Неформальные структуры в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Неформальная организация – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Организация - это социальная категория и одновременно - средство достижения целей. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность [5, с. 180].

Содержание

Ведение ………………………………………………………………………. ….. .
1. Понятие неформальных групп………………………………………. …………..
1.1. Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации ………………………………………………………………….
1.2. Механизмы управление неформальными группами ………………………. .
2. Развитие неформальных организации и их характеристики .......................... ...
2.1. Образование неформальных организаций …………………………………….
2.2. Характеристики неформальных организаций ……………………………… ..
2.3. Управление неформальной организацией ……………………………………
2.4. Проведение эффективных собраний ………………………………………….
2.5. Управление с помощью комитетов ……………………………………………
3. Развитие неформальных организаций и их характеристики на примере ООО «КРО»……………………………………………… …………………………
Заключение …………………………………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………

Работа содержит 1 файл

организационное поведение.docx

— 82.60 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Ведение ………………………………………………………………………. ….. .

1. Понятие неформальных  групп………………………………………. …………..

1.1. Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации ………………………………………………………………….

1.2. Механизмы управление  неформальными группами ………………………. .

2. Развитие неформальных  организации и их характеристики .......................... ...

2.1. Образование неформальных  организаций …………………………………….

2.2. Характеристики неформальных  организаций ……………………………… ..

2.3. Управление неформальной  организацией ……………………………………

2.4. Проведение эффективных  собраний ………………………………………….

2.5. Управление с помощью  комитетов ……………………………………………

3. Развитие неформальных  организаций  и их характеристики  на  примере ООО «КРО»………………………………………………  …………………………

Заключение …………………………………………………………………………

Список использованной литературы ………………………………………………

3

5

 

5

10

14

14

19

22

25

27

 

30

37

40


 

 

 

Введение

Неформальная организация – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.  Организация - это социальная категория и одновременно - средство достижения целей. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность [5, с. 180].

В трудах по управлению постоянно  подчеркивается важность гармоничного

функционирования организации. По мнению многих авторов, если найти  правильную формулу, то организация будет действовать как хорошо смазанный механизм [1, с. 212].

Говоря о том, какую роль играет система управления «человеческими ресурсами» в развитии компании один из руководителей американской компании сказал: «Эффективное управление» «человеческими ресурсами» выдвигается в число критических факторов экономического успеха. В недалеком прошлом конкурентная

борьба была сосредоточена  в области технического прогресса, совершенствования технологий, организационных структур, маркетинга, послепродажного обслуживания. Но сущность бизнеса определяют, прежде всего люди. Каждый работник нашей компании выполняет свою функцию и объединяет усилия с другими в достижении общих результатов. Ключевой составляющей нашего бизнеса сегодня является управление кадрами. Оно обеспечивает благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений.

Руководящие работники  организации  испытывают удовлетворение в  том случае, если организация продолжает свое существование как единый организм. Однако, почти всегда реальные стереотипы поведения и отношений членов организации слегка или весьма далеко отходят от формального плана руководства организации [9, с. 352].

Неформальные группы, которые образуются в организациях, являются мощной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации сводить на нет усилия руководства. Неформальные группы могут также нести в себе и положительное влияние на деятельность формальной организации.

Актуальность проблемы состоит  в том, что, несмотря на то, что неформальные организации созданы не по воле руководства, они представляют собой фактор, с  которым должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников. Кроме того, как бы хорошо руководитель ни выполнял свои функции, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются для достижения целей в организации, стремящейся вперед. Руководителю и подчиненному часто приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами данной организации и с подразделениями вне их субординации. Чтобы справляться с такими ситуациями, менеджер обязан понимать, какую роль в конкретной ситуации играет та или иная группа, и какое место в ней занимает процесс руководства [5, с. 215].

Цель исследования может  быть достигнута посредством решения следующих задач:

- определить понятие и виды неформальных групп;

- перечислить основные  показатели, способствующие формированию  неформальных групп в организации;

- проанализировать формы  и уровень влияния неформальных  групп на социальное развитие ООО «КРО»;

- разработать методы управления  неформальными группами.

Предмет  данной курсовой работы - изучение поведения и воздействия  неформальных структур на  организацию.

Таким образом, объектом исследования данной курсовой работы является выявление особенностей неформальных структур и их воздействие на поведение организации на примере ООО «КРО».

          1. Понятие неформальных групп

1.1.Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации

Причиной возникновения  неформальной группы в формальной организации  является неизбежная ограниченность формальной организации, которая не может охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации [11, с. 98].

Неформальная организация – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели - сотрудники, объединенные по их собственной воле на основе взаимных симпатий, дружеских отношений для достижения определенной цели [11, с. 98].

Некоторые неформальные группы могут быть организованы из сотрудников, которых объединило недовольство руководителем. Сила воздействия неформальной группы достаточно большая в организации, а при определенных условиях может  стать доминирующей и свести на нет  усилия руководства.

Исследования неформальной группы, законов их функционирования, их влияния на сотрудников показали, что имеющие место социального взаимоотношения необходимо учитывать при управлении коллективом. Не учет социальных взаимоотношений может привести к распаду коллектива; группы, образованные личными социальными отношениями, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой. Это значит, что содержание этих ролей - результат взаимодействия внутри группы [3, с. 201].

Первичная группа (или ограниченная) - группа, являющаяся таковой в том смысле, что складывающиеся в ней отношения касаются каждого ее члена. Все члены в ней связаны друг с другом (например, семья). Входящие в нее люди испытывают чувство сопринадлежности. Отношения, возникающие в ней, регулируются нормами, которые создает сама группа.

Если люди вступают в формальные организации для осуществления  целей организации, либо им нужно вознаграждение в виде дохода или ими руководят соображения престижа, то принадлежность к неформальной группе может дать людям психологические выгоды не менее важные для них, чем получаемая зарплата.[4, 63].

В соответствии с классификацией, данной А. Маслоу, первичные потребности - физиологические, потребность в  безопасности и защищенности, а также  вторичные - социальные, уважение и  самовыражение. Может ли формальная организация обеспечить удовлетворение всех потребностей в полной мере? Очевидно, нет. Возникновение неформальной организации является следствием естественного стремления человека к объединению с другими людьми, к формированию устойчивых форм взаимодействия с людьми [6, с. 32].

 Возникновение неформальной  организации также связано с  формированием среды взаимодействия  членов организации. Группы возникают  в организации и функционируют  как обособленные структурные  подразделения в связи с тем,  что в результате разделения  труда выделяются отдельные специализированные  функции, требующие для своего  выполнения определенной совокупности  людей, обладающих определенной  квалификацией, имеющих определенную  профессию и готовых в системе совместной деятельности выполнять определенную работу [8, с. 112].

Аналогичная ситуация наблюдается  при формировании групп, призванных решать целевые задачи. Выполнение должностных обязанностей уже требует  определенного взаимодействия. Однако всегда ли в полной мере при этом удовлетворяется потребность всех членов организации в общении или потребность в признании? Очевидно, что нет. Ясно, что здесь важной является оценка не только руководителя и тех членов организации, взаимодействие с которыми обусловлено выполнением должностных обязанностей.

Личность многогранна. И  чем больше «граней», тем более  многообразны ее потребности, а, следовательно, тем труднее обеспечить их удовлетворение только в рамках формальной организации, чем больше оснований для объединения членов организации [6, с. 35].

Самой первой причиной вступления в неформальную группу является удовлетворение потребности в чувстве принадлежности. Люди, чья работа не дает возможности устанавливать и поддерживать социальные контакты, склонны быть неудовлетворенными. Возможность принадлежать к группе поддержка с ее стороны тесно связаны с удовлетворенностью сотрудника. И все же, несмотря на то, что потребность в принадлежности широко признается, большинство формальных организаций сознательно лишают людей возможностей социальных контактов. Поэтому люди часто вынуждены обращаться к неформальным организациям, чтобы эти контакты обрести.

В идеальном варианте подчиненные  должны иметь возможность без  всякого стеснения обращаться к  своему непосредственному начальству за советом или для обсуждения своих проблем. Если этого не происходит, то начальнику следует внимательно разобраться в своих взаимоотношениях с подчиненными [8, с. 117].

Многие люди считают, что  их начальник в формальной организации  плохо о них подумает, если они  будут спрашивать его, как им выполнить  определенную работу. Другие боятся критики. Более того, в каждой организации есть множество неписаных правил, которые касаются мелких процедурных вопросов, как, например: какой продолжительности должен быть перерыв на кофе, каково отношение начальника к болтовне и шуткам, как следует одеваться, чтобы заслужить всеобщее одобрение, а также, насколько все эти правила обязательны. В этих и других ситуациях люди часто предпочитают прибегать к помощи своих коллег. Например, новый рабочий, занятый в производстве, скорее попросит другого рабочего объяснить ему, как произвести ту или иную операцию. Это приводит к тому, что новые рабочие тоже стремятся участвовать в уже сформировавшейся социальной группе, где есть опытные рабочие. Получение помощи от коллеги полезно обоим: и тому, кто получил ее, и тому, кто ее оказал. В результате оказания помощи дающий ее приобретает престиж и самоуважение, а получающий - необходимое руководство к действию [11, с. 106].

Потребность в защите является важной причиной вступления людей в  те или иные группы. Хотя в наши дни  очень редко можно говорить о  существовании реальной физической опасности на рабочих местах, самые первые профсоюзы зародились именно в социальных группах, которые собирались в пивных и осуждали свои претензии к начальству. И сегодня члены неформальных организаций защищают друг друга от причиняющих им вред правил. Эта защитная функция приобретает еще более важное значение, когда начальству не доверяют.

Необходимость в общении  возникает потому, что люди хотят  знать, что происходит вокруг них, особенно, если это затрагивает их работу. И все же во многих формальных организациях система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию. Поэтому одной из важных причин принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальному каналу поступления информации - слухам. Это может удовлетворить потребности отдельной личности в психологической защите и принадлежности, а также обеспечить ей более быстрый доступ к нужной для работы информации [9, с. 358].

Люди часто присоединяются к неформальным группам просто для  того, чтобы быть ближе к тем, кому они симпатизируют. Они могут  ходить вместе обедать, обсуждать свои рабочие и личные дела во время перерывов на кофе, или обращаться к начальству с просьбой о повышении зарплаты и улучшении условий работы. Люди скорее склонны устанавливать более тесные отношения с другими людьми, находящимися в непосредственной близости к ним, чем с теми, кто находиться на расстоянии нескольких метров. На работе люди склонны взаимодействовать с теми, кто рядом. Людей обычно тянет к тем, кто, по их мнению, может удовлетворить их потребность в принадлежности, компетентности, защите, уважении и др.

Некоторые руководители считают, что неформальная группа - это результат  неэффективного управления, однако, возникновение  данных групп явление естественное и весьма распространенное, - они есть в каждой организации.

Неформальные группы несут  в себе как отрицательное, так  и положительное влияние на деятельность формальной организации [8, с.126].

Неформальные группы могут  вести себя непродуктивно, и это  будет мешать достижению формальных целей. По неформальным каналам могут  распространяться ложные слухи, приводящие к возникновению отрицательного отношения к руководству. Принятые группой нормы могут привести к тому, что продуктивность организации будет ниже той, что определена руководством.

Тенденция к сопротивлению  всяким переменам и тенденция  к сохранению укоренившихся стереотипов  могут задерживать необходимую  модернизацию производства. Однако такое контрпродуктивное поведение часто является реакцией на отношение начальства к этой группе. Правильно или нет, но члены группы считают, что к ним относятся несправедливо и отвечают так, как ответил бы любой человек на то, что ему кажется несправедливым.

Информация о работе Неформальные структуры в организации