Оценка внешней рыночной среды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Главная цель курсовой – показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

Глава I. Общая характеристика стратегического управления

предприятием…………………………………………………………………7

Особенность стратегического менеджмента……………………………7
1.2 Эффективность стратегического менеджмента………………………...8

1.3 Недостатки и ограничения стратегического менеджмента…………...10

1.4 Этапы стратегического менеджмента…………………………………..12

1.5 Общий подход к выделению этапов стратегического управления и их характеристика..................................................................................................14

Глава II Стратегическая деятельность предприятия……………………...19

2.1. Особенности стратегической деятельности

торговой сети «Атлант»……………………………………………………...19

2.2 Характеристика факторов внешней среды……………………………..21

2.3 Анализ поставщиков……………………………………………………..23

2.4 Непосредственное окружение…………………………………………...25

Глава III. Выбор стратегии торговой сети «Атлант»……………………..35

Заключение…………………………………………………………………...38

Список использованной литературы………………………………………..42

Работа содержит 1 файл

курсовая страт. менеджмент.doc

— 262.50 Кб (Скачать)
 
 
 

     Анализ  текущей  ситуации  на  рынке  товаров  бытовой  химии,  анализ конкурентной  среды  и  ситуации  с   обеспеченностью   предприятий   сырьем позволяет выделить ключевые факторы успеха (КФУ) торговой сети «Атлант Косметик»:

     1 КФУ в области финансов (предприятие  является  платежеспособным;

собственный капитал предприятия значительно  преобладает над заемным);

     2. КФУ  в  области  кадров  (высокий  профессионализм   работников предприятия);

     3. КФУ в области организации (эффективная система управления; наличие адекватной организационной структуры);

     4.   Другие типы КФУ (доверие потребителей  предприятию).

     Проведя анализ внешней среды, и получив  данные  о  факторах,  которые представляют опасность и открывают новые  возможности,  необходимо  оценить: обладает  ли   предприятие   внутренними   силами,   чтобы   воспользоваться возможностями и какие внутренние слабости могут осложнить будущие  проблемы, связанные с внешними опасностями.  Этому  служит  анализ  слабых  и  сильных сторон предприятия

     Путем обобщения данных анализа факторов внешней  и  внутренней  среды  была составлена таблица  угроз  и  возможностей,  слабых  и  сильных  сторон предприятия .

     Сильные и слабые стороны  ООО «ТС Атлант» торговой сети

     «Атлант Косметик»

Аспект  среды Сильные стороны Слабые  стороны
Товар - возможность  расширения ассортимента продаваемой  продукции;

-хорошее  качество товаров;

расширение  ассортимента продаваемой продукции  за счет поступления в продажу  более качественных товаров 
Организация - компетентное  руководство;

- адекватная  организационная структура предприятия;

- эффективная  система контроля;

слабых сторон не наблюдается
 Маркетинг - эффективное  использование различных каналов  сбыта, наличие собственных каналов  сбыта продукции; отсутствие  информированности покупателей  о продаваемых товарах;
 Персонал - небольшая  текучесть кадров в целом по торговой сети «Рубль Бум»               - задержки с  выплатой

заработной  платы по регионам;  

- большая  текучесть кадров в отделе  сбыта;        

Финансы - предприятие  является платежеспособным;

- собственный  капитал преобладает над заемным;

- высокая  степень ликвидности баланса;

- низкий уровень  конкурентоспособности фирмы;

- нехватка  свободных денежных средств.

 
 

     С помощью проведенного анализа возможностей и угроз, а также  сильных и  слабых  сторон торговой сети «Атлант» можно  установить,  что  предприятие   имеет достаточный  потенциал  для  своего  дальнейшего   развития.  «Атлант» обладает многолетним  опытом  продаж   товаров   бытовой   химии. К  тому  же  продаваемые товары торговой сети, хорошего качества и  пользуется  спросом у потребителей. А слабыми сторонами торговой сети  отдаленность предприятия от  основных поставщиков товаров.

     Поэтому предприятию необходимо пересмотреть  ассортимент  продаваемых товаров, необходимо провести  маркетинговые исследования  для того, чтобы выявить какие новинки товаров бытовой  химии  предприятию продавать для расширения ассортимента.

     Развитие  НТП открывает новые возможности  для производителей,  поэтому  их  необходимо   проанализировать   с   целью   поиска   новых   направлений деятельности, новых  рынков  и  новых  потребителей.  Требуется  найти  такое новое  направление  деятельности  предприятия,  которое  не   требовало   бы изменение  его  структуры   и   больших   капиталовложений,   сочеталось   с продажей товаров бытовой химии, имело бы надежных поставщиков,  большой спрос у потребителей и приносило бы постоянный доход. 
 

     Угрозы, возможности, слабые и сильные стороны  торговой сети

     «Атлант»

    Возможности Сильные стороны
    - рынок товаров бытовой химии продолжает развиваться;

    - развитие  НТП способствует появлению новых товаров, новых рынков и новых потребителей;

    - либерализация  внешнеэкономической деятельности  приводит к появлению новых  партнеров;

    - повышение  уровня образования населения  приводит к увеличению числа  высокообразованных специалистов;

    - безработица  приводит к удешевлению рабочей силы и увеличению числа претендентов на рабочее место;

    - предприятие является платежеспособным;

    - предприятие  является платежеспособным;

    - собственный  капитал значительно преобладает  над заемным;

    - хорошее  качество выпускаемой продукции;

    - наличие  собственных каналов сбыта продукции;

    - высокий  профессионализм работников предприятия;

    - компетентное  руководство;

    - адекватная  организационная структура предприятия;

    Угрозы Слабые  стороны
    - снижение уровня покупательской способности населения;

    - повышение  энеготарифов;

    - повышение  налоговых ставок;

    - несовершенство  законодательной базы приводит  к ущемлению интересов производственной  сферы;

    - нестабильность  в обществе приводит к приостановлению  инвестиционного процесса и банковского  кредитования бизнеса;

    - ужесточение  конкуренции; 

    -  нехватка  оборотных средств;

    - отсутствие  информированности покупателей  о товарах предприятия;

    - отсутствие  маркетинговых исследований рынка;

    - задержка  с выплатой заработной платы  по регионам:

 

 

      Глава III. Выбор стратегии торговой сети «Атлант». 
 

     Выбор стратегии предприятия должен основываться на данных  о  степени развития рынка, о потенциале развития  предприятия  и  востребованности  его продукции  потребителями.  Рынок  товаров  бытовой  химии   является,   хотя образованным давно, но до сих пор растущим. Здесь постоянно  разрабатываются новые   товары,   способные    удовлетворить    развивающиеся    потребности потребителей,  появляются  новые   технологии   и   новое   сырье.   Поэтому предприятие, которое решит удержаться на этом рынке, должно  обладать  силой выстоять  среди  безжалостных  конкурентов,  производя  продукцию,   которая сможет конкурировать с товаром бытовой химии любых производителей.

     Проведенный ранее анализ факторов  внешней  и  внутренней  среды,  и, выделенные  на  его  основе  сильные  и  слабые  стороны  деятельности    «Атлант Косметик»,  позволили  выявить,  что  предприятие   имеет   определенный потенциал роста, который при правильной  стратегической  политике  и  умелом внедрении  ее  в  производственную среду   сможет,   не   только удержать предприятие   «наплаву»,   но   и   получить   максимальную    прибыль    от производственной деятельности.

     Выбор   стратегии    производственной    деятельности    предприятия, основывается на ряде характеристик внутренней и внешней среды торговой сети «Атлант» приведенных ниже:

     1. рынок товаров бытовой химии  является растущим и прибыльным;

     2. развитие  НТП  способствуют  появлению  новых  продуктов,  новых рынков, и новых потребителей;

     4. продукция, продаваемая предприятием, хорошего качества  и  пользуется  спросом потребителей;

     5. слабой стороной деятельности  предприятия является  отдаленность  предприятия  от основных поставщиков  товаров.

     Для успешной  работы  на  растущем  рынке  и  получения максимальной прибыли предприятию   необходимо   пересмотреть   ассортимент продаваемых товаров. При этом необходимо использовать свой потенциал и возможности в целях открытия новых направлений деятельности, которые не требовали бы  изменения структуры предприятия и больших   капиталовложений,   сочетались   бы   с продажей  товаров бытовой химии, имели бы надежных поставщиков,  большой спрос у потребителей и приносили бы постоянный доход.

     Стратегия,   которую может использовать торговая сеть «Атлант»    в   своей деятельности является  комбинированной  и  состоит  из  2-хчастей: «сокращение расходов предприятия»  и  «диверсификации».

     В  рамках  стратегии  сокращение  расходов  предприятия   необходимо проанализировать ассортимент продукции в целях сокращения себестоимости каждого из наименований, увеличения прибыли и  доли в объеме продаж.

     Действительно ассортимент продаваемых товаров  торговой сети «Атлант» очень большой и постоянно расширяется, новинки пользуются спросом у потребителей, а более «старые» товары являются не рентабельными, поэтому необходимо проводить стратегию    диверсификации. И ввести в ассортимент новые товары, например, бытовая техника, которая будет пользоваться спросом у потребителей и будет приносить более высокую прибыль предприятию.

     Кроме реализации производственных  стратегий  предприятию  необходимо разработать  маркетинговые стратегии, целью  которых будет определение  вкусов и требований потребителей, как к  товарам бытовой химии, так и  к новым  видам продукции, которые  предприятие  собирается  продавать.  Необходимо  усилить информированности  потребителей  об  этих   товарах,   используя   различные рекламные источники.

     В дальнейшем главной  целью  деятельности  предприятия  должно  стать продажа  товаров, которые смогут удовлетворить в области  их  применения  любые требования самых привередливых потребителей.

     Руководству  предприятия  необходимо   не   забывать   и   о   нуждах собственного коллектива. Ведь для успешной  реализации  выбранной  стратегии предприятию необходимо, чтобы весь его персонал был  заинтересован  в  этом.

     Необходимо  пересмотреть  оплату  труда  работников,  внеся  в  нее  элемент участия  персонала  в  прибылях торговой сети.  Следует,   чтобы   все работники предприятия, начиная  от  руководства  и  заканчивая  рядовыми  работниками, знали  стратегические цели  и задачи  деятельности торговой сети «Атлант»  и   свое значение в успешном осуществлении этих задач.

     Только  при  реализации  этих  условий  стратегия  деятельности   ТС «Атлант»  сможет  приносить реальную  пользу  и увеличивать   прибыль,  делая его финансово устойчивым  и «твердо стоящем на   ногах» предприятием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Итак, для предприятия любой формы  собственности и любых масштабов  хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а так же планирование.  Основные составляющие управления развитием предприятия — это формирование видения, выявление целей и задач, определение стратегии, разработка планов развития, установление соответствующего лидерства.

     Предприятие без ясной и эффективной стратегии  развития — это не бизнес, а набор  активов, отягощенных обязательствами. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции  на рынке, необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном  уровне.

     Стратегия развития предприятия определяется в результате изучения внешнего окружения и возможных внутренних перспектив ее деятельности  с учетом непредвиденных рыночных обстоятельств. Она заключается в установлении долгосрочной ориентации фирмы на какой-либо вид производственной деятельности и занятие соответствующего или    планируемого положения, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.       

     При этом уточняются стратегические вопросы, связанные с выбором выпускаемой продукции, обслуживаемых потребителей, применяемых производственных процессов, используемых экономических ресурсов, а также формированием общей линии поведения на рынке с учетом своих   возможностей и сил конкурентов.

     Стратегическое  планирование — это выработка  стратегии с помощью комплекса  формализованных процедур, которые  направлены на построение как модели будущего компании, так и программы  перехода из текущего состояния к  этой модели.

     Практика  показывает, что, используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди получают в свои руки эффективный способ оценки цели и направления развития предприятия. Основная функция стратегического планирования – обеспечивать основу для управления организацией.

     Будучи  функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система  управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и  объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению. Другими словами, стратегическое планирование предусматривает такое управление предприятием, которое позволяет достигать поставленных целей.

Информация о работе Оценка внешней рыночной среды предприятия