Неформальные структуры в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Неформальная организация – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Организация - это социальная категория и одновременно - средство достижения целей. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность [5, с. 180].

Содержание

Ведение ………………………………………………………………………. ….. .
1. Понятие неформальных групп………………………………………. …………..
1.1. Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации ………………………………………………………………….
1.2. Механизмы управление неформальными группами ………………………. .
2. Развитие неформальных организации и их характеристики .......................... ...
2.1. Образование неформальных организаций …………………………………….
2.2. Характеристики неформальных организаций ……………………………… ..
2.3. Управление неформальной организацией ……………………………………
2.4. Проведение эффективных собраний ………………………………………….
2.5. Управление с помощью комитетов ……………………………………………
3. Развитие неформальных организаций и их характеристики на примере ООО «КРО»……………………………………………… …………………………
Заключение …………………………………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………

Работа содержит 1 файл

организационное поведение.docx

— 82.60 Кб (Скачать)

 

 



 

 




 

 

Рисунок 1. Механизм образования формальных и неформальных организаций.

Структура и тип формальной организации строятся руководством сознательно с помощью проектирования, в то время как структура и  тип неформальной организации возникают в результате социального взаимодействия. Сотрудники образуют дружественные группы на основе своих контактов и общих интересов, и эти группы возникают из самой жизни данной организации. Однако, как только эти группы образовались, они начинают жить собственной жизнью, почти полностью оторванной от трудового процесса, на основе которого они возникли. Это - динамичный, самогенерирующийся процесс. Сотрудники, объединенные рамками формальной организации, взаимодействуют друг с другом.

 Все возрастающее взаимодействие  способствует возникновению у  них приятельских чувств по отношению к другим членам группы. В свою очередь, эти чувства образуют основу для всё большего числа разнообразных видов деятельности, многие из которых отсутствуют в описании должностных обязанностей: совместные обеды, выполнение работы за приятеля, борьба с теми, кто не является членом группы, азартные игры с номерами на денежных чеках и т.д. Такие расширенные возможности взаимодействия способствуют созданию более крепких межличностных уз. Тогда группа начинает представлять собой нечто большее, чем простое собрание людей. Она создает традиционные способы выполнения тех или иных действий - комплекс устойчивых характеристик, которые с трудом поддаются изменению. Группа становится организацией [2, с. 53].

Почему люди вступают в  организации? Люди обычно знают, почему они вступают в формальные организации. Как правило, они либо хотят осуществлять цели организации, либо им нужно вознаграждение в виде дохода или ими руководят  соображения престижа, связанные  с принадлежностью к этой организации. У людей также имеются причины  и для вступления в группы и  неформальные организации, но они часто  не осознают их. Принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические  выгоды не менее важные для них, чем  получаемая зарплата. Важнейшие причины  вступления в группу: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение и заинтересованность [12, с. 228].

Принадлежность. Самой первой причиной вступления в неформальную группу является удовлетворение потребности  в чувстве принадлежности, - одной  из самых сильных наших эмоциональных  потребностей. Еще до Хоторнского  эксперимента Элтон Мэйо обнаружил, что люди, чья работа не дает возможности  устанавливать и поддерживать социальные контакты, склонны быть неудовлетворенными [3, с. 231]. Другие исследования показали, что возможность принадлежать к группе и поддержка с ее стороны тесно связаны с удовлетворенностью сотрудника. И все же, несмотря на то, что потребность в принадлежности широко признается, большинство формальных организаций сознательно лишают людей возможностей социальных контактов. Поэтому рабочие часто вынуждены обращаться к неформальным организациям, чтобы эти контакты обрести.

Помощь. В идеальном варианте подчиненные должны иметь возможность  без всякого стеснения обращаться к своему непосредственному начальству за советом или для обсуждения своих проблем. Если этого не происходит, то начальнику следует внимательно  разобраться в своих взаимоотношениях с подчиненными. В любом случае, правильно это или неправильно, многие люди считают, что их начальник  в формальной организации плохо  о них подумает, если они будут  спрашивать его, как им выполнить  определенную работу. Другие боятся критики. Таким образом, потребность в  помощи приводит к возникновению  неформальной организации.

Защита. Люди всегда знали, что  сила - в единстве. Одной из первостепенных причин, побуждавших доисторических людей объединяться в племена, была дополнительная защита от враждебных проявлений их внешнего окружения. Осознанная потребность в защите продолжает оставаться важной причиной вступления людей в те или иные группы. Хотя в наши дни очень редко можно  говорить о существовании реальной физической опасности на рабочих  местах, самые первые профсоюзы зародились именно в социальных группах, которые  собирались в пивных и обсуждали  свои претензии к начальству. И  сегодня члены неформальных организаций, состоящих из работников низовых  уровней, защищают друг друга от причиняющих  им вред правил. Они, например, могут  объединить усилия, чтобы опротестовать  вредные условия работы. Не удивительно, что эта защитная функция приобретает  еще более важное значение, когда начальству не доверяют [4, с. 71].

Иногда руководители также  образуют неформальные организации  для защиты своих коллег. Их целью  обычно является защита своей зоны от вторжения других подразделений  организации.

Проблема неформальных организаций  также свидетельствует о потребности  в интеграции целей подразделений  и направлении усилий на благо  организации в целом.

Общение. Люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно, если это затрагивает их работу. И все же во многих формальных организациях система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно  скрывает от своих подчиненных определенную информацию. Поэтому одной из важных причин принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальному  каналу поступления информации - слухам, сплетням и другой информации, которая  либо совсем не поступает из официальных  источников, либо идет по формальным каналам, слишком медленно. Это может удовлетворить  потребности отдельной личности в психологической защите и принадлежности, а также обеспечить ей более быстрый  доступ к нужной для работы информации.

Тесное общение и симпатия. Люди часто присоединяются к неформальным группам просто для того, чтобы  быть ближе к тем, кому они симпатизируют. Например, клерки или инженеры отдела часто работают в больших комнатах, где нет перегородок между  столами. Эти люди имеют много  общего и испытывают симпатию друг к другу частично оттого, что выполняют  аналогичную работу. Так, они могут  ходить вместе обедать, обсуждать свои рабочие и личные дела во время  перерывов на кофе, или обращаться к начальству с просьбой о повышении  зарплаты и улучшении условий  работы. На работе люди склонны взаимодействовать  с теми, кто рядом. Людей обычно тянет к тем, кто, по их мнению, может  удовлетворить их потребности в  принадлежности, компетентности, защите, уважении и т.д. [12, с. 241].

 

2.2. Характеристики неформальных  организаций

Процесс развития неформальных организаций и причины, по которым  люди в них вступают, способствуют образованию у этих организаций  свойств, которые делают их одновременно и похожими, и непохожими на формальные организации. Ниже приводится краткое  описание основных характеристик неформальных организаций, которые имеют прямое отношение к управлению, так как  оказывают сильное влияние на эффективность формальной организации [2, с. 86].

Социальный контроль. Как  выявили ученые при проведении Хоторнского  эксперимента, неформальные организации  осуществляют социальный контроль над  своими членами. Первым шагом к этому  является установление и укрепление норм - групповых эталонов приемлемого  и неприемлемого поведения. Чтобы  быть принятым группой и сохранить  в ней свое положение, личность должна соблюдать эти нормы. Чтобы укрепить соблюдение этих норм, группа может  применять довольно жесткие санкции, а тех, кто их нарушает, может ждать отчуждение [2, с. 88]. Это - сильное и эффективное наказание, когда человек зависит от неформальной организации в удовлетворении своих социальных потребностей (а это случается довольно часто).

Социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать  влияние и направить к достижению целей формальной организации. Он также  может повлиять на мнение о руководителях  и справедливости их решений.

Сопротивление переменам. Люди могут также использовать неформальную организацию для обсуждения предполагающихся или фактических перемен, которые  могут произойти в их отделе иди  организации. В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению  переменам. Частично это объясняется  тем, что перемены могут нести  в себе угрозу дальнейшему существованию  неформальной организации. Реорганизация, внедрение новой технологии, расширение производства и, следовательно, появление  большой группы новых сотрудников  и т.п. может привести к распаду  неформальной группы или организации, либо к сокращению возможностей взаимодействия и удовлетворения социальных нужд. Подчас такие изменения могут  дать возможность конкретным группам  добиться положения и власти [7, с. 152].

Поскольку люди реагируют  не на то, что происходит объективно, а на то, что происходит по их представлению, предлагаемое изменение может показаться группе гораздо более опасным, чем  оно есть на самом деле. Например, группа управляющих среднего уровня может сопротивляться внедрению  вычислительной техники из опасения, что эта техника отнимет у  них работу как раз в тот  момент, когда руководство собирается расширить сферу их компетенции [10, с. 56].

Сопротивление будет возникать  всякий раз, когда члены группы будут  усматривать в переменах угрозу дальнейшему существованию своей  группы как таковой, их общему опыту, удовлетворению социальных нужд, общим  интересам или положительным  эмоциям. Руководство может ослабить это сопротивление, разрешая и поощряя  подчиненных участвовать в принятии решений.

Неформальные лидеры. Так  же, как и формальные организации, неформальные имеют своих лидеров. Неформальный лидер приобретает  свое положение, добиваясь власти и  применяя ее по отношению к членам группы, аналогично тому, как это  делает лидер формальной организации. По существу нет никаких серьезных  различий в средствах, применяемых  лидерами формальных и неформальных организаций, для оказания воздействия. Их существенно отличает только то, что лидер формальной организации  имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и  обычно действует в отведенной ему  конкретной функциональной области.

 Опора неформального  лидера - признание его группой.  В своих действиях он делает  ставку на людей и их взаимоотношения.  Сфера влияния неформального  лидера может выходить за административные  рамки формальной организации.  Несмотря на то, что неформальный  лидер одновременно является  одним из членов управленческого  персонала формальной организации,  очень часто он занимает там  сравнительно невысокую ступень  в организационной иерархии [7, с. 155].

Существенные факторы, определяющие возможность стать лидером неформальной организации, включают: возраст, должностное  положение, профессиональную компетентность, расположение рабочего места, свободу  передвижения по рабочей зоне и отзывчивость. Точные характеристики определяются принятой в группе системой ценностей. Так, например, в некоторых неформальных организациях пожилой возраст может считаться  положительной характеристикой, а  в других - наоборот.

Неформальный лидер имеет  две первостепенные функции: помогать группе в достижении ее целей и  поддерживать и укреплять ее существование. Иногда эти функции выполняются  разными людьми. Если это так, то в неформальной группе возникают  два лидера: один для выполнения целей группы, другой - для социального  взаимодействия [9, с. 371].

Нeфopмaльныe гpyппы мoгyт  вecти ceбя нeпpoдyктивнo, чтo нepeдкo мeшaeт  дocтижeнию фopмaльныx цeлeй. Тeндeнция к coпpoтивлeнию пepeмeнaм мoжeт зaдepживaть иннoвaциoнный пpoцecc. Чacтo нeпpoдyктивнoe пoвeдeниe являeтcя peaкциeй нa нecпpaвeдливoe oтнoшeниe нaчaльcтвa к гpyппe. Пpeдaннocть гpyппe чacтo пepepacтaeт в пpeдaннocть opгaнизaции, и  мнoгиe люди oткaзывaютcя oт выcoкooплaчивaeмыx дoлжнocтeй в дpyгиx кoмпaнияx, пoтoмy чтo нe xoтят нapyшaть coциaльныe cвязи, пpиoбpeтeнныe в дaннoй кoмпaнии [4, с. 88].

Цeли гpyппы мoгyт coвпaдaть c цeлями вceй opгaнизaции, a нopмы эффeктивнocти мoгyт пpeвышaть нopмы opгaнизaции, чтo пpивoдит  к пoвышeнию пpoизвoдитeльнocти. Нeфopмaльныe кaнaлы cвязи инoгдa дoпoлняют фopмaльнyю cиcтeмy кoммyникaций. Нeoбxoдимo выcлyшивaть мнeния члeнoв и лидepoв нeфopмaльныx гpyпп. Пepeд кaкими-либo дeйcтвиями pyкoвoдcтвo дoлжнo пpocчитывaть oтpицaтeльнoe вoздeйcтвиe нa нeфopмaльнyю opгaнизaцию.

 

2.3. Управление неформальной  организацией

Очень важно, чтобы руководители понимали, что неформальные организации динамически взаимодействуют с формальными. Одним из первых, кто стал уделять внимание этому фактору, а также образованию неформальных организаций был Джордж Хоманс, теоретик в области исследования групп. В Модели Хоманса (рисунок 2.) под видами деятельности понимаются задачи, выполняемые людьми [3, с. 245]. В процессе выполнения этих задач люди вступают во взаимодействие, которое, в свою очередь, способствует появлению чувств - положительных и отрицательных эмоций в отношении друг друга и начальства. Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем

[3, 246].



 

 



 

Рисунок 2. Модель Хоманса

Помимо того, что модель демонстрирует, как из процесса управления (делегирования заданий, вызывающих взаимодействие) возникают неформальные организа-ции, она показывает необходимость  управления неформальной организацией. Поскольку групповые эмоции влияют как на задачи, так и на взаимодействие, они могут также оказывать  влияние и на эффективность формальной организации.  В зависимости от характера эмоций (благоприятных или неблагоприятных) они могут приводить либо к повышению, либо к понижению эффективности, прогулам, текучести кадров, жалобам и другим явлениям, которые немаловажны для оценки деятельности организации. Поэтому, даже если формальная организация создана не по воле руководства и не находится под его полным контролем, ею всегда необходимо эффективно управлять, чтобы она могла достигнуть поставленных ею целей.

Одна из самых больших  и распространенных трудностей, мешающая эффективному управлению группами и  неформальными организациями, - это  изначально невысокое мнение о них  руководителей. Некоторые руководители упрямо продолжают считать, что неформальная организация - это результат неэффективного управления. По существу возникновение  неформальных организаций явление  естественное и весьма распространенное, - они есть в каждой организации. Подобно многим другим факторам, действующим в области управления, они несут в себе как отрицательные, так и положительные моменты [9, с. 377].

Информация о работе Неформальные структуры в организации