Оценка кандидатов на вакантные рабочие места в таможенных органах Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 20:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить и проанализировать современные методы набора и отбора персонала в организации при проведении конкурса, а также рассмотреть методы оценки, используемые при проведении конкурса в таможенные органы РФ.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
1. Изучена отечественная и зарубежная литература по вопросу профессионального набора и отбора персонала;
2. Дан комплексный анализ технологии набора и отбора персонала;
3. Проанализированы основные мероприятия, проводимые при оценке кандидатов на вакантные рабочие места в таможенные органы Российской Федерации;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы подбора кандидатов на вакантные рабочие места при проведении конкурса
1.1 Общая организация набора кадров
1.2 Набор персонала
Глава 2. Анализ основных требований и компетенций, предъявляемые к кандидатам при поступлению на таможенную службу
2.1 Понятие отбора персонала, критерии, принципы
2.2 Методы отбора персонала
2.3 Условия, запреты, ограничения при приеме на работу
Глава 3. Методика оценки кандидатов на вакантные рабочие места при проведении конкурса
3.1 Понятие оценки, функции оценки персонала
3.2 Методы оценки персонала, критерии оценки, требования к кандидатам
3.3 Особенности оценки кандидатов в таможенных органах на примере Мурманской таможни
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Приложение 1: Методы сбора оценочной информации
Приложение 2: Основные группы факторов оценки персонала
Приложение 3: Методы выполнения оценочных процедур
Приложение 4: Журнал учета участников, конкурсный бюллетень

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 343.62 Кб (Скачать)

Для обеспечения работы конкурсной комиссии (регистрация и прием  заявлений, формирование дел, ведение  журнала учета участников конкурса, ведение протокола заседания  комиссии и др.) назначается секретарь  конкурсной комиссии (должностное лицо кадрового подразделения таможенного  органа). Секретарь конкурсной комиссии не участвует в оценке кандидатов и не обладает правом голоса при  принятии решений конкурсной комиссией.

После создания в установленном  порядке федерального государственного органа по управлению государственной  службой представители этих органов  также включаются в состав конкурсной комиссии таможенного органа.

В качестве независимых экспертов  привлекаются представители научных  и образовательных учреждений. Данные эксперты приглашаются соответствующим  органом по управлению государственной  службой по запросу таможенного  органа (до создания такого органа эксперты приглашаются непосредственно самим  таможенным органом), при этом в запросе  указывается только профессиональная специфика и необходимая специализация, которой должны обладать эксперты. Число независимых экспертов  должно составлять не менее одной  четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение  вакантной должности гражданской  службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную  тайну, формируется с учетом положений  законодательства Российской Федерации  о государственной тайне.

Порядок и сроки деятельности конкурсной комиссии определяются регламентом  работы конкурсной комиссии таможенного  органа.

Состав конкурсной комиссии, а также регламент ее работы утверждаются приказом таможенного органа.

В таможенном органе допускается  образование нескольких конкурсных комиссий для различных категорий  и групп должностей гражданской  службы либо по направлениям деятельности подразделений таможенного органа, в структуре которых находится  вакантная должность гражданской  службы, на замещение которой проводится конкурс.

Заседание конкурсной комиссии таможенного органа считается правомочным, если на нем присутствует не менее  двух третей от общего числа ее членов.

В ходе проведения конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими  документов.

Также допускается проведение индивидуального собеседования  и иных конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам  и другим нормативным правовым актам  Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств  кандидатов (анкетирование, проведение групповых дискуссий, тестирование по вопросам, связанным с выполнением  должностных обязанностей по должности, на замещение которой претендуют кандидаты). Форма анкетирования  и тестирования, количество и содержание вопросов в них, а также тема групповой  дискуссии устанавливаются конкурсной комиссией таможенного органа в  зависимости от возлагаемых должностных  обязанностей по должности, на замещение  которой проводится конкурс.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих  квалификационных требований к вакантной  должности, на замещение которой  проводится конкурс, и других положений  должностного регламента, связанных  с исполнением обязанностей по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством  Российской Федерации о государственной  гражданской службе.

Оценка кандидатов производится по 10 - балльной системе. По итогам оценки каждый член конкурсной комиссии выставляет кандидату соответствующий балл, который заносится в конкурсный бюллетень (см.Приложение 4) с краткой  мотивировкой, послужившей основанием принятия решения о соответствующей  оценке. Конкурсный бюллетень приобщается  к протоколу заседания конкурсной комиссии.

После оценки всех участников конкурса и подсчета набранных ими  баллов конкурсная комиссия определяет победителя конкурса. Победившим в  конкурсе считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов.

При равенстве баллов у  нескольких кандидатов решение конкурсной комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами "за" или "против". При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии. Решение принимается в  отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на должность гражданской службы в  таможенный орган либо отказа в таком  назначении.

Результаты голосования  и решение конкурсной комиссии заносятся  в протокол заседания, который подписывается  всеми членами комиссии, присутствовавшими  на заседании. Протокол заседания конкурсной комиссии ведется секретарем конкурсной комиссии в свободной форме.

По результатам конкурса не позднее чем через две недели после его проведения издается приказ таможенного органа о назначении победителя конкурса на вакантную должность  гражданской службы, на замещение  которой проводился данный конкурс, и с ним заключается служебный  контракт о прохождении государственной  гражданской службы Российской Федерации  и замещении должности государственной  гражданской службы Российской Федерации.

О результатах конкурса кандидаты, участвовавшие в конкурсе, уведомляются в письменной форме в течение  месяца со дня его завершения либо под подпись в журнале учета  участников конкурса. Уведомление оформляется  в свободной форме с присвоением  регистрационного номера и подписывается  председателем конкурсной комиссии. Дата и регистрационный номер  уведомления заносятся в журнал учета участников конкурса.

Информация о результатах  конкурса также размещается на сайте  в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования (если такой  имеется в таможенном органе) и  вывешивается на информационном стенде в помещении таможенного органа.

По желанию лиц, участвовавших  в конкурсе, им выдается выписка  из протокола заседания конкурсной комиссии.

Документы участников конкурса могут быть возвращены им по письменному  заявлению на имя начальника таможенного  органа в течение трех лет со дня  завершения конкурса. До истечения  этого срока документы претендентов и протоколы заседаний конкурсной комиссии хранятся в архиве таможенного  органа, после чего подлежат уничтожению. Передача вышеуказанных документов в архив осуществляется в соответствии с порядком передачи документов на хранение в архив, установленным  в таможенных органах.

Расходы, связанные с проведением  конкурсов на замещение вакантных  должностей гражданской службы в  таможенных органах, производятся в  пределах средств, предусматриваемых  на содержание таможенных органов.

Оплата труда независимых  экспертов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации.[30] Решение конкурсной комиссии может быть обжаловано кандидатом в соответствии с законодательством Российской Федерации.  

 

 

3.3.1 Критерии оценки  кандидатов на вакантные рабочие  места в таможне

1. Профессиональная  компетентность государственного  служащего

1.1 образовательный уровень. Уровень, профиль и качество основного и дополнительного профессионального образования

1.2 профессиональный опыт. Продолжительность и особенности деятельности в соответствующей профессиональной сфере; достижение конкретных результатов в профессиональной деятельности; особенности карьеры.

1.3 специальные профессиональные знания, умения и навыки. Уровень профессиональных знаний в соответствующей сфере, позволяющий эффективно выполнять должностные обязанности; знание законодательства Российской Федерации, регламентирующего профессиональную деятельность; владение современными профессиональными технологиями. Готовность к саморазвитию, постоянное стремление совершенствовать свои знания, умения и навыки, расширять кругозор, приобретать знания и опыт в смежных профессиональных областях.

1.4 общие инструментальные  навыки. Уровень владения навыками, повышающими общую эффективность  профессиональной деятельности (владение  компьютером, общая грамотность,  владение иностранными языками  и т.п.)

2. Личностные и  деловые качества государственного  служащего

2.1 аналитические способности.  Уровень системности и гибкости  мышления, позволяющий решать сложные  задачи, требующие анализа и структурирования  информации; способность находить  новые, нестандартные решения.

2.2 коммуникативная компетентность. Соблюдение этики делового общения;  способность аргументировано отстаивать  собственную точку зрения и  убеждать оппонентов; владение навыками  ведения деловых переговоров.

2.3 ответственность. Обоснованность  и самостоятельность в принятии  решений; готовность следовать  взятым на себя обязательствам  в достижении результата. Следование  в деятельности принципам служения  обществу и государству, соблюдения  законности, правил служебной этики.

2.4 организаторские способности.  Умение достигать результата  за счет эффективного планирования  собственной деятельности и деятельности  подчиненных, постановки задач,  распределения функций, полномочий  и ответственности. Стремление  проявлять инициативу при решении  поставленных задач, способность  эффективно действовать в условиях  физических и эмоциональных нагрузок.

Оценка кандидатов по критериям  может осуществляться путем выставления  членами конкурсной комиссии баллов по следующей шкале:

0 – не соответствует  заявленным требованиям;

1 – частично соответствует  заявленным требованиям;

2 – полностью соответствует  заявленным требованиям;

3 – превышает заявленные  требования.

Перечень и краткое  описание критериев оценки утверждаются конкурсной комиссией.

Неотъемлемыми требованиями при отборе на ключевые руководящие  должности государственной гражданской  службы являются:

- необходимость самостоятельного  определения целей и планирования  способов действий человека, а  дополняет её, так как позволяет  определить актуальный уровень  развития его способностей и  потенциал.

Основные методы оценки кандидатов, применяемые в  таможне

♦ Оценка по рефератам (см. п. 3.2.1).

♦ Метод групповой дискуссии (см. п. 3.2.1).

♦ Деловые игры (см. п. 3.2.1).

♦ Моделирование ситуации (см. п. 3.2.1).

Использование конкретного метода зависит от того, к какому типу относится вакантная  должность, и каковы критерии оценки кандидатов.

Примерные вопросы для  структурированного собеседования:

Профессиональная  определенность

Функции:

1. Вы сейчас работаете?

2. Где Вы работаете,  в какой должности?

3. Что входит в круг  Ваших обязанностей?

4. Что в Вашей работе  доставляет Вам наибольшее удовольствие, что не нравится?

5. Приходилось ли Вам  самому реализовывать какие-нибудь  программы и проекты?(если ответ  – «нет», то: Какие программы  и проекты Вы хотели бы осуществить?) В какой роли Вы выступали?  В какой роли хотели бы выступить?

6. Случалось ли Вам  в вашей практике разрабатывать  или принимать участие в разработке  нормативных актов? Каких? Участие  какого рода? Что Вы конкретно  делали (хотели бы делать)?

7. Каким образом функции,  которые Вы выполняли, помогут  Вам в будущей работе?

Подчиненные (если нет подчиненных, переходите к пункту коллеги):

1. У вас есть подчиненные?  Сколько? Нравится ли Вам то, что у Вас есть подчиненные?

2. Какими чертами должен  обладать хороший (плохой) подчиненный?  Почему? Какие недостатки Вы менее  всего хотели бы встретить  у своих будущих подчиненных?

3. Какими стилем руководства  должен обладать руководитель  высшего уровня? Почему?

4. Как Вы думаете, каков  стиль Вашего руководства? Опишите  наиболее характерные для него  черты?

5. Как Вы думаете, что  отличает работу руководителя  от организатора?

6. Вам приходится принимать  различные решения в процессе  своей деятельности. С какими  проблемами Вам приходилось сталкиваться  при принятии решений?

7. Каков Ваш стиль принятия  решений?

8. Полезно ли демонстрировать  свою «слабость» перед подчиненными? Какие Ваши недостатки скорее  всего заметят Ваши будущие  подчиненные?

9. Чем Вы можете пожертвовать, чтобы добиться результата?

Коллеги:

1. Как часто Вы выполняете  роль представителя организации?

2. С каким количеством  коллег Вам приходиться взаимодействовать?

3. С какой группой людей  Вам удобно контактировать? Почему?

4. Вы – контактный человек?

5. С какими коллегами  Вы предпочитаете иметь дело? Какими чертами они должны  обладать?

Используемые вышеуказанные  методы оценки кандидатов при поступлении  на государственную гражданскую  службу в таможенные органы Российской Федерации имеют свои преимущества и недостатки. Методы групповой дискуссии  и моделирование ситуации позволяют  кандидатам ощутить их будущую работу и функции, которые они будут  выполнять при поступлении на службу. Но все - таки это не даст им полного представления о работе, трудностях, с которыми им придется столкнуться при выполнении поставленных задач. Значительное число принятых кандидатов, столкнувшись с реалиями, увольняются. Метод оценки рефератов  является не столь эффективным, так  как кандидатам приходится высказывать  свои предложения по улучшению деятельности подразделения, в котором они  еще не работали, своей профессиональной деятельности и т.п. Этот метод может  только помочь определить работу кандидата  с различными источниками информации, такими как нормативные документы, статистические данные, интернет, различные  периодические издания и т.д.

Информация о работе Оценка кандидатов на вакантные рабочие места в таможенных органах Российской Федерации