);
  6. взаимоотношения между людьми: по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданства и т.п. и степень их формализации;
  7. ценности (наборы ориентиров в том, что такое хорошо и что такое

плохо) и нормы (набор предложений и  ожиданий в отношении определенного  типа поведения);

Информация о работе Организационная культура, ее значение и проблемы управления