Неформальные структуры в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Неформальная организация – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Организация - это социальная категория и одновременно - средство достижения целей. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность [5, с. 180].

Содержание

Ведение ………………………………………………………………………. ….. .
1. Понятие неформальных групп………………………………………. …………..
1.1. Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации ………………………………………………………………….
1.2. Механизмы управление неформальными группами ………………………. .
2. Развитие неформальных организации и их характеристики .......................... ...
2.1. Образование неформальных организаций …………………………………….
2.2. Характеристики неформальных организаций ……………………………… ..
2.3. Управление неформальной организацией ……………………………………
2.4. Проведение эффективных собраний ………………………………………….
2.5. Управление с помощью комитетов ……………………………………………
3. Развитие неформальных организаций и их характеристики на примере ООО «КРО»……………………………………………… …………………………
Заключение …………………………………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………

Работа содержит 1 файл

организационное поведение.docx

— 82.60 Кб (Скачать)

На сегодняшний день ООО  «КРО» - это общество, основными видами лицензированной деятельности, которой  являются:

- промышленное и гражданское строительство;

- дорожные и земляные работы.

Основными видами деятельности Общества являются:

1. Общестроительные работы (каменные, плотничные, отделочные, бетонные  и др.), монтаж металлоконструкций.

3. Выполнение функций  генподрядчика и заказчика, включая  технический надзор за строительством.

5. Осуществление пуско-наладочных  работ.

6. Транспортные услуги  и ремонт оборудования, узлов  и механизмов сторонним организациям, юридическим и физическим лицам.

Одной из главных проблем  организации является наличие у  ООО «КРО», как и у большинства  компаний, неформальных групп. Приведем слабые, сильные стороны организации.

Сильные стороны:

- большой штат сотрудников;

- у каждого сотрудника есть своя цель;

- цели работников совпадают с целями организации;

- чётко сформулированная стратегия;

- высококвалифицированные работники.

Слабые стороны:

- разделение всего персонала на группы;

- непонимание между руководителем и подчиненным;

- общение работников только в пределах организации;

- нежелание руководителя бороться с неформальными группами;

- попытки увольнения работников из-за несогласия с мнением руководителя;

- персонал не воспринимает директора как лидера коллектива;

- конфликты между руководителями и подчиненными;

- конфликты между неформальными лидерами групп;

- нежелание коллектива объединяться.

Как видно, слабых сторон значительно  больше в организации, чем сильных.

Опишем существующие неформальные группы в ООО «КРО».

Формальным лидером в  организации является ее генеральный  директор.

Преимущества: хорошо себя проявляет в управленческой сфере, где необходимо руководить другими людьми, координировать их деятельность. В целом проявляет стремление объединить в своих руках весь цикл производства. Хороший работник, не терпит некомпетентности, сам хорошо эрудирован в своей области. Очень работоспособен, иногда работает «на износ», считая, что только в этом случае может требовать того же и от других. В сфере производства добивается качественности выполняемой работы. Главное для него - чистота, порядок, функциональность. Имеет большой лидерский потенциал, способен контролировать ход событий и адекватно принимать на себя ответственность за свою профессиональную деятельность.

Недостатки: от него нельзя ожидать гибкого изменения своего поведения соответственно ситуации. Когда его охватывают эмоции, к чужому мнению не прислушивается, упрямо настаивает на своём. Ему сложно признать, что он был не прав. Иногда не хватает, выдержи и хладнокровия в экстремальных ситуациях. В сфере межличностных взаимодействий ведущий фактор - доминирование. Умеет заставить людей трудиться. Критичен в оценке результатов чужой работы. Способен своё мнение высказывать прямо. В некоторых случаях от него нельзя ожидать мягкости и дипломатичности в отношениях с людьми. В случае возникновения конфликтных ситуаций считает, что использует тактики «сотрудничество» и «приспособление».

В организации его правой рукой  является исполнительный директор. Эти  два человека составляют первую неформальную группу на предприятии. Главными их «соперниками» являются главный инженер и коммерческий директор, которые составляют вторую неформальную группу в организации. В этой группе явно выраженного неформального лидера нет. Группа организовалась так как:

1. Оба работника находятся в одном офисе.

2. И главный инженер, и коммерческий  директор в большинстве случаев  не согласны с мнением генерального  директора, из - за чего происходят  постоянные споры и мелкие  конфликты. Коммерческий директор  пытается часто предложить генеральному  директору более выгодное по  деньгам и эффективное предложение.

3. Цель у обоих работников: эффективно  и выгодно выполнить задание  более дешевым и правильным  способом.

4. Главный инженер и коммерческий  директор являются родственниками.

Коммерческий директор. Хорошо себя проявляет в управленческой сфере, где необходимо руководить другими  людьми, координировать их деятельность. Напористый и работоспособный человек, способен работать столько часов, сколько  требует дело, которым занимается. Борется за качество, надежность и  продуктивность труда. Обладает исключительно  практическим складом ума. Имеет  склонность к рационализаторской деятельности. Всё оценивает с точки зрения целесообразности и полезности. Ко всему готовится заблаговременно. Для его движения вперёд необходима ясная перспектива и стабильность. Выступает против недисциплинированности, нарушения норм и правил. Сам отличается собранностью и организованностью. Критичен в оценках своей и  чужой работы. Умеет заставить  людей работать. Не потерпит возле  себя лентяев и халтурщиков. Его  творческие способности повышаются в хорошем настроении. В сфере  межличностных отношений проявляет  себя как человек вспыльчивый, но отходчивый. Очень горячится в  споре, когда его охватывают эмоции. Приоритетные тактики поведения  в конфликте: сотрудничество и приспособление, что, возможно, наиболее ярко проявляется  в общении с вышестоящим руководством.

Главный инженер: хорошо распределяет обязанности и следит за их выполнением, может эффективно осуществлять конкретное руководство подразделений. Его сильно стороной является конкретная логика, т.е. тщательная проработка любого вопроса и мероприятия. Человек ответственный, не бросающий слов на ветер. Характерно стремление к порядку, дисциплине, соблюдению чётких норм и правил, нетерпелив к безответственности. Настойчивый, целеустремлённый. Склонен уважать авторитеты, при этом бескомпромиссен в выполнении своего дела, дисциплинирован, исполнителен, собран, следит за порядком в быту и на производстве. Члены коллектива считают его одним из наиболее компетентных работников организации.

Чувствует уверенность в ситуациях, требующих ломки устоявшихся  взглядов без ясных перспектив, недоверчивость к неожиданным идеям и предложениям, требующим отказа от ценностей прошлого, альтернативности. Сторонник применения мер дисциплинарного воздействия  к людям, не выполняющим свои обязанности.

В случае возникновения конфликтных  ситуаций в данном коллективе для  преодоления разногласий стремится  искать компромиссное решение.

Третьей неформальной группой в  ООО «КРО» является сотрудники бухгалтерского отдела. Группа состоит из трех женщин: главный бухгалтер и два бухгалтера. Неформальным лидером в этой группе является главный бухгалтер, так как она:

1. Дольше всех троих работает в организации

2. Знает устои и правила организации

3. Имеет большой стаж работы

4. Опытный работник.

Главный бухгалтер:  хорошо себя проявляет в управленческой сфере, где необходимо руководить другими людьми, координировать их деятельность. В целом проявляет стремление объединить в своих руках весь цикл производства.

Требовательная, прямолинейная, очень  работоспособная. Иногда способна работать «на износ». Может быть резкой в  суждениях. Обычно формулирует задачу очень чётко. Характеризуется повышенным чувством справедливости, сочетающимся с убеждением в собственной правоте.

В сфере производства способна добиваться высокой качественности результатов  труда, любит полюбоваться сделанным, подчёркивая преимущества именно своей  работы. Главное для него - чистота, порядок, функциональность. Склонна  считать, что большинство важных событий в её жизни являются результатом  собственных действий, что он может  ими управлять. Чувствует свою собственную  ответственность за свои действия и  жизнь в целом. Проявляет упорство в достижении целей.

Но при этом обнаруживает выраженную близость к таким личностным характеристикам, как излишняя прямолинейность в  высказываниях и поступках; отсутствие мягкости и дипломатичности в  отношениях с людьми. Однако в случае возникновения конфликтной ситуации с вышестоящим руководством способна пойти на компромиссное урегулирование разногласий.

Может быть характерна повышенная обидчивость, легко угасающая в ситуации комфортной, не ущемляющей престиж её личности.

Ведущие потребности в раскрытии  своего потенциала, в самореализации находятся в зоне неудовлетворённости.

Группа организовалась по нескольким причинам:

1. Единственный женский коллектив в организации

2. Попытки доказать, что женское мнение - правильное мнение

3. Присутствие личных антипатий к генеральному директору.

4. Все работницы находятся в  одном кабинете.

5. Обеденные перерывы проводят вместе.

6. Общие интересы.

Отрицательным сторонами существования неформальных групп в ООО «КРО» является: распространение ложных слухов, преданность людей группе, тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов задерживают необходимую модернизацию производства.

 Положительные стороны  деятельности неформальной организации  - преданность группе может перейти  в преданность организации, цели  группы могут совпадать с целями  формальной организации, а нормы  эффективности неформальной организации  могут превышать нормы формальной  организации, неформальные каналы  связи могут помогать формальной  организации, дополняя формальную  систему коммуникаций т.д.

Таким образом, мы выявили три ярко выраженные неформальные группы в ООО  «КРО»:

Первая группа - генеральный директор и исполнительный директор.

Вторая группа - главный инженер  и коммерческий директор.

Третья группа - главный бухгалтер  и два бухгалтера.

По нашему мнению генеральному директору  не стоит избавляться от неформальных групп. Уволив одного из этих работников, генеральный директор потеряет квалифицированных и опытных работников, из-за чего деятельность компании пойдет на спад.

Предложим способы борьбы с неформальными  группами в ООО «КРО»:

1. Перед тем, как предпринять какие-либо действия, необходимо просчитать их возможное отрицательное воздействие на неформальную организацию.

2. Необходимо привлекать сотрудников для обсуждения различных вопросов касающихся деятельности предприятия, консультироваться с ними и принимать решения с учетом их пожеланий и рекомендаций.

3. Выслушать мнения членов и лидеров неформальных групп. Каждый руководитель должен знать неформальных лидеров в каждой группе и работать с ними, поощряя тех, кто способствует достижению целей организации. Когда неформальный лидер противостоит руководителю, его широкое влияние может вызвать негативное отношение к руководству практически всех членов неформальной группы.

4. Чтобы ослабить сопротивление к переменам со стороны неформальной организации, следует позволить группе участвовать в принятии решений.

5. Контролировать распространение слухов, максимально быстро распространяя точную информацию.

6. Разработать программу по увеличению заработной платы и мер поощрения сотрудников.

7. Проводить спортивные соревнования и другие мероприятия для сотрудников в нерабочее время с целью формирования у своих служащих лояльности.

Нам кажется, что если генеральный  директор будет использовать некоторые  способы, предложенные нами, то проблема организации может быть решена.

 

Заключение

В ходе проделанной работы проведен анализ неформальной группы. Даны общее понятие группы, рассмотрены  особенности неформальных групп  и неформальных организаций, а также  характеристика неформальной группы, ее возникновение и роль в процессе функционирования организации. Неформальные группы несут в себе как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность формальной организации.

Изученные нами особенности  характеристик неформальных групп, а именно: социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией; тенденция  к сопротивлению переменам; наличие  своих неформальных лидеров, помогли  нам глубже изучить данную проблематику и в дальнейшем найти необходимые  рычаги управления данными группами.

Неформальные группы создаются  не распоряжениями руководства и  формальными постановлениями, а  членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями  привычками и т.п. Они представляют собой спонтанно сложившуюся  систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или  менее длительного межличностного общения.

Чтобы увеличить эффективность  работы всей организации, справиться с  потенциальными проблемами и овладеть потенциальными выгодами неформальной организации, руководство должно признать неформальную организацию и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы, учитывать  эффективность решений неформальных организаций, разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений и гасить слухи путем  оперативного предоставления официальной  информации.

Информация о работе Неформальные структуры в организации