Опыт управления деловой карьерой в ОАО "Сургутнефтегаз"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение основных способов планирования и развития карьеры. Для достижения этой цели я ставлю следующие задачи:
1. исследовать литературу по данному вопросу;
2.дать определение основных понятий;
3.определить этапы, виды и модели карьеры;
4.рассмотреть, как осуществляется управление карьерой в современной организации;

Содержание

Введение.........................…………………………………………...
2 - 3
РАЗДЕЛ 1. Понятие, виды, этапы карьеры
1.1. Понятие карьеры……………………………………………… 4 - 6
1.2. Виды, этапы карьеры…………………………………………. 7 - 11
РАЗДЕЛ 2. Зарубежный опыт управления карьерой…………… 12 - 13
2.1. Зарубежные модели управления……………………………... 13 - 22
РАЗДЕЛ 3. Опыт управления деловой карьерой в ОАО «Сургутнефтегаз»………………………………………………….
23
3.1. Кадровая политика ОАО «Сургутнефтегаз»………………... 23 - 28
3.2. Система подготовки кадров. Кадровый резерв – основное направление работы кадровых служб ОАО "Сургутнефтегаз"…
29 - 32
3.3. Особенности деловой карьеры в ОАО "Сургутнефтегаз" ее планирование и развитие……………………………………….
33 - 37
РАЗДЕЛ 4. Предложения по совершенствованию планирования деловой карьерой на предприятии……………….
38
4.1. Предложения по совершенствованию оплаты труда………. 38 - 40
4.2. Предложения по подготовке кадрового резерва……………. 41 - 44
4.3. Предложение по совершенствованию оценки персонала….. 45 - 46
Заключение………………………………………………………… 47 - 49
Список используемой литературы………………………………..

Работа содержит 1 файл

Деловая карьера.doc

— 336.50 Кб (Скачать)

    Главной задачей планирования и реализации карьеры является общение взаимодействия  профессиональной и внутриорганизационной  карьер. Это взаимодействие предполагает выполнение ряда задач, а именно:

  • достижение взаимосвязи целей организации и отдельного сотрудника;
  • обеспечение направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника с целью учета его специфичных потребностей и ситуаций;
  • обеспечение открытости процесса управления карьерой;
  • устранение «карьерных тупиков», в которых практически нет возможностей для развития сотрудника;
  • повышения качества процесса планирования карьеры;
  • формирование наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста, используемых в конкретных карьерных решениях;
  • изучение карьерного потенциала сотрудников;
  • обеспечение обоснованной оценки карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистичных ожиданий;
  • определение путей служебного роста, использование который удовлетворяет количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и в нужном месте.

    Практика  показала, что часто работники  не знают своих перспектив в данном коллективе, это говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.

    Управление  карьерой в организации заключается  в том, что с момента принятия работника  в организацию и  до предполагаемого увольнения с  работы, необходимо организовывать планомерное  горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей и рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный периоды, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.

    В деловой карьере можно выделить несколько этапов:

    1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (18 – 22 года) связан  с получением высшего или среднего  профессионального образования.  Карьера начинается с момента  зачисления выпускника в штат  организации; в рамках этого  этапа закладываются основы будущего специалиста.

  1. На АДАПТАЦИОННОМ этапе (23 – 30 лет) происходит процесс освоения работником выбранной профессии, приобретение необходимых навыков, формируется квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Середина этого этапа может совпасть с началом карьеры руководителя, для которой прежняя должность узкого специалиста создала бы необходимые предпосылки.

    Считается, что идеальной «стартовой площадкой» карьеры менеджера является  трудная, но находящаяся «на виду» должность низового менеджера руководителя, а не «теплое место» в аппарате. Эта должность приносит ценный опыт самостоятельной работы, и в то же время не является ключевой, в  результате чего возможные неудачи начинающего руководителя не наносят организации большого ущерба, а у него не отбивают  желание к продвижению вперед. Здесь быстро выясняется, имеет ли данное лицо способность к руководящей деятельности и его нужно как можно быстрее продвигать вперед или же предоставить ему возможность сделать карьеру в качестве специалиста.

  1. В рамках СТАБИЛИЗАЦИОННОГО этапа карьеры (30 – 40 лет) происходит окончательное разделение сотрудников на перспективных и неперспективных в отношении руководства. Одни, достигнув пика карьеры, навсегда остаются на должностях младших руководителей или специалистов, а для других открываются безграничные возможности продвижения по служебной лестнице. Здесь выяснены и укрепляются профессиональные цели, и на первый план выходит тщательное планирование карьеры; борьба за повышение; активность, направленная на содействие развитию; любые образовательные программы, которые кажутся необходимыми для достижения целей.

    Отсутствие  перспектив продвижения, дополняемое  психологическими проблемами, связанными с естественной перестройкой организма, приводит большинство людей к «кризису середины жизни». В течение этого периода люди часто делают переоценку своего успеха, продвижения, исходя из первоначальных амбиций и целей. Они могут обнаружить, что не реализовали свою мечту или, выполнив задуманное, не достигли того, что хотели полностью.

  1. Поиск путей приспособления к ситуации и решения, как жить дальше означает переход к этапу КОНСОЛИДАЦИИ карьеры, приходящемуся на возрастной интервал 40 – 50 лет.

    Для лиц, которые хотят и могут продолжать карьеру руководителя здесь, в сущности, изменений не происходит. Они продолжают с интервалом в несколько лет  (оптимально не более 6 - 7 лет, ибо затем начинают проявляться консервативные тенденции) продвигаться по служебной лестнице. При этом те, кто обладает более решительным характером, продолжают карьеру линейных руководителей, а менее решительные, но более вдумчивые – в штабах. Некоторым из них приходится осваивать новые виды деятельности и переходить к «горизонтальной карьере».

    4. В возрасте 50 – 60 лет в деловой карьере наступает этап зрелости. Здесь человек обычно уже создал для себя нишу в мире и профессиональной среды, и все его усилия направлены на сохранение достигнутого. Кроме того, на этом этапе можно сосредоточиться на передаче своих знаний, опыта, мастерства молодым.

    5. Наконец, завершающим этапом карьеры, наступающим после 60 лет, является подготовка к уходу на пенсию. Вопрос об этом сугубо индивидуален. Для одних категорий лиц его желательно осуществить как можно раньше с момента наступления у них соответствующего юридического права; для других, полных физических и духовных сил – как можно позже. Так, например, в Японии считается нормой, когда высшие (но только высшие!) руководители имеют возраст, приближающийся к 80 годам.

    Внутренняя  оценка успешной и неуспешной карьеры  происходит путем сопоставления  реального положения вещей с  личными целями и притязаниями человека, а внешняя основывается на мнении окружающих, занимаемой должности, статусе, влиятельности. Эти оценки могут и не соответствовать друг другу, и тогда создается почва для развития внутриличностного конфликта, чреватого самыми неблагоприятными последствиями. 
 
 
 
 

    Раздел 2. Зарубежный опыт управления карьерой 

       За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, других отраслях сфер деятельности,  с учетом своих специфических особенностей. Расширение контактов с капиталистическими фирмами, заметное увеличение числа переведённых изданий видных специалистов в области управления западных стран позволяют более конкретно представить конструктивные элементы их практики управления, обеспечивающие более высокую эффективность производства. Основные зарубежные модели управления наиболее доступно и полно рассматривают М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури в «Основах менеджмента». В учебнике И.И. Семеновой «История менеджмента» рассказано об исторических предпосылках создания современных моделей менеджмента.

       Структура управления в конкретной стране определяется несколькими факторами: законодательством  и различными нормативными актами, регулирующими права и обязанности  всех участвующих сторон; фактически сложившейся структурой управления в данной стране; уставом каждого акционерного общества. Общей теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не существует – есть только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, французскую или немецкую системы менеджмента со своими неповторимыми особенностями, поскольку учитывают определённые национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д. Следует понимать, что нельзя просто взять одну из моделей и применить ее в другой стране. Процесс формирования определенной модели управления динамичный: структура корпоративного управления всегда отвечает условиям и особенностям конкретной страны.

     В мировой управленческой практике наблюдается  сосуществование различных моделей  управления, например, американской и  японской, что отражает процесс интернационализации современного менеджмента, которые мы и рассмотрим. 

2.1. Зарубежные модели управления 

       Американская  модель менеджмента. Американская модель применяется в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых других странах. Она характеризуется наличием индивидуальных акционеров и постоянно растущим числом независимых, т. е. не связанных с корпорацией акционеров (они называются «внешние» акционеры или «аутсайдеры»), а также четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров.

       Управление  как наука, научная дисциплина возникла в США в начале XX века. Основоположником науки управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856 – 1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им.

       В 20—30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американских ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.

       Термин  «менеджмент человеческих ресурсов»  возник в 60-е гг. Модель «человеческие  ресурсы» рассматривается, как стратегическая и ориентирована на активную позицию  личности в организации. Каждый человек  должен отвечать за результаты своего труда и способствовать их достижению. В свою очередь, организация должна поощрять своих сотрудников.2

       Современный американский менеджмент базируется на трех исторических предпосылках: наличие  рынка; индустриальный способ организации  производства; корпорация как основная форма предпринимательства. 3

       Корпорации  имеют статус юридического лица, а  их акционеры - право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально  количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим  предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих.

       По  мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за собой отделение  собственности от контроля над распоряжением  ею, т. е. от власти. Реальная власть по управлению корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам. В модели американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей.

       Американские  корпорации широко используют в своей  деятельности стратегическое управление, которое заключается в разработке долгосрочной стратегии и в осуществлении управления в реальном масштабе времени. 4

       В настоящее время в США получили распространение четыре основные формы  привлечения рабочих к управлению: участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха; создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих; разработка систем участия в прибыли; привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.

     Американские  ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста.

     Суть  американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит, прежде всего, от факторов, лежащих в его границах (рациональной организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов). Фирма рассматривается как закрытая система. Основой стратегии является непрерывный рост и углубление специализации производства. Организационная структура строится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам). Решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху. 

       Японская  модель менеджмента. Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха – умение работать с людьми. Основным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы.

       В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и методам  управления, т.к. быстрое успешное развитие экономики этой страны позволило ей занять лидирующее положение в мире.

       Японская  система управления развивалась  частично под влиянием местных традиций, частично – вследствие американской оккупации после второй мировой  войны, частично – как реакция  на необходимость борьбы с бедностью и разрухой после войны.

Информация о работе Опыт управления деловой карьерой в ОАО "Сургутнефтегаз"