Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:34, курсовая работа
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
всегда интересно и нужно;
позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;
дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;
позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.
Введение ……………………………………………………….... ...................5
1. Эволюционные этапы развития управленческой мысли …... ..................8
1.1 Исторические предпосылки возникновения менеджмента ....................11
1.2 Сущность, виды и системы управления……………………....................16
1.3 Современный взгляд на управления в организации…………………….26
2. Возникновение, формирование и содержание различных
школ менеджмента ........................................................................................ 37
2.1 Школа научного управления ………………………… ………………... 37
2.2 Классическая (административная) школа в управлении …… ……........39
2.3 Школа психологии и человеческих отношений ………………………...40
2.4 Школа науки управления (количественная школа) ……………………..41
3. Оценка современных подходов к управлению…………………………..45
3.1 Специфика японского менеджмента ……………………………………..45
3.2 Особенности управления анализа в Америки …………………………...46
3.3 Развитие российской управленческой мысли …………………………...48
Заключение…………………………………………………………………….54
Список использованной литературы………………………
Введение ………………………………………………………
1. Эволюционные этапы развития управленческой мысли …... ..................8
1.1 Исторические предпосылки возникновения менеджмента ....................11
1.2 Сущность, виды
и системы управления……………………............
1.3 Современный взгляд на управления в организации…………………….26
2. Возникновение,
формирование и содержание
школ менеджмента
..............................
2.1 Школа научного управления ………………………… ………………... 37
2.2 Классическая (административная) школа в управлении …… ……........39
2.3 Школа психологии
и человеческих отношений ……………
2.4 Школа науки
управления (количественная школа) …………………
3. Оценка современных подходов к управлению…………………………..45
3.1 Специфика японского менеджмента ……………………………………..45
3.2 Особенности управления анализа в Америки …………………………...46
3.3 Развитие российской управленческой мысли …………………………...48
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………….........
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной мной
темы состоит в следующем:
Наука управления в этом
Знание
и осмысление прошлого
Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к истории часто происходило в критические, судьбоносные периоды жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации. Так было, например, в период реформирования системы управления в СССР в 60-е гг., когда взоры многих отечественных ученых устремились в прошлое, осмысление которого должно было помочь в поиске путей выхода из создавшегося положения.
Аналогичный всплеск интереса к прошлому, связанный с реформированием системы управления в СССР в 1979 г., произошел в СССР в 80-е гг., когда также появился целый рад работ по изучению эволюции зарубежного опыта управления. Перестройка системы управления, начатая в нашей стране М.С. Горбачевым, также сопровождалась возрастанием интереса к изучению развития управленческой мысли.
Создание принципиально новой
системы управления в России
адекватной рыночным
Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.
Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса в сфере нововведений. Для большинства населения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживания приватизированы и, наряду с вновь созданными, относятся к малому бизнесу. Умело управлять ими - значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать - тоже вопрос эффективного менеджмента.
Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин – «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы управления употребляется термин «администрирование».
Цель курсовой работы.
Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы. Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории и практики менеджмента.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные
стадии развития науки
классификации подходов и школ менеджмента.
2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ
управления.
3.Изучить разнообразие моделей менеджмента.
4.Определить
этапы эволюции менеджмента в
России.
1.ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.
Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления
На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения, выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.
Египетские пирамиды, построенные
в 3000—2000 гг. до н. э., являются
ярким свидетельством не
Древние греки уделяли особое
внимание вопросам организации
и управления
У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.
Линейная структура управления
государством получила
В практике управления
К сожалению, эволюция
С промышленной революцией
Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Нельзя не отметить огромного вклада английского социалиста-утописта Роберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом. Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.
В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут отталкиваться многие ученые в своих исследованиях. Однако до эпохи империализма функция управления осуществлялась самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль специально подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы.
Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются:
Для систематизации этапов
На протяжении всей истории
развития менеджмента ученые
и исследователи
Управление появилось вместе с людьми, с образованием человеческого
общества. Так, археологические раскопки подтверждают существование человеческих организаций в древности: доисторические люди часто жили организованными группами.
Управление выделилось и
Информация о работе Оценка современных подходов к управлению