Оценка результативности коммерческой деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выработка практических навыков в анализе финансового состояния предприятия, а так же разработка на основе проведенного анализа рекомендаций по повышению эффективности его деятельности.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и методологические аспекты анализа и оценки результативности деятельности предприятия;
- провести анализ финансового состояния предприятия ООО «Сфера-Маркет»;
- разработать мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия.

Работа содержит 1 файл

фатима.doc

— 450.50 Кб (Скачать)

     Для предприятия, у которых Z = 0 вероятность  банкротства равна 50%.

     Если Z< 0, то вероятность банкротства  меньше 50% и далее снижается по мере уменьшения Z. Если Z> 0, то вероятность банкротства больше 50% и возрастает с ростом Z. [26, c. 122]

   2.   Прогнозирование показателей платежеспособности.

     Анализ  и оценка удовлетворительности структуры  баланса проводится на основе следующих  показателей:

   -       коэффициента текущей ликвидности, определяемого отношением текущих активов к текущим обязательствам. Он характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения текущих обязательств предприятия;

   -       коэффициента обеспеченности собственными средствами, определяемого отношением собственных оборотных средств к стоимости текущих активов. Он характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.

     Основанием  для признания структуры баланса  предприятия неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным является выполнение одного из следующих  условий:

   -       коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2,0;

   -       коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.

   3.   Анализ финансовых потоков дает возможность решать задачи оценки сроков и объемов необходимых заемных средств, оценки целесообразности взятия кредита. В ходе анализа финансовых потоков или движения финансовых средств рассматриваются четыре показателя: поступления; расходы или платежи; их разница (сальдо, баланс); соответствующее наличие средств на счете.

     Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости, позволяющих определить, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.

     К показателям деловой активности относятся следующие коэффициенты:

   1.   Коэффициент общей оборачиваемости капитала. Он показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения и, сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов. Этот показатель определяется по формуле:

      , (1.7)

     где  - коэффициент общей оборачиваемости капитала;  - доход от реализации продукции (работ, услуг); Ак – авансированный капитал (средняя за период валюта баланса)

   2.   Оборачиваемость основных средств. Этот показатель представляет собой фондоотдачу, то есть характеризует эффективность использования основных производственных фондов предприятия за период. Рассчитывается делением дохода от реализации на среднюю за период величину основных средств по их остаточной стоимости. Повышение коэффициента фондоотдачи может быть достигнуто как за счет относительно не высокого удельного веса основных средств, так и за счет их высокого технического уровня. Чем выше коэффициент, тем ниже издержки отчетного периода. Низкий коэффициент свидетельствует либо о недостаточном доходе от реализации продукции, либо о слишком высоком уровне вложений в эти виды активов.

   3.   Коэффициент оборачиваемости собственного капитала. Он рассчитывается по формуле:

      , (1.8)

     где  - коэффициент оборачиваемости собственного капитала; 

     - доход от реализации продукции;

     Ск – средняя за период величина собственного капитала по балансу.

     Этот  показатель характеризует различные  аспекты деятельности: с коммерческой точки зрения он определяет либо издержки продаж, либо их недостаток; с финансовой - скорость оборота вложенного собственного капитала; с экономической – активность денежных средств, которыми рискуют собственники предприятия. Если коэффициент слишком высок, что означает значительное превышение уровня продаж над вложенным капиталом, то это влечет за собой увеличение кредитных ресурсов и возможность достижения того предела, когда кредиторы больше участвуют в деле, чем собственники. В этом случае отношение обязательств к собственному капиталу увеличивается, снижается безопасность кредиторов, и предприятие может иметь серьезные затруднения, связанные с уменьшением доходов. Напротив, низкий коэффициент означает бездействие части собственного капитала. В этом случае коэффициент указывает на необходимость вложения собственных средств в другой, более соответствующий данным условиям источник дохода.

   4.   Коэффициент оборачиваемости текущих активов или оборотного капитала. Он определяется отношением дохода от реализации продукции к средней величине текущих активов по формуле:

      , (1.9)

     где  - коэффициент оборачиваемости текущих активов;  - средняя величина текущих активов, определяется по формуле:   

     T= , (1.10)

     где  - соответственно величина текущих активов на начало и конец года.

     Коэффициент оборачиваемости текущих активов  показывает скорость их оборота, то есть количество оборотов всех оборотных  средств за изучаемый период. Ускорение  оборачиваемости текущих активов уменьшает потребность в них, позволяет предприятиям высвобождать часть оборотных средств либо для нужд народного хозяйства, либо для дополнительного выпуска продукции.

   5.   Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности. Он определяется отношением дохода от реализации продукции к средней за период величине дебиторской задолженности по формуле:

      , (1.11)

     где  - коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;  - средняя за период величина дебиторской задолженности.

     Этот  коэффициент используется для оценки качества дебиторской задолженности  и ее объема, показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. Наряду с коэффициентом дебиторской задолженности следует определить средний срок оборота дебиторской задолженности по формуле:   

      , (1.12)

     где  - средний срок оборота дебиторской задолженности, или период его погашения.

     Этот  показатель характеризует время, требуемое  клиентам компании на оплату выставленных ею счетов. Снижение этого показателя оценивается положительно, а повышение  – отрицательно.

     Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности. Он определяется отношением дохода от реализации готовой продукции к средней за период величине кредиторской задолженности по формуле:

      , (1.13)

     где  - коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности;  - средняя за период величина кредиторской задолженности.

     Данный  коэффициент показывает расширение или снижение коммерческого кредита  по аналогии с коэффициентом оборачиваемости  дебиторской задолженности. Рост означает увеличение скорости увеличение скорости оплаты задолженности предприятия, снижение – рост закупок в кредит.

     Одновременно  определяется средний срок оборота  кредиторской задолженности по формуле:

      , (1.14)

     где  - средний срок оборота кредиторской задолженности.

     Таким образом, анализ всех рассмотренных  выше показателей позволяет выявить, насколько эффективно предприятие  использует свои средства.

     Умение  правильно их исчислять, анализировать  и определять влияние различных  факторов на изменение их уровня позволит полнее выявить резервы повышения  эффективности производства, разработать  рекомендации по устранению выявленных недостатков, оздоровлению и укреплению его финансового положения.

     По  данному разделу можно сделать  вывод, что объективное определение  реального финансового состояния  предприятия имеет огромное значение не только для самих субъектов  хозяйствования, но и для будущих потенциальных инвесторов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям.   

1.2. Методология оценки результативности  деятельности предприятия 

     Каждая  организация создается с определенными  целями и изначально обладает некоторыми возможностями по их достижению. В терминах финансов эти возможности описываются с помощью понятия экономического потенциала организации (совокупности ее имущественного и финансового потенциалов). Очевидно, что они могут быть использованы в большей или меньшей степени, тем или иным образом, и от характера их применения в конечном счете зависят результаты деятельности организации, достижение поставленных перед ней целей. Таким образом, можно выделить две характеристики организации, которые условно можно обозначить как статическую и динамическую. Первая – это экономический потенциал организации, потенциальные возможности осуществления процессов производства и сбыта; вторая - динамика и результативность этих процессов, служащие критериями целесообразности создания организации и эффективности использования ею своего экономического потенциала.

     Результаты  использования экономического потенциала предприятия можно рассматривать  как важнейший элемент предмета финансового анализа, так как  именно результативность деятельности обычно является основным критерием при определении перспектив существования и дальнейшего развития предприятия.

     Показатели  финансовой результативности деятельности предприятия формируются по данным бухгалтерского учета в соответствии с принятыми в каждой стране стандартами ведения учета и отчетности. Стандарты эти могут носить законодательный характер или быть чисто профессиональными. В России вопросы ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности регулируются законодательством.

     Результативность  деятельности предприятия оценивается с помощью абсолютных и относительных показателей.

     Результативность  функционирования коммерческой организации  может оцениваться несколькими  группами показателей. Наиболее часто  используются показатели прибыли и  рентабельности, в свою очередь зависящие от организации хозяйственного процесса, эффективности использования отдельных видов имущественного потенциала, т. е. - от динамики финансово-хозяйственной деятельности.

     Абсолютный  показатель результативности финансово-хозяйственной  деятельности предприятия - это сумма доходов или прибыли.

     Доходы - это увеличение активов, либо уменьшение обязательств в отчетном периоде. Роль прибыли в условиях рынка существенно  возрастает, т.к. стала ее двигательной силой. Именно она определяет решение  трех коренных взаимосвязанных проблем: что производить, как производить и для кого производить. Получение прибыли стало целью функционирования любого предприятия, поскольку в условиях рыночной экономики она является основным источником его производственного и социального развития. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, являющегося обязательным условием для успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики.

     За  счет прибыли выполняется также  часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, прибыль становится важнейшим показателем для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Он, а характеризует степень его деловой активности и финансового благополучия.

     Роль  прибыли в условиях рыночной экономики  определяется функциями, которые она  выполняет, а именно: источника доходов  государственного бюджета, источника  производственного и социального  развития предприятий и объединений. Единство функций в их зависимости и взаимообусловленности делает прибыль тем элементом хозяйствования, в котором увязываются экономические интересы общества, коллектива предприятия и каждого работника. Отсюда ясна важность проблемы образования и распределения прибыли, практическое решение которой обеспечивает необходимую зависимость эффективности деятельности хозяйствующего субъекта от величины, полученной и оставленной в его распоряжении прибыли.

Информация о работе Оценка результативности коммерческой деятельности предприятия