Оценка современных подходов к управлению

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
всегда интересно и нужно;
позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;
дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;
позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.

Содержание

Введение ……………………………………………………….... ...................5
1. Эволюционные этапы развития управленческой мысли …... ..................8
1.1 Исторические предпосылки возникновения менеджмента ....................11
1.2 Сущность, виды и системы управления……………………....................16
1.3 Современный взгляд на управления в организации…………………….26
2. Возникновение, формирование и содержание различных
школ менеджмента ........................................................................................ 37
2.1 Школа научного управления ………………………… ………………... 37
2.2 Классическая (административная) школа в управлении …… ……........39
2.3 Школа психологии и человеческих отношений ………………………...40
2.4 Школа науки управления (количественная школа) ……………………..41
3. Оценка современных подходов к управлению…………………………..45
3.1 Специфика японского менеджмента ……………………………………..45
3.2 Особенности управления анализа в Америки …………………………...46
3.3 Развитие российской управленческой мысли …………………………...48
Заключение…………………………………………………………………….54
Список использованной литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

           Третьей подсистемой является  подсистема саморазвития системы управления. Ее появление обусловлено возникновением в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, поиск и разработка прогрессивных идей и внедрение их в практику. Эта подсистема не просто отражает указанные качества, но и способствует их воспроизводству, распространению и практическому воплощению. 

           Данная подсистема может быть  разделена на две части: первая  – ориентирует систему управления  на постоянное совершенствование  и развитие, вторая – обеспечивает  ее развитие.

           В нашем представлении система  управления (менеджмента) современной   предпринимательской организации  должна включать пять подсистем:

  • обеспечивающую;
  • целевую;
  • производственную;
  • развития;
  • сбытовую (рыночную).

           В представлении профессора Р.А.  Фатхутдинова система менеджмента  организации включает четыре  подсистемы: целевую, обеспечивающую, функциональную и управляющую.

           При этом компонентами целевой  подсистемы системы менеджмента организации является: повышение качества выпускаемых товаров и услуг, ресурсосбережение, расширение рынка сбыта товара, организационно-техническое развитие производства, социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды.

           Обеспечивающая подсистема системы менеджмента организации включает: методическое обеспечение, ресурсное обеспечение, информационное обеспечение и правовое обеспечение.

            Функциональная подсистема включает  следующие компоненты: маркетинг,  планирование, организацию процессов, учет и контроль, мотивацию и регулирование.

           Управляющая подсистема системы  менеджмента организации включает: управление персоналом, социологию  и психологию менеджмента, разработку  и реализацию управленческих  решений, анализ в принятии, прогнозирование в принятии решений.  

    1.  Современный взгляд на управления в организации
 

         Методы управления – это способы воздействия управляющей подсистемы – субъекта управления – на управляемую подсистему – объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления) для достижения поставленных целей. Различают методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный процесс воздействия на объект управления; методами процесса управления выполняются лишь отдельные работы. Различают также методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные. При использовании методов прямого воздействия предполагается получить непосредственный результат   воздействия; методами косвенного воздействия создаются  условия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.

            В системе методов управления  выделяется общие методы. К ним  традиционно относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально-психологические методы.

           Экономические методы управления представляют собой совокупность способ воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подразделить на две группы:

  • методы, используемые федеральными, региональными и муниципальными органами;
  • методы, используемые предприятиями (организациями).

          К первой группе относятся налоговые системы и кредитно-финансовые

механизмы страны и региона, т.е. экономические  факторы внешней среды предприятия.

          Вторую группу составляют:

  • система материального поощрения работников;
  • система ответственности за качество и эффективность работы;
  • экономические нормативы функционирования организации (фондовооруженность и производительность труда, нормы рентабельности по видам продукции и т.д.), которые разрабатываются на основе маркетинговых исследований, анализа основных показателей качества продукции, уровня  производства и включается в бизнес-план;
  • коммерческий расчет.

            Важнейшим экономическим методом  управления является стимулирование  персонала, направленное на повышение  качества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем использования инструментов мотивации и оптимизации ради гармонизации отношений личности и общества. К современным формам экономического стимулирования относятся:

  • формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда;
  • бонусы в виде дополнительных вознаграждений, премий, надбавок к основной заработной плате;
  • участие работника в распределении прибыли организации;
  • предоставлению работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставления ему льгот в оплате транспортных услуг, аренды жилья и детских учреждений, в обучении, повышении квалификации, организации лечения и отдыха работника и членов его семьи, предоставлению работнику льгот при приобретении продукции, выпускаемой организацией;
  • предоставление работнику льготных кредитов;
  • льготное страхование жизни работника и др.

           Наряду с перечисленными формами  стимулирования возможного применение  системы штрафов и порицаний,  снижения или полного снятия льгот.

            Важным экономическим методом  управления в масштабах предприятия,  позволяющим достичь прибыльности  бизнеса, является коммерческий  расчет. Этот метод ведения хозяйства  (в нашей стране его называют  хозяйственным расчетом) предусматривает сопоставление в денежной форме производственных затрат и полученных результатов хозяйственной деятельности и обеспечение прибыльности деятельности.  В рамках коммерческого расчета используются такие экономические рычаги и инструменты, как политика в области ценообразования издержек производства и обращения, финансирования и кредитования, а также прибыли, фондоотдачи, рентабельности, заработной платы. Причем использование этих рычагов должно быть комплексным, т. е охватывать все рычаги без исключения, и системным – охватывать весь объект управления по всей его иерархии.

            Существуют различные способы  и формы использования таких  экономических рычагов и инструментов. Так, политика ценообразования  ориентирована на приспособлении  структуры и уровня цен к требованиям и условиям рынка. В отношении издержек производства и обращения первостепенное значение придается снижению затрат на каждом этапе деятельности за счет совершенствования технологии производства, повышения качества продукции, улучшения материально-технического снабжения и форм хозяйственных связей между предприятиями, повышения производительности труда, экономии на затратах труда, а также на транспортных, экспедиторских, административных и других расходах.

             Политика в области финансирования и кредитования предусматривает определение источников финансирования и распределение средств по важнейшим отделениям и дочерним компаниям на определенный период, перемещение средств между отдельными подразделениями с целью получения устойчивой прибыли в масштабе всей фирмы, обеспечение лучших условий получения займов и кредитования.  

              Важнейшими достоинствами этих методов являются их гибкость и воздействие на людей через их непосредственные интересы, также                                                                                                                                                                          стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей.

Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального  интереса, что снижает мотивацию.

            Административные методы управления  включают:

  • систему законодательных актов страны и региона;
  • систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов организации;
  • систему оперативного управления (систему власти).

            В систему законодательных актов  страны и определенного региона  входят законы, указы, постановления,  стандарты, положения, методика и другие документы, утвержденные федеральными и региональными органами для обязательного применения  на соответствующей территории. При определении их состава, структуры и содержания должны учитываться научные, теоретические и практические аспекты управления.

            Система нормативных и методических  документов предприятия включает  стандарты, методики, положения,  инструкции и подобные документы  долговременного использования,  а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия. Эти документы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем менеджмента конкретной организации.

            Большое значение имеет и система  оперативного управления. Существует четыре способа реализации своей власти руководителем, которые находятся в диапазоне от прямого использования до практически полного отказа от власти. Речь идет о распоряжениях, популяризации, участии в управлении и передаче полномочий и ответственности.

            Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.

           Для административных методов  характерно их соответствие правовым  нормам, действующим на определенном  уровне управления, а также актам  и распоряжениям вышестоящих органов управления.

Основные достоинства  метода:

1) обеспечивается  единство воли руководства в  достижении цели;

2) не требует  крупных материальных затрат;

3) в малых  организациях оперативно достигаются  цели, и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды.

Недостатки метода следующие:

1) подавляется  инициатива, творческая работа;

2) отсутствуют  действенные стимулы труда и  могут возникать антистимулы;

3) в крупных  организациях (менеджеры не заинтересованы  в повышении компетентности, поэтому она в дефиците).

          Социально-психологические методы управления направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов.

           Объектами управления социально-психологическими  процессами являются:

  • личностные характеристики работников, а также их психические и психофизиологические особенности;
  • способы организации труда и рабочих мест;
  • система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров;
  • информационное обеспечение и его использование;
  • система стимулирования работников;
  • морально-психологический климат в коллективе;
  • социально-бытовые условия работников.

          Управление социально-психологическими процессами включает:

-    разработку норм и нормативов  социально-психологических процессов;

  • анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативов социально-психологических процессов;
  • разработку мероприятий по нормализации и оздоровлению протекания социально-психологических процессов;
  • организацию и контроль за выполнением разработанных мероприятий;
  • регулирование социально-психологических процессов.

    Достоинства метода:

    1) включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей;

    2) практически  не требуются материальные затраты.

Информация о работе Оценка современных подходов к управлению