Налоговая система республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:41, реферат

Описание работы

За десятилетний период налоговые органы Беларуси прошли путь от структурного подразделения в составе Министерства финансов республики до самостоятельного органа государственной власти- Государственного налогового комитета (ГНК РБ), преобразованного в сентябре 2001 г. в Министерство по налогам и сборам (МНС). Основными задачами МНС РБ являются: реализация государственной политики, регулирование и контроль в сфере налогообложения.

Работа содержит 1 файл

Налоговая система республики Беларусь.docx

— 56.92 Кб (Скачать)

При недостаточности денежных средств, другого имущества для  погашения задолженности по обязательным платежам в полном объеме у ликвидируемого субъекта хозяйствования остающаяся задолженность  погашается собственниками имущества (учредителями, участниками) должника при условии, что они несут  субсидиарную ответственность по обязательствам субъекта хозяйствования в соответствии с декретами, указами Президента Беларуси, законами Беларуси, уставом  или иными учредительными документами.

Налоговым законодательством  Беларуси предусмотрена ответственность  налогоплательщиков за налоговые нарушения. Санкции выражаются в формах: штрафов  с руководителей и должностных  лиц предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей; финансовых санкций, включая пеню, применяемых по актам  проверок к нарушителям законодательства о налогах и предпринимательстве; пении, взимаемые с налогоплательщика  при нарушении условий предоставления налогового кредита, отсрочки или рассрочки  платежей.

Плательщики налогов, не имеющие  к сроку, установленному для уплаты налогов, бухгалтерских отчетов  и балансов, расчетов и деклараций по налогам по установленной форме  за соответствующий отчетный период, уплачивают 110% суммы налога, исчисленного за предыдущий отчетный период. После  представления названных документов производится перерасчет налога исходя из фактически полученной прибыли, дохода облагаемого оборота и иных объектов налогообложения.

В случае отсутствия у плательщиков налогов документов бухгалтерского учета и других документов, отражающих их финансово-хозяйственную деятельность, государственные налоговые органы определяют сумму налогов, подлежащую уплате за проверяемый период, на основании  имеющихся в их распоряжении сведений о деятельности плательщиков налогов.

Определенные расчетным  методом суммы налоговых платежей, подлежащие уплате, могут быть пересмотрены государственными налоговыми органами только в случае предъявления плательщиками  налогов соответствующих документов, но не позднее трех месяцев со дня  вручения акта проверки.

Плательщикам, своевременно не представившим декларации о доходах, подлежащих налогообложению налоговыми органами, предъявляется налоговым  органом извещение об уплате налогов  в размере 150% суммы налога, уплаченной за предыдущий отчетный период, или  в размере, условно рассчитанном на основе информации о доходах, которой  располагает налоговый орган. После  представления названного документа  и его проверки производится перерасчет налога исходя из фактически полученного  дохода с удержанием 10% от причитающейся  суммы налога.

При отсутствии учета прибыли (дохода) или ведении этого учета  с нарушением установленного порядка, а также при непредставлении, несвоевременном представлении  налоговым органам отчетов, расчетов и других документов, необходимых  для исчисления и уплаты налогов, непредставлении или несвоевременном  представлении платежных документов в учреждения банков на взнос платежей в бюджет плательщики налогов  вносят в бюджет в виде санкций 10% причитающихся сумм налогов.

За сокрытие, занижение  объектов налогообложения взыскивается штраф в трехкратном размере  общей суммы налогов или сборов, исчисленных из сокрытых, заниженных объектов налогообложения. При повторном  сокрытии, занижении объектов налогообложения  в течение года (12 месяцев со дня  вынесения решения о применении финансовых санкций) в бюджет взыскивается штраф в пятикратном размере  общей суммы налогов или сборов, исчисленных из сокрытых, заниженных объектов налогообложения.

Не считаются повторными сокрытия, занижения, выявленные проверками, проведенными за один и тот же отчетный период независимо от времени их проведения, если по одной из проверок за этот отчетный период уже были применены штрафы за сокрытие, занижение объектов налогообложения.

В случаях нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве, повлекших увеличение одних налогов (сборов) и одновременно уменьшение других налогов (сборов) за один и тот  же период, штрафы взыскиваются с суммы  превышения исчисленных налогов (сборов).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, перечислившие за счет собственных денежных средств  подоходный налог с доходов физических лиц, за исключением случаев, установленных  законодательными актами Республики Беларусь, привлекаются налоговым органом  к ответственности в виде штрафа в размере уплаченных сумм налога.

Доходы, полученные плательщиком от занятия запрещенными видами деятельности, а также от деятельности, на занятие  которой требуется получение  специального разрешения (лицензии), осуществляемой без такого разрешения (лицензии), и  штраф в размере полученного  дохода от этой деятельности подлежат внесению в бюджет.

Денежные средства (выручка), принятые с нарушением установленного порядка их приема при реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет, взыскиваются в доход республиканского бюджета.

Товары (продукция), хранящиеся в пунктах продажи без документов (или по документам, не являющимся бланками строгой отчетности), подтверждающих их приобретение (поступление), подлежат аресту с последующей конфискацией в доход Республики Беларусь в  установленном законодательством  порядке.

В случаях скупки иностранной  валюты без лицензии Национального  банка Республики Беларусь, а также  продажи ее вне обменных пунктов  купленная и проданная иностранная  валюта подлежит аресту с последующей  конфискацией в доход Республики Беларусь в установленном законодательством  порядке.

У страховых и перестраховочных организаций подлежат взысканию  в доход бюджета в бесспорном порядке:

суммы страховых взносов, перечисленных страховым и перестраховочным организациям с нарушением порядка  заключения договоров перестрахования, установленного органом государственного надзора за страховой деятельностью;

страховые суммы и суммы  страхового возмещения, выплаченные  необоснованно;

суммы страховых резервов, использованных не по целевому назначению.

Сокрытие доходов, полученных в иностранной валюте, влечет перерасчет суммы доходов по курсу валюты, действующему на дату оплаты счетов.

Штраф и суммы других финансовых санкций должны быть уплачены плательщиком в бюджет в 15-дневный срок со дня  составления должностными лицами налоговых  органов акта о выявленных нарушениях.

Налоговые органы имеют право  приостанавливать операции плательщиков по расчетным и другим счетам в  банках и иных финансово-кредитных  учреждениях в случаях непредставления  или отказа представить государственным  налоговым инспекциям и их должностным  лицам бухгалтерские отчеты и  балансы, а также расчеты, декларации и другие документы, связанные с  исчислением и уплатой налогов  и иных обязательных платежей в бюджет; установления фактов сокрытия прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения.

Банки обязаны исполнить  предписания государственных налоговых  органов о полном или частичном  приостановлении операций налогоплательщика (клиента банка) по расчетным и  другим счетам в день поступления  предписания.

В случае неоднократного нарушения  предписаний налоговые органы ставят перед Национальным банком Республики Беларусь вопрос о лишении данного  банка лицензии на осуществление  банковской деятельности.

Банкам запрещается задерживать  исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление в бюджет налогов  и иных обязательных платежей в бюджет.

В случаях неисполнения в  сроки, указанные в предписании  государственного налогового органа, по вине банка платежного поручения  налогоплательщика или распоряжения налогового органа, а также неисполнения в сроки, установленные законодательством  Беларуси, по вине банка платежного поручения юридического лица или  индивидуального предпринимателя  на перечисление в бюджет исчисленного и удержанного подоходного налога с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам, с этого банка по распоряжению государственной налоговой инспекции взыскивается в бесспорном порядке пеня в размере двухкратной учетной ставки Национального банка Беларуси от неуплаченной суммы за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты. Взыскание пени не освобождает банк от других видов ответственности.

Во исполнение Декрета  Президента Беларуси от 26 октября 1998 г. № 16 "О дополнительных мерах по взысканию задолженности с субъектов  хозяйствования" создана Государственная  комиссия при Совете Министров Беларуси по освобождению субъектов хозяйствования от финансовой ответственности за нарушение  законодательства о налогах, предпринимательстве  и списанию задолженности по платежам в бюджет (далее - Комиссия).

Задачей Комиссии является принятие решений о списании задолженности  по платежам в бюджет должников, признанных по решению суда банкротами, и субъектов  хозяйствования, ликвидированных до вступления в силу Декрета Президента Беларуси от 26 октября 1998 г. № 16 и имеющих  долговые обязательства по платежам в бюджет, не удовлетворенные за недостатком имущества, а также  об освобождении субъектов хозяйствования от финансовой ответственности за нарушение  законодательства о налогах и предпринимательстве.

Комиссия имеет право:

- получать от министерств,  других республиканских органов  государственного управления, местных  исполнительных и распорядительных  органов, а также субъектов  хозяйствования необходимую информацию;

- приглашать на заседания  Комиссии руководителей заинтересованных  министерств, других республиканских  органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных  органов, а также субъектов  хозяйствования.

С учетом финансового состояния  нарушителя, характера допущенных нарушений, пояснений органов, применивших  меры финансовой ответственности либо принявших решение о ликвидации субъектов хозяйствования, Комиссии предоставлено право принимать решения:

о предоставлении отсрочки до 6 месяцев; о предоставлении рассрочки  до 12 месяцев; о предоставлении отсрочки и рассрочки до 12 месяцев; о полном (частичном) освобождении от финансовой ответственности;

об отказе в удовлетворении заявления.

Действующий порядок позволяет  действенно и мобильно решать вопросы  предотвращении нарушения налогового законодательства на правительственном уровне.

Так, с учетом рассмотренных  материалов проверок допущенных нарушений  и в целях их предотвращения, Государственной  комиссией вносятся предложения  в министерства по совершенствованию  методологической работы по правильному  исчислению и уплате налогов и  недопущению нарушений в сфере  налогового законодательства в подведомственных предприятиях и учреждениях и  выдачи лицензий.

Налогоплательщикам предъявляется  извещение об уплате налогов в  размере 150% суммы налога, уплаченной за предыдущий отчетный период, или  в размере, условно рассчитанном на основе информации о доходах, которой  располагает налоговый орган. После  этого производится перерасчет налога, исходя из фактически полученного дохода с удержанием 10% от причитающейся суммы налога.

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и  объектов налогообложения в течение  одного налогового периода- 10% причитающихся  сумм налогов.

За сокрытие, занижение  объектов налогообложения взыскивается штраф в трехкратном размере  общей суммы налогов или сборов, исчисленных из сокрытых, заниженных объектов налогообложения. При повторном  нарушении в течение года (12 месяцев  со дня вынесения решения о  применении санкций) - штраф в пятикратном  размере общей суммы налогов  и сборов, исчисленных из сокрытых, заниженных объектов налогообложения.

Взыскивается в бесспорном порядке пеня в размере двукратной учетной ставки Нацбанка Беларуси от неуплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.

Пеня за уплату налогов  в более поздние по сравнению  с установленным законодательством  о налогах и сборах сроки. Пеня в размере учетной ставки Нацбанка Беларуси, действующей на момент взыскания средств.


Информация о работе Налоговая система республики Беларусь