Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Эффективность менеджмента применительно к субъекту управления характеризуется не только количественными показателями (экономический эффект), но и качественными (социальная эффективность), характеризующимися только результирующими составляющими основных показателей: завоевание общественного доверия, управляемость системы, удовлетворенность трудом и др.
Деятельность менеджера заключается в руководстве людьми (то есть в управлении), направленном на достижение поставленных целей. Если управленческая деятельность решает поставленные задачи, обеспечивает реализацию целей, причем на основе оптимального использования имеющихся ресурсов, то она считается эффективной.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие эффективности менеджмента
§ 1.Общее представление
§ 2. Подходы к изучению эффективности менеджмента
§ 3. Концепция оценки эффективности менеджмента
3.1. Факторы оценки эффективности менеджмента
3.2. Критерии и показатели эффективности управления

Глава 2. Экономическая оценка эффективности
§ 1. Показатели экономической эффективности
§ 2. Повышение эффективности управления

Глава 3. Методы оценки эффективности менеджмента
§ 1. Оценка бизнеса и VBM
§ 2. Финансовая «ветвь» VBM
§ 2.1. Метод экономической добавленной стоимости (EVAТМ)
§ 2.2. Метод добавленной стоимости потока денежных средств (CVA)

Глава 3. Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала
§ 1. Формы оценки деятельности менеджера
§ 2. Оценка вклада менеджера в эффективность управления
§ 3. Оценка труда персонала

Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

Экономическая эффективность характеризуется соотношением результатов и расходов, необходимых для достижения их. Социальная эффективность отображает степень достижения социальных параметров управления. Комплексно эти категории составляют социально-экономическую эффективность управления.

В иностранной литературе понятия эффективность бизнеса внутрифирменного менеджмента выражается тоже двумя ключевыми сроками: efficiency и effectiveness.

Первым из них выражается соотношение между объемом выпуска продукции и необходимыми для ее производства ресурсами. Это, так сказать, внутренний параметр функционирования, который используется для оценивания экономичности работы подразделов и организации в целом.

Термин effectiveness употребляется для определения меры достижения организацией ее цели. Эффективность в этом понимании значит, что робота имеет высокий уровень эффекта или результата и характеризуется такими параметрами, как выполнение обязательств, адаптивность и развитие.

Следовательно, срок effectiveness более полно характеризует успеваемость работы, отображая не только экономичность производства продукции и услуг, но и характеристики взаимоотношений, с внешней средой, которая существенно влияет на развитие организации.

Проблема повышения эффективности менеджмента как комплексного показателя требует поиску ответа на ряд вопросов, в частности: производство какой продукции (услуги) может обеспечить максимум доходов? Каким рынкам отдать преимущество? В каком направлении улучшать экономические характеристики товаров и рынка?

Соответственно используются и разнозначные понятия efficient и effective.

Первое касается агентов производства, их действий или средств, и означает способность доставать желаемый результат (эффект) в соответствии с поставленным заданием. Второе характеризует уже выполненную работу или самого ее исполнителя и означает наличие высокого уровня результатов (эффекту).

Перед отечественными предприятиями стоит задание повышать эффективность не только производства, но и всех других сторон деятельности, в частности изучение рынков и удовлетворение потребностей клиентов, инноваций, управление персоналом и финансами, защита окружающей среды, и тому подобное.

Другими словами, речь идет об эффективной работе всех подсистем и предприятия в целом с помощью управленческой системы. Поэтому под эффективностью менеджмента следует понимать прежде всего такое управление, которое обеспечивает эффективность функционирования и развития предприятия как целостной социально технической системы.

Эффективность деятельности всех первичных ланок экономики составляет те фундаменты, на основе которых строится эффективность национальных экономик в целом. Для того, чтобы понять методологию измерения и оценки эффективности, необходимо рассмотреть теоретические концепции и модели функционирования организаций в системе рыночных отношений.

В теории менеджмента выделяют четыре типа моделей организации предприятия.

Первый тип представлен механистической моделью конструкции предприятия. Теоретической базой ее построения является положение школы научного менеджмента. Ф. Тейлор рассматривал эффективность с точки зрения факторов времени и движения. Подол производственного процесса на автономные, полностью программируемые, элементы и следующее оптимальное объединение их в единственное целое — обязательное условие, которое в соответствии с этой теорией формирует высокопродуктивную организацию.

Другой представитель этого теоретического направления М. Вебер выдвинул и обосновал положение, согласно которому наиболее эффективной формой человеческой организации является рациональная бюрократия.

Предприятие — это механизм, который является комбинацией главных производственных факторов: рабочей силы и средств производства.

Для достижения максимизации прибыли менеджмент организации должен быть сориентированным в первую очередь на оперативное управление, с помощью которого оптимизируется структура производственных факторов и всего процесса производства.

В соответствии с этим оцениванием эффективности функционирования организации происходят за экономическим показателем, который определяется как отношение изготовленной продукции к потраченным ресурсам.

Модель рациональной бюрократии (ее также называют механистической моделью организации) дает возможность аналитически выучить технико-экономические связки и зависимости разных факторов производства, и это составляет ее сильную сторону. Однако в ней недостаточно учитываются роль и значение человеческого фактора в эффективной работе организации.

Второй тип модели — социальная модель — основывается на теории человеческих отношений и данных наук о поведении человека. Она нашла отображение в трудах таких ученых, как Е. Мейо, Д. Мак-Грегор, Ч. Барнард, Н.А. Витке но др.

Эта модель строится на теоретическом положении, согласно какому важнейшему фактору производительности на предприятии есть человек, который самореализуется, а не экономическая, то есть социальный деятель. Поэтому элементами модели являются такие составляющие, как внимание к работникам, их мотивация, коммуникации, участие, в принятии решений.

При этом особенное внимание уделяется стилю управления и его влияния на показатели производительности и удовлетворенности работников своим трудом, строится система поддержки человеческих отношений в организации.

Главное задание менеджеров при таких условиях заключается в управлении персоналом, что в конечном итоге должен приводить к достижению цели предприятия. Если все внутренние управленческие процессы, связанные с персоналом, осуществляются должным образом, в организации не возникает проблем с выполнением заданий из выпуска продукции, прибылью, доходами и тому подобное. Как критерий успеваемости работы за этой моделью берется совершенствование, то есть развитие человеческих ресурсов организации.

Такой подход требует разработки специальных методов, которые дают возможность оценивать качество труда, состояние организации в целом и обнаруживать внутренние процессы, которые нуждаются в мероприятиях по повышению производительности труда.

Возможности использования модели, построенной на основе теории человеческих отношений и данных наук о поведении человека, для поиска резервов эффективности организации ограниченные, потому что внимание концентрируется лишь на одному внутреннему фактору — человеческому, тогда как остальные факторы производства трактуются как подчиненные этому главному.

В этом подходе, как и в механистической модели, управленческая система ориентирована на анализ сугубо внутренних факторов и условий функционирования организации. Таким образом, обе этих модели оказываются закрытыми, то есть не учитывают влияния на эффективность внешней среды.

Третий тип модели подает предприятие в виде сложной иерархической рыночной системы, которая тесно взаимодействует с внешней средой. Основу при этом составляет общая теория систем. Существенный вклад в ее развитие сделали А. Чандлер, П. Ло-уренс, П. Друкер, И. Ансофф но др.

Главная идея этой теории заключается в признании взаимосвязей и взаемозалежностей элементов и всей системы в целом с внешней средой. Согласно такому подходу организации рассматриваются как составные части рынка, который влияет на их структуру и систему управления.

Главным направлением деятельности менеджеров за этой моделью является стратегическое управление. При условиях, когда все взаимоувязываемые предприятия действуют самостоятельно по своему усмотрению, поведение организации не может быть объектом точного прогнозирования и планирования.

Эта модель предусматривает единство системной многоплановости и сложности внешней среды, тогда как предыдущие модели направлены на упрощение проблем функционирования предприятий.

Эффективность организации при таких условиях оценивается как системная деятельность, которая учитывает ее способность к саморегулированию и самоорганизации, а также достижению цели, при изменении внешних условий и факторов. В центре внимания при оценивании эффективности оказываются так называемые входы в систему, то есть ресурсы, которые поступают из внешней среды.

Оценивая эту модель, необходимо учитывать, что в ней, невзирая на большое значение внешней среды, определяются правила игры на поприще эффективности. Внутренняя среда любой организации, которая формируется под воздействием управленческих решений, которые принимаются ее руководством, реально определяет уровень системной эффективности.

В четвертом типе модели предприятие рассматривается как общественная организация, в деятельности которой заинтересованы разные группы людей, которые являются их составляющими, а также те, которые находятся за ее пределами. В связи с этим цель предприятий трактуется из позиции не только производства, сбыта, получения прибыли, но и удовлетворение разнообразных потребностей таких субъектов, как потребители, поставщики, инвесторы, конкуренты, общество в целом.

Основу этой модели (она формируется с 80-х годов XX ст.) составляет теоретическая концепция заинтересованных групп, согласно которой организации должны принимать во внимание разные интересы партнеров, круг которых может быть достаточно широким. При учете их интересов используется критерий стоимостной оценки услуг, которые получает организация, в сравнении с ее ресурсными расходами.

Такой подход практически означает принятие за основу стратегии ограниченной оптимизации, при которой достижение любой одной цели организации лимитируется требованиями реализации другой цели на допустимом уровне. Это приводит к необходимости соблюдения соответствующего баланса между такими разными по значению заданиями, как, например, объем продаж, прибыль, доходы, интересы персонала и местных органов власти, защита окружающей среды.

Общественное значение предприятия оказывается в усилении роли и влияния на его работу социальных норм и ценностей, культурных и моральных установок, как внутри системы, так и относительно внешней среды. В связи с этим главные функции менеджмента таковы: достижение высокой производительности и эффективности очередей укрепления духа сотрудничества и привлеченной работников к делам организации для усиления позиции предприятия в обществе, постоянное балансирование интересов главных групп, вовлеченных в дела организации.

Определение эффективности в таких случаях базируется на выборе ценностей и установлении политической ориентации организации. Поэтому рядом с использованием критериев социально-экономической эффективности деятельность организации оценивается и за такими направлениями, как политика, согласование личных интересов с интересами партнеров в бизнесе, а также соответствие социально-культурной политики нормам и ценностям коллектива и общества в целом.

В реальной действительности трудно найти организации, которые бы планировали свою деятельность лишь за одной моделью. Наблюдается процесс эволюционного перехода от одних приоритетов к другим или сочетания их в зависимости от ситуативных условий влияния внешних и внутренних факторов.

Целесообразность оценки эффективности предприятия из позиции менеджмента заключается в том, что ее показатели являются предпосылкой соответствующих решений, которые дают возможность активно влиять на текущее состояние и тенденции развития. Они являются индикатором благосостояния организации.

Организация, которая стремится к успешному функционированию и развитию, разрабатывает методологию и систему измерения, которые отображают приоритеты собственной деятельности и являются руководством для того, что, где и когда необходимо измерять, кто должен этим заниматься и с чем сравнивать, чтобы сделать правильные выводы.

В теории управление выделяют взаимоувязываемые категории эффективности производства и эффективности управления, которые основываются на сопоставлении результата и расходов. В последней берется к вниманию особенности управленческого труда.

В системах закрытого типа методология измерения и оценивания эффективности деятельности предприятия основывается на анализе и расчете показателей, которые отображают использование внутренних ресурсов, привлеченных или употребленных в процессе производства продукции или услуг.

Такой подход считается наиболее удобным для выявления и изучения динамики эффективности. Организации признаются эффективно действующими, если ими реализованы целевые установки из производства продукции и услуг. Путем сопоставления объема продаж и расходов используемых ресурсов (совокупного капитала) определяют такие показатели: производительность, рентабельность, обращение, ресурсовиддача и тому подобное.

Степень использования употребленных ресурсов, то есть текущих расходов, определяется путем сопоставления их с объемом продаж. При этом следует отметить, что существуют разные варианты расчета отмеченных показателей эффективности, а конкретное содержание их зависит от цели измерения и контроля.

Первая модель эффективности ориентирована на получение максимальных выходов системы, потому организации детально анализируют именно производственную деятельность, сопоставляя ее экономические результаты с использованными производственными ресурсами. Важность расчетов для каждого предприятия определяется тем, что за ними анализируется его конкурентоспособность.

Эффективность отдельных видов ресурсов оценивается с помощью показателей ресурсовиддачи, которые определяются на основе сопоставления результатов с ресурсами.

Информация о работе Оценка эффективности деятельности менеджера и персонала