Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:41, реферат
За десятилетний период налоговые органы Беларуси прошли путь от структурного подразделения в составе Министерства финансов республики до самостоятельного органа государственной власти- Государственного налогового комитета (ГНК РБ), преобразованного в сентябре 2001 г. в Министерство по налогам и сборам (МНС). Основными задачами МНС РБ являются: реализация государственной политики, регулирование и контроль в сфере налогообложения.
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения: предприятия и предприниматели, производящие подакцизные товары; банки и другие кредитно-финансовые организации, осуществляющие лицензируемую финансовую деятельность; страховые организации; инвестиционные фонды; предприятия и предприниматели, производящие и (или) реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов или драгоценных камней; предприятия и предприниматели - участники договора о совместной деятельности; предприятия и предприниматели, занятые организацией и проведением игорных и развлекательных мероприятий; профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Объектом налогообложения
при упрощенной системе налогообложения
является валовая выручка, полученная
от реализации продукции, товаров (работ,
услуг) за отчетный период. Валовая
выручка определяется как сумма
выручки от реализации продукции, товаров
(работ, услуг), иного имущества и
доходов от внереализационных операций.
В настоящее время применяются
две упрощенные системы налогообложения,
заменяющие уплату целого ряда вышеперечисленных
налогов и других платежей в бюджет.
Для субъектов малого предпринимательства
- это налог для субъектов
Субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают налог в размере 10% валовой выручки, которая определяется как сумма средств от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций.
Производители сельскохозяйственной продукции имеют право перейти на уплату единого налога в размере 5% от валовой выручки.
Единый налог для
Плательщиками налога являются
организации - производители
Под производителями
Право перейти на уплату единого
налога имеют производители
Ставка налога - 5% от валовой выручки.
Особенности налогообложения
в свободных экономических
Согласно Закону Республики Беларусь "О свободных экономических зонах" свободная экономическая зона- часть территории Беларуси с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.
Специальный правовой режим
в СЭЗ - совокупность правовых норм,
устанавливающих особый порядок
и условия налогообложения, валютного,
таможенного и иного
На территории СЭЗ не допускаются принудительные национализация, реквизиция, либо аналогичные по своему действию меры, за исключением временного прекращения вывоза инвестируемой собственности с территории СЭЗ, до погашения инвестором задолженности по обязательствам.
На иностранных инвесторов
в СЭЗ распространяется система
государственных гарантий охраны инвестиций,
которая предусмотрена
Согласно Закону Республики Беларусь "О свободных экономических зонах" резидент СЭЗ - зарегистрированное администрацией СЭЗ юридическое или физическое лицо в качестве предпринимателя , , без образования юридического лица, на которое распространяется специальный правовой режим, действующий в СЭЗ.
Объявленный в учредительных документах предприятия - резидента СЭЗ уставный капитал должен быть сформирован каждым участником не менее чем на пятьдесят процентов в течение первого года со дня регистрации в качестве резидента СЭЗ и в полном объеме - до истечения двух лет со дня указанной регистрации.
В свободных экономических
зонах Беларуси действует льготный
порядок налогообложения, включающий
в себя установленные
налога на прибыль и доходы;
налога на добавленную стоимость;
акцизов;
экологического налога;
подоходного налога с физических лиц;
налога на землю (или арендной платы);
взносов на государственное и социальное страхование;
государственных пошлин и сборов.
При этом ставки по налогу на прибыль и доходы и налогу на добавленную стоимость уменьшены по сравнению с установленными налоговым законодательством и составляют соответственно 15 и 10%.
Немаловажен тот факт, что увеличение перечня и ставок налогов, названных выше, не допускается на весь период функционирования свободных экономических зон. Данная норма закреплена постановлениями Правительства Беларуси об утверждении положения по каждой свободной экономической зоне.
В случае направления резидентами СЭЗ инвестиций в экономику республики, облагаемая налогом прибыль уменьшается на прибыль, фактически направленную предприятиями-резидентами СЭЗ "Брест", "Гомель-Ратон", "Минск" и "Витебск" на эти цели.
Льгота, имеющая временные ограничения, а именно: прибыль, полученная предприятиями-резидентами СЭЗ "Брест", "Гомель-Ратон", "Минск" и "Витебск" за счет реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом сроком на пять лет с момента ее объявления, включая первый прибыльный год.
Право на получение указанной
льготы может быть реализовано при
условии представления в
Предприятия-резиденты СЭЗ "Брест", поставляющие не менее семидесяти процентов своей продукции, произведенной в СЭЗ "Брест" на экспорт, в последующие пять лет уплачивают налог на прибыль в размере пятидесяти процентов от ставки налога.
Ответственность за нарушения налогового законодательства
Налоговым законодательством Беларуси предусмотрены определенные меры, которые могут быть использованы органами взыскания для обеспечения соблюдения налоговых обязательств. Эти меры применяются в случае неисполнения, несвоевременного или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком требований налогового законодательства по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и других платежей. За подобные нарушения налогоплательщик несет материальную и (или) административную ответственность.
Не внесенные в установленные сроки уплаты суммы обязательных платежей считаются задолженностью. Задолженность взыскивается до полного ее погашения либо принятия в соответствии с законодательством Республики Беларусь решения об изменении порядка ее уплаты.
При поступлении сумм в уплату задолженности в первую очередь погашается задолженность по обязательным платежам (за исключением финансовых санкций), а затем задолженность по пене и финансовым санкциям. При взыскании задолженности путем обращения взыскания на имущество в первоочередном порядке покрываются расходы по ее взысканию (затраты на хранение, оценку, транспортировку, реализацию имущества и другие).
Налогоплательщики обязаны
до наступления срока уплаты платежа
сдать платежное поручение
Суммы обязательных платежей, не внесенные должниками добровольно в установленные сроки уплаты, взыскиваются в бесспорном порядке по распоряжению органа взыскания со счетов должников в национальной валюте (за исключением ссудных, спецссудных и корреспондентских, а также счетов по учету бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов) путем выставления на эти счета инкассового распоряжения на списание в бюджет денежных средств (выручки), поступивших (зачисленных) от реализации должником товаров (работ, услуг). Банк с момента получения инкассового распоряжения органа взыскания на бесспорное взыскание обязательных платежей, обязан прекратить все другие операции по расходованию средств должника, за исключением выдачи средств на неотложные нужды и уплаты платежей, на которые распространяется внеочередной порядок их исполнения, если платежные документы на перечисление указанных платежей поступили в банк до предъявления инкассовых распоряжений органа взыскания.
При недостаточности на счетах должников денежных средств в национальной валюте и наличии на валютных счетах иностранной валюты, покупаемой банками Беларуси, задолженность взыскивается в иностранной валюте по курсу Национального банка, действующему на дату взыскания, с зачислением ее на соответствующие счета в порядке, определяемом Министерством финансов и государственным налоговым комитетом. Инспекции Государственного налогового комитета отражают в налоговом учете поступление взысканной (уплаченной) задолженности в иностранной валюте по курсу Национального банка, действующему на момент взыскания (уплаты) задолженности.
При отсутствии денежных средств на вышеуказанных счетах или их недостаточности органы взыскания вправе выставить распоряжения на бесспорное взыскание обязательных платежей одновременно ко всем счетам должника.
В случае отсутствия денежных
средств на счетах должника или их
недостаточности суммы
При наличии платежного поручения
дебитора на перечисление обязательных
платежей в первую очередь исполняется
его платежное поручение, а затем
предъявленное инкассовое распоряжение
на взыскание дебиторской
При отсутствии у должника денежных средств на счетах в банках взыскание задолженности может обращаться на другие денежные средства и финансовые активы независимо от места их нахождения в бесспорном порядке, а на иное имущество - в судебном порядке. Если налогоплательщик имеет задолженность и при этом его финансовые активы переданы другому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, то они подлежат взысканию в бюджет в размерах имеющейся задолженности.
Обращение взыскания обязательных платежей на иное имущество должника в счет погашения задолженности производится через хозяйственный суд. При этом взыскание сумм финансовых санкций за нарушение налогового законодательства при недостаточности денежных средств на счетах должника и иных финансовых активов обращается на иное имущество должника по истечении шестимесячного срока со дня выявления нарушения.
В случае выявления фактов сокрытия имущества должником либо незаконной передачи им имущества третьим лицам орган взыскания, чьи требования не были удовлетворены в процессе производства по делу о банкротстве, вправе предъявить иск об обращении взыскания на указанное имущество в хозяйственный суд по месту нахождения этого имущества.