Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 12:48, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности организационной культуры.
Задачи:
исследовать понятие организационной культуры
рассмотреть разные типологии организационной культуры
изучить формирование организационной культуры
проанализировать состояние организационной культуры на примере фирмы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Понятие, свойства организационной культуры…………………………..5
1.2. Типология организационной культуры…………………………………...10
1.3. Функции организационной культуры………………………………..…...17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ХОЛДИНГА «АКВАРИУМ»…………..…….23
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………..23
2.2 Анализ организационной культуры холдинга «Аквариум»……………....27
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ…31
Также очень примечательным является и то, что большинство работников знают миссию, цель, стратегию и структуру своего фирмы, хотя информацию о них они получили из различных источников: чаще от коллег, чем от непосредственного руководства.
Каждая группа людей, в том числе и организация, вырабатывает собственные культурные образцы, которые получили название организационной культуры. Можно сказать, что между сплоченностью группы людей и уровнем их групповой культуры существуют определенные положительные аспекты. В последнее время в развитии теории менеджмента прослеживается тенденция усиления внимания к организационной культуре.
Совершенствованию неформальных контактов должно предшествует изучение существующих каналов неофициальной коммуникации внутри фирмы. В фирме проводятся анонимные опросы, руководители ведут непосредственные наблюдения, беседуют с линейными руководителями и специалистами.
Можно считать, что в коллективе сложился благожелательный внутренний климат:
-
существует доверие между
- в фирме идет свободное движение информации "по горизонтали" и "по вертикали";
-
для фирмы характерно
-
восприятие каждым сотрудником
задач организации
Конечно же есть и некоторые недостатки действующей организационной культуры, их нельзя назвать отрицательными сторонами, потому что они не ведут сразу и прямо к снижения эффективности организации, но в будущем могут повлиять на нее негативно. К этим чертам относится отсутствие:
1. Закреплённых письменно правил поведения;
2.
Рекламного слогана или
3. Легенд и мифов о фирме и его создателях;
4.
Конкурсов профессионального
5.
Кодекса чести сотрудника
6.
Собственной столовой или
7.
Медицинского или
8. Униформы или даже каких-то её деталей.
На основании полученных экспериментально данных, можно сделать вывод, что в целом, холдинг “Аквариум” обладает основными составляющими организационной культуры.
2.2 Анализ организационной культуры холдинга «Аквариум».
Что бы узнать какова организационная культура данной компании я провела исследования в виде анонимного анкетного теста. С помощью его мы выясним (анализировать ответы я буду по типологии Г. Хофштеда), к какой из четырех аспектов относится данная организационная культура компании.
Анализируя ответы сотрудников фирмы, прейдем к некоторым выводам.
По вопросам № 22, 23, 24 можно определить параметр “дистанция власти”. В данной фирме он имеет среднее значение: 80% подчинённых редко выражают несогласие с руководством, 70% сотрудников предпочли бы работать с руководителем консультативного типа, а при ответе на вопрос: “Каков реальный тип вашего руководителя?” мнения разделились ровно пополам. Поэтому параметру очень сложно оценить организационную культуру фирмы и сказать о каких-то его характерных чертах, но ориентируясь ещё на некоторые данные можно сказать, что для фирмы характерно завышенное значение данного параметра, что свидетельствует о том, что в фирме придерживаются следующих мнений:
Вопросы № 25, 26, 27 определяют параметр “стремление к избежанию неопределённостей”: 60% сотрудников считает, что нормы и инструкции нельзя нарушать; почти все хотят работать в этом фирме ещё очень долго (95 %); многие часто испытывают стресс на работе (45 %). Таким образом, этот параметр имеет явно завышенное значение, что сопрягается со следующими чертами:
1) у работников большая тревога за будущее;
2) большая сопротивляемость изменениям;
3) стремление как можно дольше оставаться на одном рабочем месте;
4) работники отдают предпочтение крупным организациям;
5)
низкая мотивация на
6) боязнь неуспеха;
7) слабая готовность к риску;
8) предпочтение карьеры специалиста перед карьерой управленца;
9)
руководитель должен быть
10)
правила иерархических
Вопросы № 28, 29, 30, 31 определяют показатель “индивидуализм-коллективизм”. Все 100 % сотрудников ответили, что для них чрезвычайно важно иметь время для личной и семейной жизни, 65 % посчитали важным жить в приемлемом районе, 85 % опрошенных большое значение придают приемлемым условиям труда и 90 % респондентов считают важным работать в коллективе, где люди хорошо взаимодействуют друг с другом. Таким образом, параметр индивидуализм-коллективизм имеет также среднее значение, но всё же, на мой взгляд, “индивидуализм-коллективизм” компания ближе к индивидуалистическому типу организаций, которые характеризуется следующими чертами:
1)
сотрудники не желают
2) предприятие слабо влияет на самочувствие своих служащих;
3) сотрудники считают, что могут надеяться только на себя;
4) функционирование организации осуществляется с расчетом на индивидуальную инициативу каждого;
5)
продвижение осуществляется
6) продвижение осуществляется на основе компетенции и рыночной “стоимости” индивида;
7) руководство находится в курсе последних идей и методов, пытается их воплотить на практике, оно стимулирует активность подчинённых сотрудников и групп;
8)
социальные связи внутри
9)
отношения между
10) оценивается, прежде всего не сам человек, а его деятельность;
11)
делает основной упор на
Вопросы
№ 32, 33, 34 определяют параметр - “мужественность-женственность”
1) успех - единственное, что значимо в жизни;
2) надо стремиться всегда, быть лучшим;
3) независимость;
4)
максимально реализовывать
5)
решения принимаются на основе
рационального размышления (
6) мужчина должен доминировать в любой ситуации;
7) жить ради работы;
8)
уважать тех, кто добился
9)
важным являются деньги и
Таким
образом мы можем сделать вывод, что
организационная культура компании «Аквариум»
соединила в себе два аспекта типологии
Г. Хофштеда это “индивидуализм-коллективизм”,
“мужественность-женственность”
ГЛАВА3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.
Холдинг обладает организационной культурой мужского индивидуалистического типа, которая имеет завышенное значение параметра “дистанция власти” и высокое значение параметра “стремление к избежанию неопределённости”. В целом, это довольно хорошее сочетание, но и здесь можно дать несколько практических рекомендаций для руководителей и сотрудников.
По изменению значения первого параметра “дистанция власти” один лишь совет: перераспределить власть в организации:
1)
уменьшить количество
2)
уменьшить разницу в
3)
давать больше свободы
4)
все работники должны обладать
одинаковыми правами,
5)
повысить квалификацию
Для того, чтобы изменить значение второго параметра “тенденция к избежанию неопределённости” можно использовать следующие рекомендации:
1) чаще идти на риск;
2) установить различные критерии для подбора руководителей и рядовых сотрудников;
3)
повышать мотивацию на
4) не избегать конфликтных ситуаций, т.к. при этом проблема остаётся нерешённой;
5)
усилить конкуренцию между
Третий
параметр “коллективизм - индивидуализм”.
Для того, чтобы развить
1)
предприятие должно оказывать
большее влияние на своих
2)
оказывать помощь сотрудникам,
оказавшимся в сложной
3) работники же, в свою очередь тоже должны всячески помогать своей организации;
4) взаимодействие на предприятии должно основываться на чувстве долга;
5) осуществлять продвижение исключительно внутри организации;
6) при повышении в должности учитывать стаж работы.
По корректировке четвёртого параметра “мужественность-женственность” можно предложить следующие рекомендации:
Информация о работе Организационная культура, ее значение и проблемы управления