Оценка современных подходов к управлению

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
всегда интересно и нужно;
позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;
дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;
позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.

Содержание

Введение ……………………………………………………….... ...................5
1. Эволюционные этапы развития управленческой мысли …... ..................8
1.1 Исторические предпосылки возникновения менеджмента ....................11
1.2 Сущность, виды и системы управления……………………....................16
1.3 Современный взгляд на управления в организации…………………….26
2. Возникновение, формирование и содержание различных
школ менеджмента ........................................................................................ 37
2.1 Школа научного управления ………………………… ………………... 37
2.2 Классическая (административная) школа в управлении …… ……........39
2.3 Школа психологии и человеческих отношений ………………………...40
2.4 Школа науки управления (количественная школа) ……………………..41
3. Оценка современных подходов к управлению…………………………..45
3.1 Специфика японского менеджмента ……………………………………..45
3.2 Особенности управления анализа в Америки …………………………...46
3.3 Развитие российской управленческой мысли …………………………...48
Заключение…………………………………………………………………….54
Список использованной литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

           Обосновывая необходимость осуществления  управленческой деятельности, выделения  «особой» функции общественного  производства – управления, К.Маркс  указывал, что «…. Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере….»/4/.

         Вероятно, впервые проблему управления  взялись решать древние египтяне. Около 6 тысяч лет назад они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования и контроль результатов, а также поставили вопрос о децентрализации управления.

           Примерно в то же время, в  1792-1950гг. до н.э., в соседнем Вавилоне царь Хаммурапи провел ряд хозяйственных и административных реформ. Установил единую систему правил, норм и наказаний, известную как Законы Хаммурапи. В Законах (кодексе) Хаммурапи впервые на государственном уровне констатировалось наличие частной собственности. Он применил для нужд управления и контроля письменные документы на глиняных табличках и свидетельские показания. Признал недопустимым перекладывание должностными лицами ответственности на своих подчиненных, законодательно установил уровень зарплаты.

           Определенный вклад в теорию  управления был внесен в эпоху  античности, за 400 лет до н.э. Сократ  сформулировал принцип универсальности  управления. Его современник, персидский  царь Кир, выдвинул идею о  необходимости специальных исследований причин, побуждающих людей к действию, т.е. мотивации. Он рассматривал также проблему обработки управленческой информации и составления планов. Чуть позже в Греции занимались изучением метода выполнения трудовых операций и обеспечения их ритмичности. Платон сформулировал принцип специализации.

           В 325 году до н.э. Александр  Македонский создал впервые штаб  как центр управления  боевыми  действиями.

          В древности организации имели  определенную структуру, в которой  выделялись уровни управления. Существовали и крупные политические организации, руководителями которых являлись короли и генералы. Были также и управляющие, хранители житниц, погонщики, надсмотрщики работ, губернаторы территорий и казначеи, которые помогали обеспечивать деятельность этих организаций.

          Шли годы, управление многими  организациями становились более  четким и сложным, а сами  организации – сильными и устойчивыми.  Примером может служить Римская  империя, которая просуществовала  сотни лет. Римские легионеры,  отличавшиеся четкой структурой управления, состоящей из генералов и офицеров, подразделением армии на дивизии, шли победным маршем через плохо организованные европейские страны, государства Среднего Востока. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, подчинявшихся Риму, строились дороги, чтобы установить связь с Римом.

           В эпоху рабовладения также  имели место элементы управления, однако преобладали методы прямого  принуждения и страха наказания  в качестве главных средств  побуждения к труду.

           В дальнейшем, с развитием общественного  производства, такой труд обнаружил  органически присущую ему неэффективность.  Его заменила система наемного  труда зарождающейся буржуазной  эпохи. Она основывалась на  использовании принципиально иного,  опосредованного механизма принуждения, применявшего материальные стимулы и экономические рычаги в управлении трудом. Возникший свыше 250 лет назад в ряде стран Западной Европы торговый капитализм имел совсем иную основу – денежный капитал. Вместо прямых и грубых форм принуждения к труду при капитализме формировался и повсеместно использовался рыночный механизм, действовавший на базе обмена меновыми стоимостями и предполагавший формально личную независимость и равенство обменивающихся сторон.

           Главным, по сути революционным, преобразованием этого периода в области менеджмента, лежащим в основе его возникновения, было отделение капитала-собственности от капитала-функции, менеджмента от собственности, зарождение профессионального менеджмента.

          Хотя управленческая практика развивается с древних времен, до ХХ в., вероятно, никто не задумывался над тем, как управлять системно. Людей в основном интересовало, как заработать больше денег, завоевать политическую власть, но не то, как управлять организациями.

          В начале ХIХ в. английский исследователь Р. Оуэн много времени посвятил проблемам достижения целей организации с помощью других людей. Он предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал условия их работы, разрабатывал системы оценки результатов их труда и путем дополнительных выплат стимулировал хорошую работу. Эти реформы явились уникальным прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя. Но несмотря на это, бизнесмены того времени видели мало здравого смысла в реформах Р. Оуэна, ни один из них не последовал его примеру, так как у них отсутствовал интерес к управлению

          Понимание того, что организацией  можно управлять систематизировано,  чтобы более эффективно достигать  ее целей, возникло не в один  момент. Эта концепция развивалась в течение длительного периода, начиная с середины ХIХв. до 20-х годов ХХ века. В связи с этим считается, что менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, науку лишь на рубеже ХIХ – ХХ веков.

           Следует заменить, что американец Джозеф Вартон в 1881 году предложил читать студентам, будущим инженерам, «научный курс управления», впервые разработав курс менеджмента для преподавания в колледже. Вслед за ним в 1886 году Генри Р. Таун заявил о необходимости разработки научных основ менеджмента как профессиональной деятельности

           Тем не менее, моментом оформления менеджмента как науки принято считать начало ХХ века. Когда Фредерик Тейлор в США, Анри Файоль во Франции и Вальтер Ратенау в Германии опубликовали свои первые работы по научной организации труда. Так, американский инженер Ф. Тейлор в 1911 году опубликовал свою книгу «Принципы научного менеджмента». Книга вызвала всеобщий интерес, и в ней управление впервые признано наукой и самостоятельной областью исследования. Это были первые работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ научного управления. Они явились ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Организации-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

            Основной силой, которая первоначально  подстегнула интерес к управлению, явилась промышленная революция в Англии. Однако идея о том, что управление может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке, которая стала родиной современного управления. В начале ХХ в., в период бурного развития, Соединенные Штаты были практически единственной страной, где человек, преодолев трудности, связанные с его происхождением, национальностью, мог проявить инициативу и личную компетентность. Миллионы европейцев иммигрировали в Америку, создав тем самым огромный рынок рабочей силы. Соединенные Штаты почти с самого своего возникновения серьезно поддерживали идею образования для всех желающих, что способствовало ростру числа людей, интеллектуально способных выполнять различные роли в бизнесе, в управлении. Трансконтинентальные железн6одорожные линии превратили Америку в самый крупный единый рынок в мире. В то время практически не существовало государственного регулирования в бизнесе, поэтому предприниматели, которые добивались успеха, становились монополистами. В результате создавались крупные отрасли и предприятия, для управления которыми требовались формализованные способы.

           Таким образом, появление менеджмента  связано со следующими основными  условиями:

  • органическим строением капитала, развитием машинного производства, возрастанием требований к управлению, неспособностью собственника и предпринимателя справиться со всеми возрастающими трудностями управления;
  • возникновением большого количества субъектов рыночной экономики, возрастанием объема и усилением рыночных связей;
  • развитием конкуренции и неустойчивостью рыночной экономики, которые обуславливают необходимость профессионального подхода к управлению;
  • появлением крупных корпораций, приводящим к увеличению объема и сложности управленческих работ, которые могут быть выполнены только специальным аппаратом работников. Именно в корпорации менеджмент окончательно отделяется от самоуправления собственника-предпринимателя;
  • рассредоточением собственности между акционерами, в результате чего появились новые функции управления акционерным капиталом, распределения пребыли между акционерами и другими;
  • попытками предпринимателей воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции;
  • желанием группы любознательных людей создать самые эффективные способы выполнения работы.
 
    1. Сущность, виды и системы управления.
 

         В общем виде управление представляет собой определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой – в позиции объекта управления. Для этого взаимодействия характерно то, что:

  1. субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (команды управления), которые содержат информацию о том, как должен функционировать объект управления;
  2. объект управления получает данные импульсы и действует в соответствии с ними и с учетом сложившейся ситуации (рисунок 1.2.1).
 

   прямое воздействие                                                          обратная связь

   
 
 

 Рисунок  1.2.1 Управляющая и управляемая подсистемы  системы управления

          Например, мастер организует работу участка. При этом он является менеджером низшего уровня, или субъектом управления, а рабочие – объектами управления. Коммерческий директор организации организует работу коммерческих подразделений организации. При этом он менеджер, или субъект управления, а указанные подразделения – объекты управления.

            Субъект управления – это звено  или часть системы управления, являющиеся источником воздействия  на объект управления. Управления может осуществляться единолично менеджером, коллегиально группой руководителей или коллективно собранием акционеров. В зависимости то этого и субъект управления будет различным. В первом случае в качестве субъекта выступает менеджер, индивидуум, в остальных – группа лиц, подразделение, орган управления.

            В качестве объекта управления  выступают работник, группа лиц,  трудовой коллектив. Объектами  управления могут быть также:  ресурсы, процессы, результаты, все  виды человеческой деятельности.

           Организации в процессе своей  деятельности используют материальные, трудовые, финансовые, информационные,  технологические  и другие  ресурсы. Соответственно в качестве  объектов управления – ресурсов  могут выступать:

  1. товарные запасы;
  2. финансовые ресурсы;
  3. информационный массив;
  4. персонал организации.

           В любой организации протекают  множество процессов, начиная  с процесса управления и до  производственного процесса. Важнейшими  частями производственного процесса  является снабжение, производство и сбыт продукции. В соответствии с этим в качестве объектов управления – процессов могут выступать:

  1. производственный процесс;
  2. торгово-технологический процесс;
  3. маркетинговая деятельность предприятия;
  4. материально-техническое снабжение предприятия и т.д.

            К результатам (выходам системы)  относят: прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации  продукции, затраты, качество  продукции и т.д. Соответственно  в качестве объектов управления  – результатов могут служить:

Информация о работе Оценка современных подходов к управлению