Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа
Эффективность менеджмента применительно к субъекту управления характеризуется не только количественными показателями (экономический эффект), но и качественными (социальная эффективность), характеризующимися только результирующими составляющими основных показателей: завоевание общественного доверия, управляемость системы, удовлетворенность трудом и др.
Деятельность менеджера заключается в руководстве людьми (то есть в управлении), направленном на достижение поставленных целей. Если управленческая деятельность решает поставленные задачи, обеспечивает реализацию целей, причем на основе оптимального использования имеющихся ресурсов, то она считается эффективной.
Введение
Глава 1. Понятие эффективности менеджмента
§ 1.Общее представление
§ 2. Подходы к изучению эффективности менеджмента
§ 3. Концепция оценки эффективности менеджмента
3.1. Факторы оценки эффективности менеджмента
3.2. Критерии и показатели эффективности управления
Глава 2. Экономическая оценка эффективности
§ 1. Показатели экономической эффективности
§ 2. Повышение эффективности управления
Глава 3. Методы оценки эффективности менеджмента
§ 1. Оценка бизнеса и VBM
§ 2. Финансовая «ветвь» VBM
§ 2.1. Метод экономической добавленной стоимости (EVAТМ)
§ 2.2. Метод добавленной стоимости потока денежных средств (CVA)
Глава 3. Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала
§ 1. Формы оценки деятельности менеджера
§ 2. Оценка вклада менеджера в эффективность управления
§ 3. Оценка труда персонала
Заключение
Список использованной литературы
Система общих и специфических показателей, как правило, дополняется анализом технико-экономических параметров и факторов, которые влияют на эффективность, в частности: ассортимент, использование рабочего времени, динамика нехватки, и тому подобное.
Недостатком первой модели оценивания эффективности является то, что с ее помощью часто не учитываются такие факторы, как удовлетворенность работников, постоянная готовность организации адаптироваться к изменениям внешней среды.
Использование второй модели эффективности организации, как правило, не означает отказ от рассмотренных выше способов измерения и оценивания экономической эффективности, но акцентирует внимание на внутренних процессах, что дает возможность достичь поставленной цели на основе производительности труда.
Главное — использование трудовых ресурсов организации, потому здесь важны такие категории, как интеграция деятельности, удовлетворенность членов коллектива, мораль, социальный климат и тому подобное. Это отражается на постановке цели организации, которая может звучать так: повысить уровень взаимного доверия и улучшить моральный климат путем расширения участия работников в принятии решений, сформировать координационную группу для достижения высшей интеграции планов и действий бригад и тому подобное.
Методология оценивания эффективности основывается на системе управления ресурсами предприятия, которая включает показатели их функционирования, развития и повышения качества трудовой жизни. В связи с этим предприятия осуществляют планирования потребности в работниках, целеустремленный отбор и расстановку персонала, учебы, и профориентацию, подготовку руководящих кадров. Сложность расчетов и включения этих показателей в единственную систему оценивания эффективности организации не означает снижения роли этой методологии.
В системах открытого типа (3 и 4 модели) эффективность организации измеряется с учетом факторов внешней среды, которые прямо или опосредствовано влияют на ее функционирование и развитие.
Системный подход к измерению эффективности характеризуется тем, что главное внимание уделяется способности фирмы получать все необходимы для производства продукции и услуг ресурсы из окружающей среды. Неспособность к такой деятельности ассоциируется с низкой эффективностью, потому что любая организация, прежде чем начать свою деятельность, должна приобрести все необходимы для этого ресурсы.
Поэтому оценивание эффективности организации требует, во-первых, измерения количества приобретенных ресурсов во внешней среде и, во-вторых, оценивания выгодности торговых договоров с фирмами —постачальниками ресурсов. В соответствии с этим формируется цель организации. Как пример можно навести такие определения: найти инвесторов, с помощью которых можно осуществить техническую реконструкцию предприятия, улучшить контакты с поставщиками для обеспечения регулярности поставок и тому подобное.
В открытых системах большое значение имеет стратегический менеджмент, который предусматривает разработку планов стратегического развития и методов их реализации.
В процессе стратегического планирования менеджеры устанавливают ограниченное число сфер бизнеса, в которых организация может выйти победителем в конкурентной борьбе. Для этого конкретизируется в соответствии с предсказуемыми изменениями общая цель организации (миссия) и принимаются решения, которые касаются групп потребителей, видов товаров и услуг, а также рынков.
В центре внимания при этом находятся факторы, которые повышают способность организации к гибкому реагированию на возникновение новых условий и факторов в окружающей среде и на рынках. Все это существенно уменьшает вероятность точных решений относительно стратегических перспектив и необходимых ресурсов и приводит к снижению надежности количественных оценок рентабельности использования ресурсов и ожидаемой прибыли.
Оценивание эффективности с учетом состава всех заинтересованных групп (а он может изменяться), динамики их приоритетов и общественных ценностей, измеряется степенью удовлетворения ожиданий и потребностей всех групп интересов, в составе которых выделяют внешние относительно организации и внутренние, то есть присущие ей самой. Число внешних переменных во всех заинтересованных группах, как правило, значительное, и компании часто вынуждены использовать поочередное решение проблем, основываясь на теории очередей.
Не менее сложным является и управление интересами внутренних групп, в роли которых могут рассматриваться разные образования. Наличие в составе больших предприятий многофункциональных подсистем (маркетинг, инновации, управление персоналом , и тому подобное) свидетельствует, что в них есть свои специфические целевые установки, в соответствии с которыми организуется работа. Соответствие между целью и интересами достигается путем согласования позиций и принятия компромиссных решений, которые бы удовлетворяли членов разных групп и систему в целом.
Критерий эффективности при таких условиях должен отображать взаимосвязи, которые возникают между целью и интересами разных групп, а потому окончательное решение о том, насколько успешная работа организации, принимается на основе обсуждения и всестороннего анализа на наивысшем уровне менеджмента.
В любом случае прибыль и ее рост не рассматриваются как единственное свидетельство эффективной деятельности организации: во внимание берутся и динамика доходов в расчете на одну акцию, и размеры долгосрочных инвестиций, и взаимоотношения , с общественностью, и много других параметров, которые определяют не только экономическое положение организации, но и ее место, в обществе.
В соответствии с таким пониманием критериев формулируется и цель организации, выделяются приоритеты для соответствующего этапа ее развития. Например, усилить поддержку нашего предприятия со стороны местных органов власти, не оставить без внимания ни одной жалобы потребителей на качество продукции и обслуживания.
Пути и способы достижения высших показателей эффективности организация выбирает в зависимости от цели и ситуативных особенностей ее функционирования и развития.
§ 3. Концепция оценки эффективности менеджмента
3.1. Факторы оценки эффективности менеджмента
Для обеспечения эффективности менеджмента необходимо учитывать все влияния на ее же факторы. Но это можно сделать только тогда, когда эти факторы систематизированы и выделены основные и определяющие.
Что же такое фактор, по каким признакам их можно классифицировать?
Фактор - момент, существенное обстоятельство в каком-то процессе, явлении. Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам:
по продолжительности влияния;
по характеру влияния;
по степени формализации;
в зависимости от масштаба влияния;
по содержанию;
по форме влияния;
Рассмотрим более подробно основные факторы, оказывающие влияние на эффективность менеджмента.
По продолжительности влияния выделяют факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (технический уровень производства, стиль управления и др.) и которые действуют непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.п.).
По характеру влияния различают факторы интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов – увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.д.
По степени формализации выделяют количественно измеримые и количественно неизмеримые факторы.
В зависимости от масштаба влияния факторы можно подразделить на: народно-хозяйственные, отраслевые, на уровне организаций, на уровне подразделений.
По содержанию различают факторы:
научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда),
организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, документооборот, трудовая дисциплина),
экономические (система материального поощрения и материальной ответственности),
социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения),
технические,
физиологические (санитарно-гигиенические условия труда) и др.
По форме влияния различают факторы прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая динамика). Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредованно.
Каждый из перечисленных факторов может воздействовать на систему управления сам по себе, в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента (за счет синергического эффекта), при отрицательном - снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен стать объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.
3.2 Критерии и показатели эффективности
управления
В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание его результата. Можно оценить ресурсы, легко измерить время, трудно оценить результат.
Есть конечный результат в котором управление проявляется лишь опосредовано, и можно назвать непосредственный результат, который присущ любому виду деятельности человека.
Непосредственный результат управления может характеризовать комплекс критериев и показателей эффективности.
Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; мерило суждения, оценки.
Критерий эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и качеством труда персонала, социальной эффективностью (которые мы рассмотрим при изучении последующих вопросов).
Рассмотрим вначале критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Современная наука выделяет общие, локальные и качественные критерии эффективности управления.
Общий критерий – экономические результаты деятельности управляемой подсистемы в целом, т.е. осуществление предприятием (или организацией) своей миссии при наименьших затратах.
Группа более частных локальных критериев:
затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг;
затраты материальных ресурсов;
затраты финансовых ресурсов;
показатели использования основных производственных фондов;
ускорение оборачиваемости оборотных средств;
сокращение срока окупаемости капиталовложений.
Группа качественных критериев:
увеличение доли продукции высшей категории качества;
обеспечение экологической чистоты;
выпуск продукции, необходимой обществу;
улучшение условий труда и быта работников;
ресурсоэнергосбережение и др.
Критерием эффективности управления, кроме того, при определенных условиях может быть максимум выпуска продукции или максимум услуг.
Все эти критерии должны быть отражены в определенной системе показателей экономической эффективности, которые мы рассмотрим во втором вопросе.
Показатель эффективности – количественная характеристика работы предприятия, косвенно характеризует эффективность управления.
Такие показатели эффективности как производительность труда, материалоемкость, фондоотдача основных производственных фондов, оборачиваемость оборотных средств, окупаемость капиталовложений условно можно объединить в группу частных или локальных показателей.
Кроме того, выделяют обобщающие показатели: рентабельность и ликвидность. Они отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами.
Показателями, характеризующими работу аппарата управления являются стратегическая эффективность управления и своевременность принятия и осуществления управленческих решений.
При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность), которые мы рассмотрим во втором и третьем вопросе соответственно.
Глава 2. Экономическая оценка эффективности
§ 1. Показатели экономической эффективности
На уровне отдельных предприятий в различных отраслях экономики используются разнообразные группы показателей экономической эффективности. Однако на каждом предприятии оценивается экономическая эффективность использования материальных ресурсов, основных производственных фондов и оборотных средств, капитальных вложений, деятельности персонала, а так же рассчитывается обобщающий показатель, характеризующий экономическую эффективность предприятия в целом.
Информация о работе Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала