Налоговая система республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:41, реферат

Описание работы

За десятилетний период налоговые органы Беларуси прошли путь от структурного подразделения в составе Министерства финансов республики до самостоятельного органа государственной власти- Государственного налогового комитета (ГНК РБ), преобразованного в сентябре 2001 г. в Министерство по налогам и сборам (МНС). Основными задачами МНС РБ являются: реализация государственной политики, регулирование и контроль в сфере налогообложения.

Работа содержит 1 файл

Налоговая система республики Беларусь.docx

— 56.92 Кб (Скачать)

д) по подакцизным товарам, произведенным из давальческого  сырья за пределами территории Беларуси, в отношении которых установлены:

- твердые (специфические)  ставки акцизов - как объем  реализованных подакцизных товаров  в натуральном выражении;

- адвалорные (процентные) ставки  акцизов- как стоимость (без учета акцизов) реализованных подакцизных товаров;

е) при натуральной оплате труда подакцизными товарами собственного производства, при обмене с участием подакцизных товаров, при их передаче безвозмездно или по ценам ниже рыночных, использовании подакцизных товаров  на собственные нужды, в отношении  которых установлены:

- твердые (специфические)  ставки акцизов - как объем  таких товаров;

- адвалорные (процентные) ставки  акцизов - как стоимость подакцизных  товаров, определяемая исходя  из максимальных отпускных цен,  без учета акцизов на аналогичные  товары собственного производства  на момент передачи готовых  товаров, при их отсутствии - исходя  из рыночных цен, сложившихся  в данном регионе на аналогичные  товары в предыдущем отчетном  периоде.

При исчислении акцизов (кроме  акцизов, взимаемых при ввозе  подакцизных товаров) в облагаемый оборот включаются фактически отгруженные (переданные, использованные на собственные  нужды) в отчетном периоде подакцизные  товары. Для определения облагаемого  оборота:

а) по товарам, на которые  установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов, принимается стоимость подакцизных товаров, исчисленная исходя из:

- отпускных цен с включением  в них суммы акцизов (включая  товары, производимые из давалъческого сырья за пределами Республики Беларусь);

- максимальных отпускных  цен, применяемых предприятием  на аналогичные товары собственного  производства на момент передачи (отгрузки) готовых товаров, а  при их отсутствии исходя из рыночных цен, сложившихся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущем отчетном периоде, на подакцизные товары, производимые на территории Беларуси из давальческого сырья, а также при натуральной оплате труда подакцизными товарами, использовании на собственные нужды, при обмене с участием подакцизных товаров, при их передаче безвозмездно или по ценам ниже рыночных.

б) по товарам, на которые  установлены твердые (специфические) ставки акцизов, принимается объем таких товаров. Подакцизные товары, облагаемые по нулевым ставкам:

а) спирт-сырец из пищевого сырья, отпущенный на ректификацию предприятиям Беларуси;

б) спирт ректификованный, отпущенный предприятиям Беларуси на производство алкогольной продукции, сброженно-спиртованных плодово-ягодных соков (виноматериалов), уксуса;

в) спиртосодержащие растворы (настои, экстракты, ароматизированные  спирты), отпущенные предприятиям Беларуси на производство безалкогольных напитков.

Существует ряд товарных позиций, которые освобождены от уплаты акцизов. К ним относятся: спиртосодержащие растворы с денатурированными  добавками, коньячный спирт и  виноматериалы, спирт, отпущенный для  производства лекарственных препаратов предприятиям республики и другие. В случаях реализации или использования  спирта не по целевому назначению эти  предприятия уплачивают акцизы в  установленном порядке.

Акцизы не уплачиваются также  по подакцизным товарам, вывезенным за пределы республики. Исключение составляет вывоз в страны-участники  СНГ или вывоз в порядке  товарообмена. Сумма акцизов, подлежащая уплате по товарам, просходящим и ввозимым с территории стран-участниц СНГ, при условии взаимности в расчетах может уменьшаться на величину акцизного налога, уплаченного в стране происхождения.

Объектом налогообложения  является доход физических лиц в  денежной (денежных единицах Республики Беларусь и иностранной валюте) и натуральной форме, полученный в течение календарного года. При этом в качестве дохода физических лиц рассматриваются не только любые получаемые ими денежные средства и материальные ценности, но и оплаченные за счет средств юридических лиц, предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, включая лиц, занимающихся частной нотариальной деятельностью (далее - предприниматели), различного рода путевки, курсовки, абонементы, проездные билеты, медицинские или бытовые услуги, питание, экскурсии, обучение (за исключением обучения в системе повышения квалификации и переподготовки кадров).

 

Налог на прибыль (доход) юридических  лиц

 

В отличие от НДС и акциза налог на прибыль является прямым, так как его сумма полностью  зависит от конечных финансовых результатов  хозяйственной деятельности предприятий  и организаций.

Плательщиками налога на прибыль  являются:

- юридические лица (включая  предприятия с иностранными инвестициями  и иностранные юридические лица). Юридические лица вправе возложить  уплату налога на прибыль на  филиалы и другие структурные  подразделения, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный  (текущий) или иной счет;

- участники договора о  совместной деятельности, которым  поручено ведение общих дел  по этой деятельности или получившие  выручку от этой деятельности  до ее распределения.

Участники договора о совместной деятельности, ведущие расчеты с  бюджетом, обязаны пройти специальную  регистрацию в государственной  налоговой инспекции и представлять отдельный расчет по налогу на прибыль, получаемую от совместной деятельности. Им присваивается учетный номер  налогоплательщика без права  на открытие расчетного счета с признаком  реквизита "статус налогоплательщика", принимающего значение "совместная деятельность".

Предприятия с иностранными инвестициями и организации, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Беларуси через постоянное представительство, а также получающие доходы от источников, находящихся на территории республики, уплачивают налог на прибыль в  особом порядке, регламентируемом МНС  РБ.

Объектом обложения налогом  на прибыль является конечный финансовый результат предприятия, то есть балансовая прибыль, полученная налогоплательщиком в налоговом периоде. Она состоит  из:

- прибыли от реализации  продукции, товаров (работ, услуг);

- прибыли от реализации  иного имущества предприятия,  включая основные фонды, нематериальные  активы, товаро-материальные ценности;

- доходов от внереализационных  операций, уменьшенных на сумму  расходов по ним.

Для расчета фактической  прибыли, облагаемой по полной ставке, балансовая прибыль уменьшается  на сумму доходов, подлежащих обложению  налогом на доходы (за вычетом суммы  налога), налога на недвижимость в части  основных производственных и непроизводственных фондов, льготируемой прибыли.

 

Ставки налога на прибыль.

25%- основная ставка налога  на прибыль, предусмотренная Законом  в 2000 г.

15%- пониженная ставка установлена  для малых предприятий, осуществляющих  производство товаров (работ,  услуг), со среднегодовой численностью  работающих в промышленности  до 200 человек, в науке и научном  обслуживании- до 100, в строительстве, общественном питании, бытовом обслуживании - до 50, в отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек. Вторым обязательным условием для этой льготы является получение балансовой прибыли в пределах не более 5000 минимальных заработных плат в год. Эта ставка налога не действует для предприятий, получающих прибыль от совместной деятельности.

10% - по данной ставке  облагается прибыль предприятий,  научно-производственных объединений  и других организаций агропромышленного  комплекса, полученная от производственно-технического, транспортного и научного обслуживания, материально-технического обеспечения, ремонта и производства техники и оборудования, обслуживания оросительных и осушительных систем, полученная от оказания этих услуг предприятиям и организациям АПК.

7% - по данной ставке  облагается прибыль подрядных  строительных, ремонтно-строительных  и других организаций АПК, полученная  от строительства и ремонта  производственных объектов АПК.  При этом должен обеспечиваться  раздельный учет затрат по  указанным объектам.

Особый порядок расчета  и уплаты налога на прибыль введен для юридических лиц, кроме иностранных, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг) на территории республики за наличный расчет через розничную торговую сеть и магазины с площадью торгового  зала не более 25 м , а также на рынках, ярмарках, выставках-продажах. Эти предприятия уплачивают налог на прибыль в фиксированных суммах.

Фиксированные суммы налога на прибыль дифференцируются в зависимости  от объема товарооборота, ассортимента товаров (работ, услуг), месторасположения  торгового объекта (места) и других особенностей данного вида деятельности.

Областными советами депутатов  на основе базовых ставок налога по видам реализуемых товаров и  объектам торговли устанавливаются  фиксированные суммы налога на прибыль  по каждому плательщику.

Отдельные виды доходов облагаются налогом на доход по ставке 15%. Объектом обложения этим налогом являются дивиденды и приравненные к ним  доходы.

В случае, когда предприятие - налоговый резидент получает доходы из источников за пределами республики, оно обязано доначислить и в пятидневный срок со дня представления расчета внести в бюджет сумму превышения налога на доходы, рассчитанную в соответствии с налоговым законодательством, над суммой налога, исчисленной и уплаченной по месту нахождения источника дохода.

 

Особенности налогообложения  иностранных юридических лиц  и международные налоговые соглашения

 

 

Одной из проблем экономического сотрудничества Беларуси и зарубежных стран является выработка механизма  налогового регулирования деятельности иностранных фирм. Налоговый режим  зависит от правового статуса  иностранного плательщика и осуществляется по принципу резидентства и территориальности.

Проблема двойного налогообложения  возникает в силу того, что при  осуществлении международной торговли и инвестиционной деятельности создаются  ситуации, при которых один и тот  же доход субъектов хозяйствования может попадать под налоговую  юрисдикцию более чем одной страны. По мере расширения географии и объемов  международной торговли и инвестиционной деятельности масштабы двойного налогообложения  будут возрастать, если заинтересованные государства не будут своевременно принимать меры по их предотвращению или сужению путем заключения соответствующих соглашений и односторонних решений в законодательстве.

Одним из наиболее действенных  методов решения данной проблемы является заключение межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения. Во всех соглашениях предусматривается применяемое на взаимной основе и при выполнении соответствующих условий полное или частичное освобождение отдельных видов доходов от налогообложения в одном из государств, а также процедура устранения двойного налогообложения. В законодательстве Беларуси, наряду с международными налоговыми отношениями, содержатся положения, в одностороннем порядке предусматривающие освобождение от двойного налогообложения. Эти положения не зависят от существования какого-либо договора.

Соглашения об избежании двойного налогообложения имеют прямое применение на территории Беларуси в силу действия Закона о подоходном налоге с граждан и Закона о налогах на доходы и прибыль. Если международным договором устанавливаются правила, отличающиеся от установленных этими законами, применяются положения международного договора.

Налогообложение иностранных  юридических лиц в Беларуси зависит  от того, осуществляют ли они свою деятельность через постоянное представительство  и кто выплачивает доходы. В  первом случае иностранные юридические  лица являются плательщиками налога на прибыль. Инофирмы, не осуществляющие деятельность через постоянное представительство, получающие доходы из источников, находящихся  на территории республики и являющихся ее резидентами, уплачивают налог на доходы.

Законом Республики Беларусь "О налогах на доходы и прибыль  предприятий, объединений, организаций" предусмотрено, что под постоянным представительством иностранного юридического лица понимается:

- обособленное структурное  подразделение, учреждение, через  которое осуществляется деятельность  нерезидента на территории Беларуси; при этом под учреждением понимается  место реализации товаров, производства  продукции, место выполнения работ,  оказания услуг;

- юридическое или физическое  лицо Беларуси, оказывающее услуги  нерезиденту на основе договора  поручения, комиссии или аналогичных  договоров в интересах и в  пользу иностранного юридического  лица.

При налогообложении иностранных  юридических лиц, осуществляющих деятельность через постоянное представительство, необходимо учитывать наличие договора об избежании двойного налогообложения. Если такого договора нет, иностранное юридическое лицо платит налоги в полном объеме и может использовать лишь льготы, предусмотренные внутренним налоговым законодательством Беларуси. Наличие международного договора об избежании двойного налогообложения позволяет нерезидентам использовать положения, закрепленные в этом договоре.

Закон Республики Беларусь "О  налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций" определяет приоритет международного законодательства над национальным. Если международным договором установлены правила, отличающиеся от содержащихся в Законе, применяются правила международного договора.

Иностранное юридическое  лицо, осуществляющее деятельность на территории Беларуси, обязано встать на налоговый учет в налоговом  органе по месту нахождения постоянного  представительства без каких-либо исключений (независимо от того, будет  ли в дальнейшем его деятельность признана налоговым органом подлежащей налогообложению или нет в  соответствии с законодательством  Беларуси и международными соглашениями).

Информация о работе Налоговая система республики Беларусь