Организационная культура, ее значение и проблемы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности организационной культуры.
Задачи:
исследовать понятие организационной культуры
рассмотреть разные типологии организационной культуры
изучить формирование организационной культуры
проанализировать состояние организационной культуры на примере фирмы

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Понятие, свойства организационной культуры…………………………..5
1.2. Типология организационной культуры…………………………………...10
1.3. Функции организационной культуры………………………………..…...17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ХОЛДИНГА «АКВАРИУМ»…………..…….23
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………..23
2.2 Анализ организационной культуры холдинга «Аквариум»……………....27
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ…31

Работа содержит 1 файл

Теория организации 2.doc

— 358.50 Кб (Скачать)

     Также очень примечательным является и  то, что большинство работников знают миссию, цель, стратегию и структуру своего фирмы, хотя информацию о них они получили из различных источников: чаще от коллег, чем от непосредственного руководства.

     Каждая  группа людей, в том числе и  организация, вырабатывает собственные  культурные образцы, которые получили название организационной культуры. Можно сказать, что между сплоченностью группы людей и уровнем их групповой культуры существуют определенные положительные аспекты. В последнее время в развитии теории менеджмента прослеживается тенденция усиления внимания к организационной культуре.

     Совершенствованию неформальных контактов должно предшествует изучение существующих каналов неофициальной  коммуникации внутри фирмы. В фирме  проводятся анонимные опросы, руководители ведут непосредственные наблюдения, беседуют с линейными руководителями и специалистами.

     Можно считать, что в коллективе сложился благожелательный внутренний климат:

     - существует доверие между сотрудниками, с одной стороны, между сотрудниками  и руководством - с другой;

     - в фирме идет свободное движение информации "по горизонтали" и "по вертикали";

     - для фирмы характерно постоянное  сотрудничество в работе, уверенность  сотрудников в своем статусе; 

     - восприятие каждым сотрудником  задач организации осуществляется  как "своих, непосредственно его касающихся, проблем".

     Конечно же есть и некоторые недостатки действующей  организационной культуры, их нельзя назвать отрицательными сторонами, потому что они не ведут сразу  и прямо к снижения эффективности организации, но в будущем могут повлиять на нее негативно. К этим чертам относится отсутствие:

     1. Закреплённых письменно правил  поведения;

     2. Рекламного слогана или лозунга;

     3. Легенд и мифов о фирме и  его создателях;

     4. Конкурсов профессионального мастерства;

     5. Кодекса чести сотрудника фирмы;

     6. Собственной столовой или буфета;

     7. Медицинского или оздоровительного  центра;

     8. Униформы  или даже каких-то  её деталей.

     На  основании полученных экспериментально данных, можно сделать вывод, что  в целом, холдинг “Аквариум” обладает основными составляющими организационной культуры.

 

      2.2 Анализ организационной культуры холдинга «Аквариум».

     Что бы узнать какова организационная культура данной компании я провела исследования в виде анонимного анкетного теста. С помощью его мы выясним (анализировать ответы я буду по типологии Г. Хофштеда), к какой из четырех аспектов относится данная организационная культура компании.

       Анализируя ответы сотрудников фирмы, прейдем к некоторым выводам.

     По вопросам № 22, 23, 24 можно определить параметр “дистанция власти”. В данной фирме он имеет среднее значение: 80% подчинённых редко выражают несогласие с руководством, 70% сотрудников предпочли бы работать с руководителем консультативного типа, а при ответе на вопрос: “Каков реальный тип вашего руководителя?” мнения разделились ровно пополам. Поэтому параметру очень сложно оценить организационную культуру фирмы и сказать о каких-то его характерных чертах, но ориентируясь ещё на некоторые данные можно сказать, что для фирмы характерно завышенное значение данного параметра, что свидетельствует  о том, что в фирме придерживаются следующих мнений:

  1. иерархическое устройство - это природное неравенство;
  2. только некоторые люди совершенно свободны, большинство зависит от других людей;
  3. подчиненные рассматривают своих руководителей как “других” людей;
  4. высшее руководство недоступно;
  5. приказы не обсуждаются: сила предшествует праву;
  6. тенденция к централизации;
  7. организация имеет форму высокой остроконечной пирамиды;
  8. большое количество управляющее - контролирующих сотрудников;
  9. большая дифференциация заработной платы; 
  10. низкая квалификация сотрудников низшего уровня;

     Вопросы № 25, 26, 27 определяют параметр “стремление к избежанию неопределённостей”: 60% сотрудников считает, что нормы и инструкции нельзя нарушать; почти все хотят работать в этом фирме ещё очень долго (95 %); многие часто испытывают стресс на работе (45 %). Таким образом, этот параметр имеет явно завышенное значение, что сопрягается со следующими чертами:

     1) у работников большая тревога  за будущее;

     2) большая сопротивляемость изменениям;

     3) стремление как можно дольше  оставаться на одном рабочем  месте;

     4) работники отдают предпочтение  крупным организациям;

     5) низкая мотивация на достижение  целей;

     6) боязнь неуспеха;

     7) слабая готовность к риску;

     8) предпочтение карьеры специалиста перед карьерой управленца;

     9) руководитель должен быть экспертом  в сфере управления;

     10) правила иерархических структур  должны быть неизменными и  неукоснительно

     Вопросы № 28, 29, 30, 31 определяют показатель  “индивидуализм-коллективизм”. Все 100 % сотрудников ответили, что для них чрезвычайно важно иметь время для личной и семейной жизни,  65 % посчитали важным жить в приемлемом районе,  85 % опрошенных большое значение придают приемлемым условиям труда и 90 % респондентов считают важным работать в коллективе, где люди  хорошо взаимодействуют друг с другом. Таким образом, параметр индивидуализм-коллективизм имеет также среднее значение, но всё же, на мой взгляд, “индивидуализм-коллективизм” компания ближе к индивидуалистическому типу организаций, которые  характеризуется следующими чертами:

     1) сотрудники не желают вмешательства  организации в их личную жизнь;

     2) предприятие слабо влияет на  самочувствие своих служащих;

     3) сотрудники считают, что могут  надеяться только на себя;

     4) функционирование организации осуществляется с расчетом на индивидуальную инициативу каждого;

     5) продвижение осуществляется внутри  организации или во внешних  формах;

     6) продвижение осуществляется на  основе компетенции и рыночной  “стоимости” индивида;

     7) руководство находится в курсе последних идей и методов, пытается их воплотить на практике, оно стимулирует активность подчинённых сотрудников и групп;

     8) социальные связи внутри организации  характеризуются принятыми отношениями  и в достаточной степени дистанционны;

     9) отношения между администрацией  и служащими основываются преимущественно  на учёте личного вклада сотрудника;

     10) оценивается, прежде всего не сам человек,  а его деятельность;

     11) делает основной упор на формально-деловой  принцип и таким образом, реализует принцип равенства в отношении всех направлений деятельности и контактов.

     Вопросы №  32, 33, 34 определяют параметр - “мужественность-женственность”. 85 % сотрудников придают большое значение возможности продвижения по службе, 80 % считают важным возможность работы в данном фирме так долго, как хочешь и  95 % опрошенных хотят всегда быть в курсе достижений научно-технического прогресса. Поэтому, можно сделать вывод, что организационная культура фирмы ближе к мужскому типу, который характеризуется следующими ориентациями:

     1) успех - единственное, что значимо  в жизни;

     2) надо стремиться всегда, быть лучшим;

     3) независимость;

     4) максимально реализовывать свои  претензии;

     5) решения принимаются на основе  рационального размышления (логика);

     6) мужчина должен доминировать в любой ситуации;

     7) жить ради работы;

     8) уважать тех, кто добился успеха;

     9) важным являются деньги и хорошие  материальные условия. 

Таким образом мы можем сделать вывод, что организационная культура компании «Аквариум» соединила в себе два аспекта типологии Г. Хофштеда это “индивидуализм-коллективизм”, “мужественность-женственность”. Так как большинство сотрудников считают, что личная жизнь не  должна быль «переплетена» с работой, а так же большое значение имеет продвижение по службе.

 

ГЛАВА3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.

     Холдинг обладает организационной культурой мужского индивидуалистического типа,  которая имеет завышенное значение параметра “дистанция власти” и высокое значение параметра “стремление к избежанию неопределённости”. В целом, это довольно хорошее сочетание, но и здесь можно дать несколько практических рекомендаций для руководителей и сотрудников.

     По  изменению значения первого параметра  “дистанция власти” один лишь совет: перераспределить власть в организации:

     1) уменьшить количество управленческого  персонала; 

     2)  уменьшить разницу в заработной  плате между руководством и  простыми сотрудниками;

     3)  давать больше свободы работникам, чаще выслушивать их мнения  и стараться действовать,  учитывая предложения работников;

     4)  все работники должны обладать  одинаковыми правами, независимо  от статуса;

     5)  повысить квалификацию сотрудников  низшего уровня и в последующем более внимательно отнестись к процедуре найма персонала.

     Для того, чтобы изменить значение второго параметра “тенденция к избежанию неопределённости” можно использовать следующие рекомендации:

     1) чаще идти на риск;

     2) установить различные критерии  для подбора руководителей и  рядовых сотрудников;

     3) повышать мотивацию на достижение  целей;

     4) не избегать конфликтных ситуаций, т.к. при этом проблема остаётся нерешённой;

     5) усилить конкуренцию между сотрудниками.

     Третий  параметр “коллективизм - индивидуализм”. Для того, чтобы развить коллективистические чувства в организации можно использовать следующие рекомендации:

     1) предприятие должно оказывать  большее влияние на своих служащих;

     2) оказывать помощь сотрудникам,  оказавшимся в сложной ситуации;

          3)  работники же, в свою очередь тоже должны всячески помогать своей организации;

         4)  взаимодействие на предприятии должно основываться на чувстве долга;

          5)  осуществлять продвижение исключительно внутри организации;

          6)  при повышении в должности учитывать стаж работы.

     По  корректировке четвёртого параметра  “мужественность-женственность” можно предложить следующие рекомендации:

Информация о работе Организационная культура, ее значение и проблемы управления