Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:27, курсовая работа
Неформальная организация – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Организация - это социальная категория и одновременно - средство достижения целей. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность [5, с. 180].
Ведение ………………………………………………………………………. ….. .
1. Понятие неформальных групп………………………………………. …………..
1.1. Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации ………………………………………………………………….
1.2. Механизмы управление неформальными группами ………………………. .
2. Развитие неформальных организации и их характеристики .......................... ...
2.1. Образование неформальных организаций …………………………………….
2.2. Характеристики неформальных организаций ……………………………… ..
2.3. Управление неформальной организацией ……………………………………
2.4. Проведение эффективных собраний ………………………………………….
2.5. Управление с помощью комитетов ……………………………………………
3. Развитие неформальных организаций и их характеристики на примере ООО «КРО»……………………………………………… …………………………
Заключение …………………………………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………
На сегодняшний день ООО «КРО» - это общество, основными видами лицензированной деятельности, которой являются:
- промышленное и гражданское строительство;
- дорожные и земляные работы.
Основными видами деятельности Общества являются:
1. Общестроительные работы (каменные, плотничные, отделочные, бетонные и др.), монтаж металлоконструкций.
3. Выполнение функций
генподрядчика и заказчика,
5. Осуществление пуско-
6. Транспортные услуги
и ремонт оборудования, узлов
и механизмов сторонним
Одной из главных проблем организации является наличие у ООО «КРО», как и у большинства компаний, неформальных групп. Приведем слабые, сильные стороны организации.
Сильные стороны:
- большой штат сотрудников;
- у каждого сотрудника есть своя цель;
- цели работников совпадают с целями организации;
- чётко сформулированная стратегия;
- высококвалифицированные работники.
Слабые стороны:
- разделение всего персонала на группы;
- непонимание между руководителем и подчиненным;
- общение работников только в пределах организации;
- нежелание руководителя бороться с неформальными группами;
- попытки увольнения работников из-за несогласия с мнением руководителя;
- персонал не воспринимает директора как лидера коллектива;
- конфликты между руководителями и подчиненными;
- конфликты между неформальными лидерами групп;
- нежелание коллектива объединяться.
Как видно, слабых сторон значительно больше в организации, чем сильных.
Опишем существующие неформальные группы в ООО «КРО».
Формальным лидером в организации является ее генеральный директор.
Преимущества: хорошо себя проявляет в управленческой сфере, где необходимо руководить другими людьми, координировать их деятельность. В целом проявляет стремление объединить в своих руках весь цикл производства. Хороший работник, не терпит некомпетентности, сам хорошо эрудирован в своей области. Очень работоспособен, иногда работает «на износ», считая, что только в этом случае может требовать того же и от других. В сфере производства добивается качественности выполняемой работы. Главное для него - чистота, порядок, функциональность. Имеет большой лидерский потенциал, способен контролировать ход событий и адекватно принимать на себя ответственность за свою профессиональную деятельность.
Недостатки: от него нельзя ожидать гибкого изменения своего поведения соответственно ситуации. Когда его охватывают эмоции, к чужому мнению не прислушивается, упрямо настаивает на своём. Ему сложно признать, что он был не прав. Иногда не хватает, выдержи и хладнокровия в экстремальных ситуациях. В сфере межличностных взаимодействий ведущий фактор - доминирование. Умеет заставить людей трудиться. Критичен в оценке результатов чужой работы. Способен своё мнение высказывать прямо. В некоторых случаях от него нельзя ожидать мягкости и дипломатичности в отношениях с людьми. В случае возникновения конфликтных ситуаций считает, что использует тактики «сотрудничество» и «приспособление».
В организации его правой рукой является исполнительный директор. Эти два человека составляют первую неформальную группу на предприятии. Главными их «соперниками» являются главный инженер и коммерческий директор, которые составляют вторую неформальную группу в организации. В этой группе явно выраженного неформального лидера нет. Группа организовалась так как:
1. Оба работника находятся в одном офисе.
2. И главный инженер, и
3. Цель у обоих работников: эффективно и выгодно выполнить задание более дешевым и правильным способом.
4. Главный инженер и
Коммерческий директор. Хорошо себя
проявляет в управленческой сфере,
где необходимо руководить другими
людьми, координировать их деятельность.
Напористый и работоспособный человек,
способен работать столько часов, сколько
требует дело, которым занимается.
Борется за качество, надежность и
продуктивность труда. Обладает исключительно
практическим складом ума. Имеет
склонность к рационализаторской деятельности.
Всё оценивает с точки зрения
целесообразности и полезности. Ко
всему готовится
Главный инженер: хорошо распределяет обязанности и следит за их выполнением, может эффективно осуществлять конкретное руководство подразделений. Его сильно стороной является конкретная логика, т.е. тщательная проработка любого вопроса и мероприятия. Человек ответственный, не бросающий слов на ветер. Характерно стремление к порядку, дисциплине, соблюдению чётких норм и правил, нетерпелив к безответственности. Настойчивый, целеустремлённый. Склонен уважать авторитеты, при этом бескомпромиссен в выполнении своего дела, дисциплинирован, исполнителен, собран, следит за порядком в быту и на производстве. Члены коллектива считают его одним из наиболее компетентных работников организации.
Чувствует уверенность в ситуациях,
требующих ломки устоявшихся
взглядов без ясных перспектив, недоверчивость
к неожиданным идеям и
В случае возникновения конфликтных
ситуаций в данном коллективе для
преодоления разногласий
Третьей неформальной группой в ООО «КРО» является сотрудники бухгалтерского отдела. Группа состоит из трех женщин: главный бухгалтер и два бухгалтера. Неформальным лидером в этой группе является главный бухгалтер, так как она:
1. Дольше всех троих работает в организации
2. Знает устои и правила организации
3. Имеет большой стаж работы
4. Опытный работник.
Главный бухгалтер: хорошо себя проявляет в управленческой сфере, где необходимо руководить другими людьми, координировать их деятельность. В целом проявляет стремление объединить в своих руках весь цикл производства.
Требовательная, прямолинейная, очень работоспособная. Иногда способна работать «на износ». Может быть резкой в суждениях. Обычно формулирует задачу очень чётко. Характеризуется повышенным чувством справедливости, сочетающимся с убеждением в собственной правоте.
В сфере производства способна добиваться высокой качественности результатов труда, любит полюбоваться сделанным, подчёркивая преимущества именно своей работы. Главное для него - чистота, порядок, функциональность. Склонна считать, что большинство важных событий в её жизни являются результатом собственных действий, что он может ими управлять. Чувствует свою собственную ответственность за свои действия и жизнь в целом. Проявляет упорство в достижении целей.
Но при этом обнаруживает выраженную
близость к таким личностным характеристикам,
как излишняя прямолинейность в
высказываниях и поступках; отсутствие
мягкости и дипломатичности в
отношениях с людьми. Однако в случае
возникновения конфликтной
Может быть характерна повышенная обидчивость, легко угасающая в ситуации комфортной, не ущемляющей престиж её личности.
Ведущие потребности в раскрытии своего потенциала, в самореализации находятся в зоне неудовлетворённости.
Группа организовалась по нескольким причинам:
1. Единственный женский коллектив в организации
2. Попытки доказать, что женское мнение - правильное мнение
3. Присутствие личных антипатий к генеральному директору.
4. Все работницы находятся в одном кабинете.
5. Обеденные перерывы проводят вместе.
6. Общие интересы.
Отрицательным сторонами существования неформальных групп в ООО «КРО» является: распространение ложных слухов, преданность людей группе, тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов задерживают необходимую модернизацию производства.
Положительные стороны
деятельности неформальной
Таким образом, мы выявили три ярко выраженные неформальные группы в ООО «КРО»:
Первая группа - генеральный директор и исполнительный директор.
Вторая группа - главный инженер и коммерческий директор.
Третья группа - главный бухгалтер и два бухгалтера.
По нашему мнению генеральному директору не стоит избавляться от неформальных групп. Уволив одного из этих работников, генеральный директор потеряет квалифицированных и опытных работников, из-за чего деятельность компании пойдет на спад.
Предложим способы борьбы с неформальными группами в ООО «КРО»:
1. Перед тем, как предпринять какие-либо действия, необходимо просчитать их возможное отрицательное воздействие на неформальную организацию.
2. Необходимо привлекать сотрудников для обсуждения различных вопросов касающихся деятельности предприятия, консультироваться с ними и принимать решения с учетом их пожеланий и рекомендаций.
3. Выслушать мнения членов и лидеров неформальных групп. Каждый руководитель должен знать неформальных лидеров в каждой группе и работать с ними, поощряя тех, кто способствует достижению целей организации. Когда неформальный лидер противостоит руководителю, его широкое влияние может вызвать негативное отношение к руководству практически всех членов неформальной группы.
4. Чтобы ослабить сопротивление к переменам со стороны неформальной организации, следует позволить группе участвовать в принятии решений.
5. Контролировать распространение слухов, максимально быстро распространяя точную информацию.
6. Разработать программу по увеличению заработной платы и мер поощрения сотрудников.
7. Проводить спортивные соревнования и другие мероприятия для сотрудников в нерабочее время с целью формирования у своих служащих лояльности.
Нам кажется, что если генеральный директор будет использовать некоторые способы, предложенные нами, то проблема организации может быть решена.
Заключение
В ходе проделанной работы проведен анализ неформальной группы. Даны общее понятие группы, рассмотрены особенности неформальных групп и неформальных организаций, а также характеристика неформальной группы, ее возникновение и роль в процессе функционирования организации. Неформальные группы несут в себе как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность формальной организации.
Изученные нами особенности характеристик неформальных групп, а именно: социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией; тенденция к сопротивлению переменам; наличие своих неформальных лидеров, помогли нам глубже изучить данную проблематику и в дальнейшем найти необходимые рычаги управления данными группами.
Неформальные группы создаются
не распоряжениями руководства и
формальными постановлениями, а
членами организации в
Чтобы увеличить эффективность
работы всей организации, справиться с
потенциальными проблемами и овладеть
потенциальными выгодами неформальной
организации, руководство должно признать
неформальную организацию и работать
с ней, прислушиваться к мнению неформальных
лидеров и членов группы, учитывать
эффективность решений