Оценка внешней рыночной среды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Главная цель курсовой – показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

Глава I. Общая характеристика стратегического управления

предприятием…………………………………………………………………7

Особенность стратегического менеджмента……………………………7
1.2 Эффективность стратегического менеджмента………………………...8

1.3 Недостатки и ограничения стратегического менеджмента…………...10

1.4 Этапы стратегического менеджмента…………………………………..12

1.5 Общий подход к выделению этапов стратегического управления и их характеристика..................................................................................................14

Глава II Стратегическая деятельность предприятия……………………...19

2.1. Особенности стратегической деятельности

торговой сети «Атлант»……………………………………………………...19

2.2 Характеристика факторов внешней среды……………………………..21

2.3 Анализ поставщиков……………………………………………………..23

2.4 Непосредственное окружение…………………………………………...25

Глава III. Выбор стратегии торговой сети «Атлант»……………………..35

Заключение…………………………………………………………………...38

Список использованной литературы………………………………………..42

Работа содержит 1 файл

курсовая страт. менеджмент.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

НОУ ВПО «Московский  институт предпринимательства  и права»

Екатеринбургский  филиал 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа. 
 
 

По  курсу: «Стратегический  менеджмент». 
 

    Тема: «Оценка внешней рыночной среды предприятия». 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

              Выполнила студентка: Буслаева С.А.,

                         VI Курса 

                   Научный руководитель: Пьянова Л.А.,

                       кандидат философских наук, доцент.      
           
           

Г. Екатеринбург

2009 г. 

     Содержание. 

Введение ………………………………………………………………………3

Глава I. Общая характеристика стратегического управления

  предприятием…………………………………………………………………7

    1. Особенность стратегического менеджмента……………………………7

1.2 Эффективность  стратегического менеджмента………………………...8

1.3 Недостатки  и ограничения стратегического  менеджмента…………...10

1.4 Этапы стратегического менеджмента…………………………………..12

1.5 Общий подход к выделению этапов стратегического управления и их характеристика..................................................................................................14

Глава II Стратегическая деятельность предприятия……………………...19

2.1. Особенности  стратегической деятельности

торговой  сети «Атлант»……………………………………………………...19

2.2 Характеристика  факторов внешней среды……………………………..21

2.3 Анализ поставщиков……………………………………………………..23

2.4 Непосредственное  окружение…………………………………………...25

Глава III. Выбор стратегии торговой сети «Атлант»……………………..35

Заключение…………………………………………………………………...38

Список  использованной литературы………………………………………..42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Деятельность  предприятия на свободном рынке  справедливо сравнивают с действиями армии на фронте. Действительно, работа предприятия в условиях свободного рынка ни что иное, как участие в жестокой войне, результатом которой может быть либо выживание и развитие предприятия, либо его банкротство. Любая армия обречена на поражение, если ее руководители бросят своих солдат в атаку на противника без предварительной разведки ситуации, определенной стратегии и четкого плана действий. Современная стадия развития российской экономики такова, что предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное – свои долгосрочные цели и стратегию их достижения.

     Многие  ли российские предприятия имеют  сегодня корпоративную стратегию  и планы своего развития? В масштабах  страны – единицы из сотен, а возможно и тысяч! Если у директора появился план, то возникает и необходимость его выполнения. Есть план – будут продуманные действия, а не рефлексивная суета. С другой стороны, план позволяет определить критерии и контролировать эффективность работы менеджмента.

     Быстрые изменения внешней среды отечественных  предприятий стимулируют появление  новых методов, систем и подходов к управлению. Если внешняя среда  практически стабильна, то нет особой нужды  заниматься стратегическим управлением. В настоящее время большинство российских предприятий работают в достаточно быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического управления, хотя часто и недопонимают это.

     Сегодня руководители российских предприятий вынуждены принимать хозяйственные решения в условиях неопределенности последствий таких решений, к тому же зачастую при недостатке экономических,    коммерческих знаний и практического опыта работы в новых условиях. Многие хозяйственные зоны, в которых работают предприятия, характеризуются повышенным риском, т.к. нет достаточного знания о поведении потребителей, позиции конкурентов, о правильном выборе партнеров, нет надежных источников получения коммерческой и иной информации.

     Кроме того, большинство руководителей отечественных предприятий концентрируют свои усилия на решении текущих задач, оперативном уровне управления и, соответственно, на краткосрочном горизонте планирования. Вопросы перспективного развития нередко оказываются «на обочине» управленческой деятельности. А ведь организация системы стратегического планирования на предприятии — не дань моде, пришедшей с запада, а жизненная необходимость. Внешняя среда меняется настолько быстро, что одних только оперативных мер высшего менеджмента по адаптации предприятия к новым реалиям уже недостаточно.

     Предприятие  без ясной и эффективной стратегии  развития — это не бизнес, а набор  активов, отягощенных обязательствами. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции  на рынке, необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном  уровне.

     Безусловно, идеальных планов, которые будут  выполнены в точности, как это  задумывалось первоначально, не существует. Планы разрабатываются для определения  стратегии и тактики, а жизнь регулярно вносит в них свои коррективы. Однако следует понимать, что для руководителей предприятий важен сам процесс планирования как таковой.

     Он  позволяет мобилизовать необходимые  ресурсы для достижения совершенно определенных целей и превратить процесс принятия управленческих решений из хаотичного – в хорошо организованный, последовательный и логичный.

     Стратегическое  планирование — это выработка стратегии с помощью комплекса формализованных процедур, которые направлены на построение как модели будущего компании, так и программы перехода из текущего состояния к этой модели.

     Стратегическое  планирование – относительно молодой  вид деятельности организаций. Его  предтечей стало долгосрочное планирование, которое бизнес стал применять в 50-х гг. XX века. Уже долгосрочное планирование оказалось большим шагом вперед, оно давало возможность предприятию расширить горизонт своего взгляда на будущее, связать текущую деятельность с более масштабными задачами.

     В конце 60-х гг. на смену долгосрочному  планированию приходит стратегическое планирование. В стратегическом планировании, по сравнению с долгосрочным, пространство деятельности фирмы становится более объемным, оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономической организации, так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д. Кроме того, долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде фирмы.

     В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в  ряду функций менеджмента. Во многом оно приобрело новое содержание, обогатилось за счет синтеза с  гуманизированным подходом. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы. В процессе развития стратегического планирования создано большое число методов и моделей стратегического анализа, формальных способов решения задач. Пик популярности формального стратегического планирования пришелся на конец 70-х – начало 80-х гг., когда оно воспринималось как панацея, средство решения любых проблем предприятия.

     Главная цель курсовой – показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. 

     В рамках курсовой работы проведен анализ деятельности предприятия, его  внутреннего окружения, выявлены все возможности, опасности, сильные и слабые стороны ее деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1 . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ. 

     1.1. Особенность стратегического  менеджмента. 

     На  раскрытие особенностей стратегического менеджмента влияет выделение его наиболее важных, сущностных  черт. Стратегический менеджмент определяется как комплекс стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации. Следовательно, особенности стратегического управления определяется в первую очередь особенностями стратегических решений.

     Стратегические  решения характеризуются тем, что  они:

     - инновационны по своей природе,  а поскольку человеку и организации

     свойственно отторгать все новинки, то требуются особые меры по преодолению отторжения (убеждение, обучение, привлечение исполнителей к процессу разработки стратегии и, наконец, принуждение). Такие решения

     должны  быть открытыми и понятными сотрудникам, что может быть

     реализовано на основе использования внутреннего маркетинга;

     - направлены на перспективные  цели предприятия, на возможности,  а не на задачи, на будущее;

     - отличаются от тактических решений  тем, что множество альтернатив  не определенно, процедура их  формирования играет важную самостоятельную роль;

     - направлены в будущее и являются  неопределенными по своей природе;

     - требуют знаний – результат,  как правило, больше зависит  от качества

     решения, чем от быстроты или своевременности  его принятия. Для них нет жестких  временных рамок;

     - субъективны по своей природе,  не поддаются, как правило,  объективной оценке;

     - необратимы и имеют долгосрочные  последствия;

     Так, решение руководителей предприятия  выйти на новые рынки относится  к числу стратегических решений  и обладает всеми присущими им особенностями: оно направленно на перспективные цели, связанные с будущими возможностями имеется несколько альтернативных вариантов реализации этого решения (работать с посредниками или самостоятельно, с какими именно посредниками); у этого решения достаточно высок риск; успех его реализации во многом будет зависеть от качественной проработки всех взаимосвязанных вопросов. Вместе с тем объективно оценить целесообразность данного решения до его реализации не представляется возможным.

     Стратегический  менеджмент основан на принятии управленческих решений, ориентированных на учет специфики внешней среды, на достижение конкурентоспособности предприятия на рынке, на успех в конкурентной борьбе. Определение множества стратегических альтернатив является в этом случае непростой задачей. Этим самым можно подчеркнуть следующую особенность управления: менеджеры могут признавать необходимость разработки стратегии, но сохранять производственный менталитет и внутреннюю ориентацию управления. Такая противоречивость развития менеджмента присуща переходной экономике и объясняется одновременностью процессов перехода к рынку, развития стратегического менеджмента и смены психологических установок. 
 

Информация о работе Оценка внешней рыночной среды предприятия