Оценка внешней рыночной среды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Главная цель курсовой – показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

Глава I. Общая характеристика стратегического управления

предприятием…………………………………………………………………7

Особенность стратегического менеджмента……………………………7
1.2 Эффективность стратегического менеджмента………………………...8

1.3 Недостатки и ограничения стратегического менеджмента…………...10

1.4 Этапы стратегического менеджмента…………………………………..12

1.5 Общий подход к выделению этапов стратегического управления и их характеристика..................................................................................................14

Глава II Стратегическая деятельность предприятия……………………...19

2.1. Особенности стратегической деятельности

торговой сети «Атлант»……………………………………………………...19

2.2 Характеристика факторов внешней среды……………………………..21

2.3 Анализ поставщиков……………………………………………………..23

2.4 Непосредственное окружение…………………………………………...25

Глава III. Выбор стратегии торговой сети «Атлант»……………………..35

Заключение…………………………………………………………………...38

Список использованной литературы………………………………………..42

Работа содержит 1 файл

курсовая страт. менеджмент.doc

— 262.50 Кб (Скачать)
Товары бытовой  химии Название Объем Производитель
Средства  для мытья посуды Fairy-лимон 1000 мл. Procter&Gamble
  Fairy- апельсин 500 мл. Procter&Gamble
  Миф 500 мл. Procter&Gamble
  Прил-бальзам 500 мл. Henkel
  Пемолюкс-яблоко 500 мл. Henkel
  Минутка - лимон 500 мл. ЗАО «Весна»
  Капля - яблоко 1000 мл. ЗАО ««Невская  косметика»
Стиральные порошки Тайд-автомат  белые облака 9000 кг. Procter&Gamble
  Тайд-лимон 3000 кг. Procter&Gamble
  Лоск-лимон 6000 кг Henkel
  Песил 3000 кг Henkel
  Аистенок 250 гр. ЗАО «Аист»
  Ушастый нянь      250гр ЗАО «Невская косметика»
Средства  для мытья стекол Мистер мускул 500 мл. ЗАО «Невская косметика»
  Капля 500 мл. ЗАО «Весна»
Отбеливатель Ace 1000 мл. Procter&Gamble
  Бос 1000 мл. ЗАО «Аист»
Средства  для мытья ковров Ваниш 500 мл. Henkel
  Капля 500 мл. ЗАО «Весна»
 
 

                              2.4 Непосредственное окружение. 

     Изучение  непосредственного окружения организации  направлено на анализ состояния тех  составляющих внешней среды, с которыми  организация  находится в непосредственном взаимодействии.  При  этом  организация  может  оказывать существенное влияние на характер  и  содержание  этого  взаимодействия,  тем самым она активно участвует в формировании дополнительных возможностей  и  в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию.

     При изучении непосредственного окружения  предприятия в первую очередь необходимо  обратить  внимание  на  одну  из  главных  его  составляющих - потребителей. Изучение потребителей позволит предприятию лучше  уяснить  то, какой продукт в наибольшей мере будет  приниматься  покупателями,  на  какой объем  продаж  может  рассчитывать,  в  какой  мере  покупатели   привержены продукту  именно  данного  предприятия,  насколько  можно   расширить   круг потенциальных потребителей, что ожидает продукт в будущем и т.д.

     Потенциальными  потребителями этих товаров является население. На рынке товаров бытовой химии представлено  большое  множество разнообразной продукции. Наибольшей популярностью у потребителей  пользуются стиральные порошки, хозяйственное мыло, жидкости для мытья  посуды, пасты для чистки сантехники, краски для волос, средства по уходу за волосами, средства по уходу за полостью рта, средства женской гигиены, средства по уходу за телом, косметические средства и средства детской гигиены.

     Для определения круга потенциальных  потребителей магазина «Атлант Косметик» следует проанализировать круг потребительских  предпочтений  товаров  бытовой  химии пользующихся спросом у потребителей.

     Потребители товаров бытовой химии после  финансового  кризиса  склонны  оценивать товар в первую очередь  по  его  стоимости  и  легко  переходить  с потребления  одной  марки  на  другую.  Если  цена  товара  выше,   чем   на аналогичные товары других фирм, покупатель, несмотря  на,  приверженность  к одной марке будет покупать  более  дешевую.  Так  обстоит  дело  с  товарами иностранных производителей, цены на  которые  значительно  выше  аналогичных продуктов отечественного производства.

     В  виду  насыщенности  рынка   товарами   бытовой   химии   различных производителей, предприятия, изготавливающие эти товары, в  большей  степени зависят от потребителя, чем потребитель от них. Эта зависимость  сказывается еще в том, что обычный потребитель покупает товары бытовой химии штучно и  с периодичностью   1-1,5   месяца,   поэтому   конкурентная    борьба    между предприятиями должна быть за каждого покупателя.

     Вслед за предпочтением товара по  цене  потребитель  основывает  свой выбор на товаре, о хороших  качествах  которого  он  уже  слышал  от  других потребителей, или сам убедился в них. Здесь выигрывает производитель,  товар которого повсеместно рекламируется,  особенно  на  телевидении.  Потребители товаров  бытовой  химии  в  основном  хорошо  информированы  о  предлагаемых товарах, и, услышав рекламу о новом товаре, не боятся  пробовать,  если  его стоимость для них приемлемая.

     Следующей составляющей непосредственного окружения  любого предприятия являются поставщики.  От  отношений  с  ними  зависит  эффективность  работы предприятия, себестоимость и качество  выпускаемой  предприятием  продукции.

     Производители сырья, необходимого для производства товаров бытовой химии – это крупные российские предприятия. Их немного, они расположены  в  основном в центральной части России или в Сибири, у них большое  число  потребителей, как  российских,  так и зарубежных.  Поэтому они обладают возможностью диктовать свои условия потребителям.  На  сегодняшний день  многие  из  них выпускают 85  %  своей продукции  на  экспорт,  поэтому часто  выставляют российским  потребителям  невыгодные  условия  поставок,   на   которые   те вынуждены соглашаться.

     Сегодня  выигрывают  те  отечественные  производители  товаров бытовой  химии, которые либо находятся в  непосредственной близости  от  своих  поставщиков, либо сами производят необходимое  для производства  сырье.

     Немаловажное  место в стратегическом управлении  занимает  изучение следующего элемента непосредственного окружения предприятия  -  конкурентов, то есть тех, с кем  предприятию  приходится  бороться  за  ресурсы,  которые необходимо получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование.

     Как уже  было  сказано  раньше,  волгоградский рынок  насыщен  товарами бытовой химии. Потребителю  предложены различные виды товаров  отечественного и импортного производства. Поэтому конкуренция между  производителями  очень острая.

     Изучение конкурентов направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы.

     Конкурентная  среда формируется не только внутриотраслевыми  конкурентами, производящими аналогичную  продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации.

     Многие  фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны вновь  пришедших на их рынок и поэтому  проигрывают в конкурентной борьбе именно им. Об этом очень важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных пришельцев. Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта, низкие издержки за  счет эффекта масштаба производства, контроль над каналами распределения, использование местных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, и т.п. Однако очень важно хорошо знать то, какие барьеры могут остановить или помешать потенциальному пришельцу выйти на рынок, и воздвигать именно эти барьеры.

     Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Особенность трансформации рынка в случае с появлением замещающего продукта состоит в том, что, если им был убит рынок старого продукта, то он уже обычно не поддается восстановлению. Поэтому для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производящих замещающий продукт, организация должна иметь достаточный потенциал для перехода к созданию продукта нового типа.

     Основным  конкурентом на рынке для нашей  сети магазинов «Атлант Косметик» являются: «Монетка», «Ол Гуд», «Пятерочка».

     В таких сложных и противоречивых  условиях  осуществляет  «Атлант Косметик» свою деятельность, а выстоять в  них  и  адаптироваться  предприятию  должна помочь внутренняя среда. 

     Факторы непосредственного окружения и их влияние на

     ТС «Атлант». 

Группа  фторов Фактор Проявление Влияние на рынок Возможная реакция  предприятия
1.Потребители Население Тенденции стабилизации и спроса Увеличение  запросов и потребностей, требование безусловного качества товаров Маркетинговые исследования
2. Конкуренты Отчестве-нные и иностра-нные Ужесточение конкуренции Возникновение различных препятствии для укрепления своих позиции на рынке  Возможна конкуренция  за счет высокого качества товара, маркетинговых  исследований рынка
3.Поставщики Производ-ители  сырья и материа-лов Тенденции ухудшения  отношений   Поиск новых  поставщиков
 
 
 

     Финансы и учет.

     Предприятие имеет возможности привлечение  долгосрочного и краткосрочного капитала. Оно осуществляет разумную налоговую политику – задолженности по налогам практически не имеет.

     Предприятие использует две системы оплаты за продукцию. В основном  это предоплата. Но   для постоянных клиентов существует отсрочка платежа.

     С 2005 года на предприятии внедрена система  жесткого бюджетирования. То есть на месяц составляются все доходы и расходы предприятия, проводится планирование поступления и выбытия денежных средств.

     В процессе взаимодействия предприятия  с  микросредой  стратегическое управление интересует, прежде всего, то, какие  факторы микросреды  оказывают наибольшее влияние на предприятие  и  как  должна  вести  себя  организация, чтобы  в  условиях  конкурентного  взаимодействия  с  другими  предприятиями добиваться поддержания баланса в  обмене  с  внешней  средой,  а  значит,  и обеспечить   устойчивое   существование   организации.

       Анализ среды в  которой  работает  торговая сеть «Атлант косметик». 

Группа  факторов Фактор Тенденция развития Проявление Возможная реакция предприятия
1.Экономичес-

кие

 Уровень  инфляции Возможна стабилизац-

ия

При увеличении инфляции обесценивание денежных средств Учет уровня инфляции при установлении цен на товары
  Уровень реального  дохода населения Возможно уменьшение Снижение уровня покупательской способности населения Продажа товаров  с наименьшими издержками
  Энерго -тарифы Возможно увеличение Увеличение  себестоимости товаров и услуг Продажа товаров  с наименьшими издержками
  Налоговые ставка Возможно повышение Отток денежных средств из сферы производства в  бюджет Изыскание путей  минимизации доходов
  Безработи-

ца

Высокий уровень  сохраняется Удешевле-

ние рабочей  силы и увеличение числа претендентов на рабочее место

Формирова-ние  рациональной кадровой политики. Пополнение штата сотрудников службы сбыта.
2. Правовые Несовершенство  законодательной базы Тенденции

стабилиза-

ции

Ущемление интересов  производствен-ной сферы Изысканиепутеей для эффективной работы
3.Политиче-

   ские

Нестабиль-

ность в обществе

Тенденции не ясны Приостанвле-

ние инвестиционн-ого  процесса и банковского кредитования бизнеса

Получение денежных средств с помощью продажи  и сдачи в аренду основных средств
4.Международ-ные Либерализация внешнеэко-

номической деятельно-сти, сотрудни-чества

Тенденции роста  сохраняются Появление новых  рынков сбыта продукции Поиск новых  партнеров и  поставщиков
5. Социальные Мобильно-

сть населения

Тенденции роста  сохраняются Отток работников Совершенст-вование  системы стимулирования труда
  Уровень образова-

ния

Тенденции роста  сохраняются Увеличение  числа высокообразованных специалистов Рациональ-

ный подбор кадров

6. НТП НТП в социальной сфере Тенденции роста  сохраняются Рост уровня потребностей населения Маркетинг-

овые исследования

Информация о работе Оценка внешней рыночной среды предприятия