Налоговая система республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:41, реферат

Описание работы

За десятилетний период налоговые органы Беларуси прошли путь от структурного подразделения в составе Министерства финансов республики до самостоятельного органа государственной власти- Государственного налогового комитета (ГНК РБ), преобразованного в сентябре 2001 г. в Министерство по налогам и сборам (МНС). Основными задачами МНС РБ являются: реализация государственной политики, регулирование и контроль в сфере налогообложения.

Работа содержит 1 файл

Налоговая система республики Беларусь.docx

— 56.92 Кб (Скачать)

Налогообложение прибыли  нерезидента, осуществляющего деятельность через постоянное представительство, осуществляется аналогично белорусским  предприятиям.

Объектом обложения является прибыль, полученная иностранным юридическим  лицом через постоянное представительство  на территории Беларуси.

При определении налогооблагаемой прибыли иностранного юридического лица, полученной через постоянное представительство, расположенное  на территории Беларуси, иностранное  юридическое лицо имеет право  на льготы, предусмотренные законодательством  Беларуси.

Прибыль иностранных юридических  лиц, осуществляющих деятельность на территории Беларуси через постоянное представительство, облагается налогом по ставке 25%.

По ставке 15% облагаются инофирмы (кроме инофирм, занимающихся розничной  торговлей), балансовая прибыль которых  составляет в год не более 5000 минимальных  заработных плат со среднегодовой численностью работающих в промышленности до 200 человек, в науке и научном обслуживании- до 100 человек, в строительстве и других отраслях производственной сферы, общественном питании и бытовом обслуживании- до 50 человек, в других отраслях непроизводственной сферы- до 25 человек (по перечисленным критериям это малые предприятия).

Ставка 15% применяется к  иностранным юридическим лицам, осуществляющим деятельность через  постоянное представительство в  Беларуси, при условии подтверждения  численности и размера прибыли  в целом по иностранному юридическому лицу.

Если иностранное юридическое  лицо, осуществляющее деятельность на территории Беларуси через постоянное представительство, не извлекает доходов, а деятельность постоянного представительства  финансируется за счет средств этого  иностранного юридического лица, то денежные средства, полученные на содержание представительства, не подлежат налогообложению.

Если иностранное юридическое  лицо имеет в Беларуси несколько  зарегистрированных в налоговых  органах постоянных представительств, декларация о доходах подается каждым представительством по месту регистрации  его в качестве налогоплательщика.

Налоговое законодательство Беларуси в отношении иностранных  юридических лиц, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство, придерживается принципа "источник", то есть налог взимается у источника  выплаты - резидента Беларуси - при  перечислении доходов иностранным  компаниям. Такие иностранные юридические  лица подлежат обложению налогом  на доходы. К доходам, подлежащим обложению  этим налогом, относятся дивиденды, роялти, лицензии, доходы от долговых обязательств, плат за фрахт в связи с осуществлением международных перевозок и другие доходы.

Перечень других доходов, облагаемых налогом на доход, определен  Советом Министров Беларуси и  включает в себя доходы:

- от реализации на территории  Беларуси ввозимых из-за пределов  республики товаров на условиях  договоров торгового посредничества, комиссии (консигнации);

- от отчуждения акций,  облигаций и других ценных  бумаг;

- от продажи валюты;

- за оказание услуг  по обучению;

- за оказание информационных, управленческих, посреднических, аудиторских  услуг;

- за консультации и  услуги, необходимые для установки  и эксплуатации линий, механизмов  и приспособлений.

Доходы, получаемые за оказание услуг по установке, монтажу, консультациям, являющимся неотъемлемым условием внешнеторгового  договора по поставкам оборудования, не подлежат налогообложению на территории Республики Беларусь:

- за услуги по сопровождению  и охране грузов;

- за услуги в области  страхования;

- от проведения концертно-зрелищных  мероприятий, в том числе концертов,  аттракционов, зверинцев, цирковых  программ;

- от штрафов и пеней  за нарушение договорных и  долговых обязательств;

- от отчуждения недвижимого  имущества, находящегося на территории  Беларуси.

Налог с доходов иностранных  юридических лиц из источников в  Беларуси удерживается лицом, выплачивающим  эти доходы, исходя из полной суммы, выплаченной иностранным юридическим  лицам, и утвержденной ставки налога:

- по дивидендам, роялти, лицензиям  и другим доходам - 15%;

- по долговым обязательствам  и процентам - 10%;

- по доходам в форме  платы за фрахт - 6%.

Иностранным юридическим  лицам в соответствии с международными договорами, заключенными Беларусью, предоставлено  право на полное или частичное  освобождение от налога на доходы и  прибыль.

Оффшорный сбор. Плательщиками  оффшорного сбора являются юридические  лица и индивидуальные предприниматели - резиденты Беларуси.

Объектом взимания оффшорного сбора являются денежные средства, перечисляемые, в том числе в  качестве авансовых платежей, за выполняемые  работы и (или) оказываемые услуги по перечню, определенному Советом  Министров Беларуси, на счета нерезидентов Беларуси:

 

- зарегистрированных в  оффшорных зонах (в том числе  на счета, открытые в банках  Беларуси);

- открытые в этих зонах.

Под оффшорными зонами понимаются определенные Национальным банком Республики Беларусь государства (территории), предоставляющие  льготный налоговый режим и (или) не предусматривающие раскрытие  и предоставление информации о текущих  операциях и операциях, связанных  с движением капитала, перечень которых  установлен национальным банком.

В перечень работ, услуг, с  оплаты которых взимается оффшорный  сбор, включены следующие виды работ, услуг:

- информационные;

- консультативные, в том числе инжиниринг;

- маркетинговые;

- посреднические, в том  числе по выдаче гарантии и  поручительства;

- рекламные;

- транспортно-экспедиционные;

- туристические;

- услуги по обучению;

- услуги по управлению.

 

Прочие налоги и сборы

 

 

Налог на недвижимость

 

Плательщиками налога на недвижимость являются юридические лица, включая  предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, а также филиалы, представительства  и другие структурные подразделения  юридических лиц, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) счет, а также физические лица.

Плательщиком налога на недвижимость юридических лиц, имущество которых  принадлежит полностью на праве  собственности одному лицу, может  выступать по инициативе собственника или уполномоченного им органа любое  из данных лиц в порядке, определяемом законодательством Беларуси.

Уплата налога на недвижимость при осуществлении договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) возлагается на организацию, которой поручено ведение общих  дел.

Со стоимости основных фондов, ввезенных на территорию Беларуси по договорам аренды и другим договорам  с иностранными юридическими или  физическими лицами, предусматривающим  вовлечение ввезенного имущества в  гражданский оборот, налог уплачивается независимо от условий договора лицом, использующим ввезенное имущество.

Юридические лица, финансируемые  из бюджета Беларуси, плательщиками  данного налога не являются.

Со стоимости долгосрочно  арендуемых основных фондов, по которым  предусматривается переход их в  собственность арендатора (выкуп) по истечении срока аренды или до его истечения, при условии внесения последним всей обусловленной договором  выкупной цены, уплата налога производится арендатором.

Со стоимости основных средств, возмездно арендованных у физических лиц, не состоящих в штате организации, плательщиком налога является организация (арендатор).

При сдаче в аренду (иное возмездное и безвозмездное пользование) объектов основных производственных и  непроизводственных фондов, освобожденных  от обложения налогом, а также  основных производственных и непроизводственных фондов организаций, финансируемых  из бюджета, указанные фонды подлежат налогообложению в общеустановленном  порядке.

Уплата налога на недвижимость по сданным в аренду основным средствам (кроме долгосрочно арендуемых) производится собственником (арендодателем), в том числе и организациями, финансируемыми из бюджета Беларуси.

Налогом облагается стоимость  основных производственных и непроизводственных фондов, являющихся собственностью или  находящихся во владении плательщиков, и стоимость объектов незавершенного строительства.

Годовая ставка налога в размере 1% применяется к стоимости основных производственных и непроизводственных фондов, принадлежащих жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников, а также к стоимости объектов незавершенного строительства, принадлежащих  заказчикам (застройщикам).

Годовая ставка налога со стоимости  зданий, принадлежащих гаражно-строительным кооперативам и садоводческим товариществам, созданным за счет личных взносов  граждан-0,1%.

 

Местные налоги и сборы

 

В 2001 г. местные органы власти имеют право вводить на территории соответствующих административно-территориальных  единиц следующие местные налоги и сборы:

1) сборы с пользователя (сборы за пользование стоянками  и парковку в специально оборудованных  местах, сбор за право торговли, сбор с владельцев собак, сбор  за право использования местной символики, сбор на проведение аукционов, курортный сбор, рыболовный и охотничий сборы, сбор на строительство в курортной зоне);

2) налог на продажу товаров  в розничной торговой сети, за  исключением социально значимых  товаров по перечню, устанавливаемому  Совмином Республики Беларусь;

3) сборы за услуги (сбор  за услуги гостиниц, кемпингов,  мотелей, ресторанов, баров, кафе);

4) налог на рекламу;

5) целевые сборы (транспортный  сбор на обновление и восстановление  городского, пригородного пассажирского  транспорта, автобусов междугородных  сообщений и содержание ведомственного  городского электрического транспорта, сбор на содержание и развитие  инфраструктуры города (района);

6) сборы за промысловую  заготовку (закупку) дикорастущих  растений (их частей), грибов, технического  и лекарственного сырья растительного  происхождения в целях их промышленной  переработки или реализации.

Местные налоги и сборы  уплачиваются за счет средств, остающихся в распоряжении юридических лиц, кроме налогов с продаж и сборов за услуги, уплачиваемых из выручки.

Общегосударственными сборами  являются целевые денежные и носящие  разовый характер взносы, полностью  или частично поступающие в республиканский  бюджет. На сегодняшний день существует более 50 общегосударственных сборов, которые, как правило, устанавливаются  Совмином Республики Беларусь или Президентом  Республики Беларусь и детализируются нормативными правовыми актами республиканских  органов государственного управления. В зависимости от характера оказываемых  услуг все общегосударственные  сборы можно разделить на три  основных вида: регистрационные, лицензионные и сборы, взимаемые за отдельные  виды услуг. Плательщиками общегосударственных  сборов являются юридические лица (включая  предприятия с иностранными инвестициями и иностранные предприятия), их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, имеющие обособленный баланс и расчетный счет, индивидуальные предприниматели и физические лица (резиденты и нерезиденты Республики Беларусь).

Общегосударственные сборы  взимаются в процентах от минимальной  заработной платы или в минимальных  заработных платах в национальной валюте Республики Беларусь. Часть общегосударственных  сборов взимается в фиксированных  суммах, которые систематически пересматриваются и приводятся в соответствие с  размером минимальной заработной платы. В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, общегосударственные  сборы могут взиматься в свободно конвертируемой валюте или российских рублях.

 

Сроки уплаты, порядок исчисления, возврата, размер общегосударственных  сборов и меры ответственности определяются соответствующим нормативным правовым актом, устанавливающим сбор.

В системе прочих доходов  и сборов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, следует выделить регистрационные  и лицензионные сборы.

Регистрационный сбор - это  сбор, уплачиваемый организациями и  физическими лицами за приобретение права на осуществление деятельности в Республике Беларусь. К регистрационным  сборам относится также плата  за регистрацию в уполномоченных на то государственных органах сделок, имущества либо документов, регистрация  которых предусмотрена законодательством  Республики Беларусь.

Лицензионный сбор - это  сбор, уплачиваемый организациями и  индивидуальными предпринимателями, получающими в уполномоченных на то государственных органах специальные  разрешения (лицензии), предусмотренные  законодательством Республики Беларусь, на осуществление лицензируемых  видов деятельности.

В общей системе общегосударственных  сборов следует также выделить сборы, взимаемые за отдельные виды услуг. В Республике Беларусь отсутствует  единый нормативный правовой акт, систематизирующий  данные сборы. Порядок взимания и  зачисления, а также размеры сборов, взимаемых за отдельные виды услуг, в большинстве случаев устанавливаются  Советом Министров Республики Беларусь.

 

Специальные налоговые режимы

 

 

Упрощенная система налогообложения

 

Применение упрощенной системы  налогообложения предполагает замену уплаты совокупности республиканских  и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности. Для организаций, применяющих упрощенную систему, сохраняется лишь действующий  порядок уплаты акцизов, налога на доходы, таможенных пошлин, госпошлины, лицензионных сборов, отчислений в государственные  целевые бюджетные фонды, сверхлимитного экологического налога.

Плательщиками являются малые  предприятия со среднемесячной численностью работников до 15 человек (включая лиц, работающих по договорам подряда  или иным договорам гражданско-правового  характера, а также работающих в  их филиалах либо иных обособленных подразделениях) и предприниматели. Они имеют  право на применение упрощенной системы  налогообложения, если в течение  двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они претендуют на применение указанной системы налогообложения, их ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала  размера 5000 минимальных заработных плат, установленных законодательством  Беларуси.

Информация о работе Налоговая система республики Беларусь