Оценка эффективности управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического диапазона, до философско-психологического диапазона.

Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта.

Управление персонала занимает ведущее место в системе управления предприятием. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы – аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и анализа содержания труда различных категорий персонала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ
1.1 Управление персоналом, как функция менеджмента
1.2 Особенности управления персоналом в туристско-экскурсионной сфере
1.3 Понятие эффективности управления персоналом в туризме

2 ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ
2.1 Показатели социальной эффективности
2.2 Формирование кадровой политики как инструмент эффективной деятельности

3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ТУРИСТИЧЕСКОМ АГЕНСТВЕ «ВИТА»
3.1 Общая характеристика деятельности туристской фирмы
3.2 Анализ социальной эффективности туристического агентства «Вита»
3.3 Рекомендации по усовершенствованию системы управления персоналом на примере кадрового планирования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 90.61 Кб (Скачать)

     2 ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТУРИСТСКОЙ

     ФИРМЫ 

     2.1  Показатели социальной  эффективности

     На  результативность деятельности предприятия (организации, фирмы), конечно, определяющее влияние продолжает оказывать экономический  аспект в управлении персоналом. Именно с ним связано формирование численности  персонала, его профессионально-квалификационного  состава (в увязке с применяемой  техникой, технологией, организаций  производства и труда), эффективное  использование персонала по времени, по квалификации, уровню образования  и т.д. Однако все большее значение начинает приобретать социальная направленность в кадровой работе, смена акцентов в кадровой политике  на учет интересов работника, повышение мотивированости труда, как условия более высокой его результативности.

     Новые экономические условия предполагают использование не только новых теоретических  посылок, но и новой технологии самой работы с кадрами. Прежде всего, это отход от стихийности в решении кадровых проблем, от их "саморазрешения". Формирование, развитие и использование трудового потенциала работника и коллектива предприятия все в большей мере должны строиться на плановой основе. В этой связи возрастает роль кадрового планирования, его информационного обеспечения.

     Социальная  эффективность проектов проявляется  в возможности достижения позитивных, а также избежание отрицательных  с социальной точки зрения изменении  в организации. К числу позитивных, можно отнести следующие изменения:

     1) обеспечение персоналу надлежащего  жизненного уровня (благоприятные  условия труда, достойная заработная  плата, необходимые социальные услуги);

     2) реализация и развитие индивидуальных  способностей работников; 

     3) определенная степень свободы  и самостоятельности (возможность  принимать решения, определять  методику выполнения заданий,  график и интенсивность работы и пр.);

     4) благоприятный социально-психологический  климат (возможности для коммуникации, информированность, относительная  бесконфликтность отношений с  руководством и коллегами и пр.).

     К числу предотвращенных отрицательных  моментов можно отнести:

     1) ущерб, наносимый здоровью персонала  неблагоприятными условиями труда  (профессиональные заболевания,  несчастные случаи на работе и пр.);

     2) ущерб, наносимый личности (интеллектуальные  и физические перегрузки и  недогрузки, стрессовые ситуации и пр.).

     Позитивные  социальные последствия проектов совершенствования  системы и технологии управления персоналом должны формироваться и  за пределами организации (формирование благоприятного имиджа организации, создание новых рабочих мест и обеспечение  стабильной занятости в регионе, обеспечение безопасности продукции  для пользователей и природы и пр.).

     Большое значение имеет взаимосвязь экономической  и социальной эффективности совершенствования  системы и технологии управления персоналом: с одной стороны, социальную эффективность в виде стимулов для  персонала можно обеспечить только.

     В случае надежности существования организации, и она получает прибыль, позволяющую  предоставить эти стимулы; с другой стороны — экономической эффективности  можно добиться только в том случае, если сотрудники предоставят в распоряжение организации свою рабочую силу, что  они обычно готовы сделать только при наличии определенного уровня социальной эффективности. Социальные результаты в ряде случаев поддаются  стоимостной оценке (например, увеличение выпуска, повышение качества продукции  вследствие более полной реализации трудового потенциала персонала, уменьшение ущерба от сокращения кадров вследствие роста удовлетворенности трудом и т.д.).

     В зависимости от области формирования можно выделить следующие социальные результаты совершенствования системы  и технологии управления персоналом.

     В области планирования и маркетинга персонала:

     1) обеспечение полной реализации  потенциала работников организации  (показателем является сокращение  количества рабочих, занятых не  по профилю); 
 2) обеспечение соответствия содержания труда квалификации, индивидуальным способностям и интересам работников (показатель — сокращение числа сверхурочных часов на одного работающего); 
 3) обеспечение снижения негативных последствий высвобождения работников (показатель — рост числа служащих положительного освещения деятельности организации) и др.

     В подсистеме найма и учета:

     1) обеспечение использования персонала  в соответствии с индивидуальными  интересами, способностями и возможностями  (увеличение удельного веса работников, удовлетворенных содержанием и  режимом работы);

     2) обеспечение приема персонала,  способного адаптироваться к  организации, и т.д.

     В подсистеме условий труда:

     1) обеспечение реализации системы  требований психофизиологии и  эргономики труда (показатель  — снижение удельного веса  рабочих, занятых на работе  с неблагоприятными условиями);

     2) обеспечение соблюдения требований  технической эстетики и др.

     Наряду  с оценкой эффективности системы  управления в общем аспекте следует  определить эффективность основных компонентов управления – функций, организационных структур, технологий. Здесь речь идет о внутренних факторах самого управления, которые проявляются в то же время и как критерии его эффективности. Например, рационально организованная структура, имеющая минимальное число уровней и минимальный административно-управленческий персонал, как правило, улучшает соотношение между результатами и расходами.

     Правильное  распределение и группирование  функций в системе управления свидетельствует о рациональной организации управленческого процесса и может быть критерием его  эффективности. Среди факторов, влияющих на эффективность управления, особое место принадлежит организации  совместного труда. Успех или  неуспех любого начинания в той  или иной мере зависит от деятельности каждого сотрудника системы управления, от каждого из них зависит эффективность  работы системы.

     Возможны  и другие технологические схемы  оценки эффективности управления. Например, ее можно осуществить по четырем этапам:

     1) определение затрат, связанных с реализацией принятых целей, а также с созданием и функционированием системы управления;

     2)определение эффекта, обеспечиваемого системой управления;

     3)эффективность, обеспечиваемая при реализации каждой установленной цели управления;

     4)расчет общей экономической эффективности, обеспечиваемой при реализации нескольких целей управления.

     Изучив  показатели социальной эффективности, можно сделать выводы, что у любого человека, занятого в сфере управления, есть конкретные функции и обязанности, связанные с реализацией общей цели, но оценить действия каждого с помощью единого обобщенного показателя (критерия) не всегда возможно. В большинстве случаев целесообразнее использовать комплекс показателей, тогда определение эффекта деятельности отдельного сотрудника будет более объективным. Показатели такого рода должны соответствовать основным видам деятельности и функциям управления, отличаться друг от друга и быть независимыми, точно и ясно сформулированными. 
 

     2.2 Формирование кадровой политики как инструмент эффективной деятельности

     Важным  инструментом эффективного управления является кадровое планирование, обеспечивающее целенаправленное развитие коллектива в соответствии с ресурсными возможностями и целями фирмы.

     Кадровое  планирование представляет собой часть  всей системы планирования, поэтому оно должно быть тесным образом связано с другими его видами (планирование производства, сбыта, финансов, инвестиций и др.). Через кадровое планирование оказывается воздействие на такие стороны кадровой работы, как:

  • потребность в персонале;
  • работа   по   найму   и   заполнению   вакантных   рабочих   мест, подготовку кадров;
  • затраты на рабочую силу и др.

     Любые изменения (а результатом управления персоналом как раз и является целенаправленное изменение) состояния  рабочей силы должны осуществляться с учетом как движущих сил (моментов, обусловливающих целесообразность изменения именно в данную сторону), так и сдерживающих.

     Среди последних можно выделить сопротивление  со стороны работников как объекта управления воспринимать новое в связи с разной оценкой одних и тех же событий, фактов, наличием узкособственнических интересов, неправильным пониманием целей организации и т.д.

     Результативность  преобразований зависит от методов  их проведения. Стратегия управления изменениями может быть директивной, переговорной, нормативной, аналитической или ориентированной на действия.

     В зависимости от ситуации наибольший эффект могут дать разъяснение, общение (при недостаточной информации), участие работников в реорганизационном процессе (для повышения интереса к изменениям), помощь или поддержка (если люди боятся преобразований), переговоры и обеспечение согласия тех, кого преобразования касаются, на активное участие в них, явное или неявное принуждение и др.

     Политика  затрат на рабочую силу (вложения в  «человеческий капитал») обусловливает  подходы к привлечению рабочей  силы и развитию собственного персонала, подготовке и переподготовке кадров, к разработке и реализации социальных программ. Подбор нужной рабочей силы должен строиться на хорошо продуманной  системе оценки деловых и личных качеств, а эффективная система  оценки результатов труда обеспечивает взаимосвязь оплаты труда с его  результативностью.

     Такой подход к построению оплаты труда, воспринимаемый работником как справедливый, благоприятно сказывается на отношении человека к своей работе, рабочему месту, предприятию. 

     2.2.1 Планирование персонала

     Определение потребности в персонале - одно из важнейших направлений маркетинга персонала, позволяющее установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала.

     Понимание динамики факторов, влияющих на потребности  организации в персонале - основа планирования человеческих ресурсов в туризме.

     Следует различать качественную и количественную потребность в персонале. Оба  эти вида потребности в практике планирования численности рассчитывают в единстве и взаимосвязи.

     Качественная  потребность, т.е. потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу, рассчитывается исходя из:

     •   требований   к   должностям   и   рабочим   местам,   закрепленным   в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест;

  • штатного расписания организации и ее подразделений, где фиксируется состав должностей;
  • документации,    регламентирующей    различные    организационно-управленческие      процессы      с      выделением      требований      по профессионально-квалификационному составу исполнителей.

     Планирование  персонала - это процесс определения потребностей организации в кадрах, т.е. определение того когда, где, сколько, какой квалификации, какой стоимости, какие сотрудники потребуются в будущем.

     Потребности организации в сотрудниках меняются с течением времени под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Подобные изменения не всегда означают увеличение или сохранение спроса на производимый организацией продукт, а значит, и на рабочую силу.

Информация о работе Оценка эффективности управления персоналом