Оценка кандидатов на вакантные рабочие места в таможенных органах Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 20:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить и проанализировать современные методы набора и отбора персонала в организации при проведении конкурса, а также рассмотреть методы оценки, используемые при проведении конкурса в таможенные органы РФ.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
1. Изучена отечественная и зарубежная литература по вопросу профессионального набора и отбора персонала;
2. Дан комплексный анализ технологии набора и отбора персонала;
3. Проанализированы основные мероприятия, проводимые при оценке кандидатов на вакантные рабочие места в таможенные органы Российской Федерации;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы подбора кандидатов на вакантные рабочие места при проведении конкурса
1.1 Общая организация набора кадров
1.2 Набор персонала
Глава 2. Анализ основных требований и компетенций, предъявляемые к кандидатам при поступлению на таможенную службу
2.1 Понятие отбора персонала, критерии, принципы
2.2 Методы отбора персонала
2.3 Условия, запреты, ограничения при приеме на работу
Глава 3. Методика оценки кандидатов на вакантные рабочие места при проведении конкурса
3.1 Понятие оценки, функции оценки персонала
3.2 Методы оценки персонала, критерии оценки, требования к кандидатам
3.3 Особенности оценки кандидатов в таможенных органах на примере Мурманской таможни
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Приложение 1: Методы сбора оценочной информации
Приложение 2: Основные группы факторов оценки персонала
Приложение 3: Методы выполнения оценочных процедур
Приложение 4: Журнал учета участников, конкурсный бюллетень

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 343.62 Кб (Скачать)

Сходство. Еще одна распространенная ошибка в процессе интервью – субъективная расположенность к тем, кто имеет сходство с интервьюером. Те, кто обладает сходными с ним личностными качествами (напористость или, напротив, сдержанность) или, например, те, кто окончил то же, что и интервьюер, высшее учебное заведение, могут получить более высокие оценки, чем остальные кандидаты.

Перечень этих ошибок может  быть продолжен. Их общей причиной во многих случаях является либо слабое знание требований работы, либо недостаточная  заинтересованность в качественном ее выполнении. В связи с этим закономерно возникает вопрос, как  избежать ошибок в процессе интервью. Отдельные рекомендации, позволяющие  избежать субъективизма и повысить качество принимаемых в этой области  решений, сводятся к следующему:

1.         обучать тех, кому приходится проводить интервью;

2.         максимально приближать оценку кандидатов к требованиям конкретного рабочего места и особенностям данной организации;

3.         готовиться к интервью (подготовка вопросов, планирование времени);

4.         привлекать к проведению интервью, где это целесообразно и возможно, не одного, а группу квалифицированных экспертов – интервьюеров;

5.         тщательно обосновывать и аргументировать принимаемые по итогам интервью решения.

Решения, принятые на основе интервью, могут быть дополнительно  поддержаны результатами тестирования.

2.2.4 Тестирование

Ученые - бихевиористы разработали  ряд тестов, позволяющих прогнозировать эффективность кандидатов на той  или иной работе. Один из таких отборочных тестов заключается в оценке способности  человека выполнять задачи, связанные  с его будущей работой, например проверка навыков машинописи или  стенографии либо умения работать на станке, демонстрация ораторских навыков  и т.д. Другой вид тестов позволяет  оценить психологические характеристики индивидуума, например, уровень интеллекта и мотивации, энтузиазм, уверенность  в себе, эмоциональную стабильность и внимательность. Чтобы такие  тесты были эффективными инструментами  отбора, высокие оценки в ходе тестирования должны действительно означать отличные показатели рабочей деятельности, для чего эффективность тестирования надо постоянно оценивать.

Хотя их по сути, нельзя назвать  тестами на способности или наличие  психологических характеристик, весьма эффективны при сравнительной оценке уровня квалификации кандидатов анкеты, заполняемые ими при поступлении  на работу. Сведения, которые требуется  указать в такой анкете (стаж работы, зарплата на предыдущем месте работы, образование и т.д.), тоже используется при отборе кандидатов, поскольку  эти данные, как правило, позволяют  отличить более эффективных кандидатов от менее эффективных сотрудников  организации. Виды тестов и их назначение (см.Таблицу 5)

Таблица 5[14]

Виды тестов и их основное назначение

№ п/п

Виды тестов

Назначение

1

Рабочие задания

Показывают, как работник выполняет работу или отдельные  ее элементы. Рабочие задания при  приеме на работу становятся все более  популярными, так как непосредственно  привязаны к характеру выполнения будущей работы

2

Тесты на проверку знаний и  умение их применять

Показывают реальные знания и навыки их применения (например, проверка знаний бухгалтерского учета по системе  «GAAP», тестирование знаний английского языка)

3

Тесты на проверку умственных способностей

Позволяют оценить логику мышления, скорость принятия решений, словарный запас, память и другие умственные способности UQ, GMAT)

4

Тесты на проверку физических способностей

Позволяют оценить координацию  движений, остроту зрения, быстроту движений и другие качества

5

Тесты на оценку личности

Характеризуют эмоциональную  стабильность, умение работать в стрессовых ситуациях, способность работать в  команде (EQ, MBTT)

6

Специфические виды тестов (графологические, полиграфические  и др.)

Применяются в зависимости  от специфических особенностей работы


 

На практике в последнее  время отмечается неоправданное  увлечение некоторыми видами тестов. Будучи предназначенными для повышения  обоснованности решений, тесты, используемые не по назначению, нередко могут  затруднять принятие решения об отборе наиболее достойного кандидата для  работы в организации. Для повышения  обоснованности принимаемых на основе тестирования решений необходимо:

1.         тщательно обосновать целесообразность применения тех или иных видов тестирования для проверки определенных качеств кандидата. Содержание тестов должно быть максимально приближено к требованиям конкретной работы;

2.         проводить предварительную оценку эффективности проведения тестирования, в частности, на основе подхода «затраты – результаты»;

3.         не использовать результаты тестирования в качестве единственного критерия принятия решения о приеме на работу (они могут быть лишь дополнением к основным методам отбора кандидатов);

4.         поручать тестирование и обработку результатов хорошо подготовленным специалистам (экспертам в данной области);

5.         обеспечить одинаковые условия для всех участников тестирования (время, отведенное для ответов на вопросы, освещенность, температурный режим в помещении и др.).

Весьма важным при решении  вопроса о привлечении и отборе кандидатов на работу является механизм разрешения конфликта, если он возникает, между двумя сторонами: работодателями и претендентами на имеющиеся  вакансии.

Суть данного конфликта  заключается в следующем. Во –  первых, желая привлечь подходящего  кандидата, работодатель во многих случаях, преднамеренно или непреднамеренно, фильтрует реальную информацию о  работе в организации (условиях труда, заработной плате). Акцент, как правило, делается на положительных аспектах работы, в то время как наименее привлекательные ее стороны не афишируются. Во – вторых, кандидат тоже в свою очередь старается произвести хорошее  впечатление и получить искомое  рабочее место, что находится  в противоречии с потребностью организации  получить достоверную и полную информацию о возможностях и способностях претендента  на вакантное место. Таким образом, для принятия правильного решения, в реальной жизни, представители  организации и кандидаты при  приеме на работу постоянно сталкиваются с дилеммой представления объективной  информации или ее искажения с  целью показать себя в наилучшем  свете, и на этой основе решить интересующие их проблемы. Данное обстоятельство существенно  осложняет принятие решений, как  со стороны работодателя, так и  со стороны кандидата, устраивающегося  на работу. Успешное разрешение данного  конфликта существенно снижает  степень риска, которому подвергается деятельность организации из – за ошибок при найме персонала.

2.2.5     Предложение занять рабочее место

После того, как выбор  наиболее подходящего для работы в организации сотрудника сделан, остается предложить ему занять вакантное  место. Как это осуществить –  тоже важная сфера принятия решений. Это может быть, в частности, сделано  в двух вариантах – устно или  письменно.

Письменная форма является в большинстве случаев более  предпочтительным вариантом, позволяющим  максимально минимизировать риск для  обоих участвующих в этом процессе сторон. При этом могут окончательно быть оговорены условия работы (установление испытательного срока, уровень зарплаты, возможности обучения, продвижение  внутри организации и др.), что  создает хорошую основу для заключения трудового договора и позволяет  избежать неоправданных конфликтов в будущем. К тому же сделанное  в письменном виде предложение занять данное рабочее место дает работнику  определенную гарантию, что решение  организации не будет изменено. Ведь и для работника переход в  другую организацию связан с определенными  рисками.

В соответствии с законом  работнику может понадобиться время, чтобы решить организационные вопросы, возникающие при увольнении с  прежнего места работы. При этом не исключено, что в период, когда  работник напишет заявление об увольнении, ему будет сделано контрпредложение со стороны прежнего работодателя о  повышении заработной платы, продвижении  на вышестоящую должность и т.п. Иногда это может повлиять на решение  работника о смене рабочего места.

С тем, чтобы предупредить отмену принятого кандидатом решения, можно рекомендовать организации  оговорить устно или (еще лучше) письменно срок, в течение которого она готова ждать нового сотрудника (разумеется, по желанию работника, он должен быть не менее двух недель, установленных Трудовым кодексом РФ[15]). Если возникли опасения, что решение поменять работу может быть пересмотрено под влиянием контрпредложения на прежнем месте работы, а организация очень заинтересована в том, чтобы принять данного сотрудника, важно в этот период поддерживать с работником постоянную связь (например, договориться с ним, что спустя неделю он сообщит, когда сможет приступить к работе). Одновременно имеет смысл продумать реакцию на возражения кандидата, если окажется вдруг, что он поменял свое решение и хочет остаться работать на старом месте. 

 

2.2.6 Проверка рекомендаций (наведение справок)

Еще один способ минимизировать риск и неопределенность по отношению  к будущему сотруднику – осуществить  проверку рекомендаций. По поводу того, когда лучше проводить проверку рекомендаций и достоверности представленной информации о кандидате, высказываются  различные точки зрения. Одна группа специалистов (данная группа руководствуется  преимущественно интересами работодателей) считает, что это надо делать на начальных  этапах отбора (например, до приглашения  работника на интервью). Другая точка  зрения, которая представляется более  обоснованной и справедливой по отношению  к кандидату, - наводить справки о  нем, когда уже работодатель близок к принятию окончательного решения  о том, что работник подходит для  работы в организации (т.е. после  интервью и тестирования). При этом договор с новым сотрудником  еще окончательно не заключен, и  в случае предоставления недостоверной  информации или выявленного несоответствия кандидата ожиданиям организации  отношения с ним могут быть легко расторгнуты.

Для проверки информации о  кандидатах рекомендуются два способа:

1) использовать каналы, не  зависящие от кандидата;

2) воспользоваться рекомендациями  круга лиц, к которым посоветовал  обратиться сам кандидат.

И в том, и в другом случае в цивилизованной практике подбора  персонала принято информировать  кандидата о решении организации  проверить имеющуюся о нем  информацию. Кроме этических норм взаимодействия при приеме на работу, здесь присутствуют и правовые аспекты, связанные с защитой прав работников и гарантией конфиденциальности некоторых сведений о кандидате  при приеме на работу.

Этот вид метода используется главным образом в отношении  кандидатов, имеющих профессиональный опыт, и состоит в опросе бывших нанимателей или коллег. Позволяет  проверить информацию, предоставленную  претендентом о его предыдущей деятельности. Полученные данные должны интерпретироваться в зависимости от их источника (бывший руководитель, починенный…) и характера их отношений с претендентом. 

 

 

2.2.7 Адаптация  на новом месте

Процесс подбора кандидатов нельзя считать завершенным без  принятия ряда важных решений, реализация которых поможет скорейшей адаптации  работников на новом месте.

Исследования специалистов показали, что переход на новое  место работы (даже если этот переход  оказался удачным для работника) всегда сопровождается сильным стрессом. Причем по степени его влияния  на эмоциональное и физическое состояние  работника стресс, в связи с  переходом на новую работу среди  других видов стресса занимает второе место после потери и смерти близких  родственников. В связи с этим значение будут иметь конкретные меры и решения, помогающие принятым работникам успешно начать работу в  новой организации.

Ориентация новых работников имеет своей целью:

·          предоставить работнику информацию, непосредственно относящуюся к работе;

·          познакомить его со стратегией и политикой организации, сложившимися в ней ценностями, принятыми нормами поведения;

·          помочь работнику быстрее преодолеть состояние стресса и выйти на высокие стабильные показатели работы.

При этом могут быть исследованы  два подхода к ориентации новых  сотрудников – общая и специфическая.

1.         общая ориентация имеет своей целью познакомить новых сотрудников с миссией, стратегией и политикой организации в области оплаты труда, обучения, продвижения сотрудников. Хорошо если эта и другая информация, касающаяся всех работников, представлена в письменном виде.

2.         специфическая ориентация нацелена на ускорение процесса овладения навыками выполнения конкретной работы. Для этого, например, новому сотруднику может быть предоставлен наставник и организовано специальное обучение.

Общая и специфическая  ориентация могут сопровождаться различными формами обучения. Групповые формы  обучения позволяют новым работникам быстрее адаптироваться к условиям работы в организации и друг к  другу. Вместе с тем групповые  методы обучения новых работников целесообразно  сочетать с индивидуальным подходом к каждому сотруднику. Так, в процессе обучения могут быть приняты решения, относящиеся к конкретному работнику. Например, усилить и дополнительно  развить выявленные в ходе интервью и тестирования положительные качества кандидата, или, наоборот, можно попытаться минимизировать или полностью устранить  некоторые негативные характеристики.  

 

2.2.8 Центры оценки

Центры оценки впервые  были созданы во время второй мировой  войны для отбора и оценки агентов  для Бюро стратегических служб –  предшественника ЦРУ (Центральное  разведывательное управление). Первой частной компанией, использовавшей такой центр для отбора управленческих работников и торгового персонала, была AT&T. Сегодня их используют многие крупные фирмы (D.C.Penny, General Electric, IBM и  т.д.), в основном, для отбора кандидатов на повышение.

Информация о работе Оценка кандидатов на вакантные рабочие места в таможенных органах Российской Федерации