Мотивация в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:44, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить мотивацию туристского путешествия, ее влияние на выбор туристского продукта.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать факторы, влияющие на мотивацию при выборе туристского продукта.
2. Выявить мотивы, влияющие на выбор турпродукта.
3. Проанализировать влияние различных факторов окружающей

Содержание

Введение
Глава 1. Теория мотивации как основа туристической деятельности
Место мотивации и потребностей в процессе активизации
деятельности
Мотивационный механизм активизации деятельности в системе
менеджмента
Особенности мотивации в туризме
Глава 2. Мотив как фактор туризма
Мотивация выбора туристического продукта
Основные методы исследования туристической мотивации
Анализ результатов социологического исследования туристической мотивации
Безопасность как основа жизнедеятельности туриста
Заключение

Работа содержит 1 файл

Мотивация в туризме.doc

— 612.00 Кб (Скачать)

     Познавательный  туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнаёт о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.

     Развитие  культурных факторов внутри региона  является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включён в так называемую политику культурных отношений.

     Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного  региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности культурного национального наследия.

     Объекты культурного национального наследия должны быть представлены разумно и  творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело, и продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать культурными уникальными комплексами и предлагать их на туристский рынок.

     Оценка  культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя  основными методами:

     1) ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре;

     2) необходимым и достаточным временем  для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные  территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

     Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объектов в известной степени определяется их доступностью и построением экскурсионных маршрутов. И представление о ценности культурных комплексов зависит от уровня образования, национальных особенностей туристов. В большинстве случаев интерес к объектам культуры определяется модой.

     Важной  характеристикой культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Сохраняется стабильность интереса туристов к таким объектам мирового культурного наследия, как египетские пирамиды, античная архитектура и другое. Вместе с тем ряд объектов, например, ленинские места, наиболее посещаемые в советский период в России, утратили свою притягательность с изменением идеологических установок в обществе.

     Поэтому одной из основных задач организаторов  туризма является не только создание культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный исторический период. Поэтому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре, распространять информацию о своём культурном потенциале в расчёте на привлечение потенциальных туристов.

     Составляющие  культуры в формировании туристского интереса.

     Различные области деятельности способны вызвать  сильный мотив к путешествию  и интерес к туристскому направлению. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как  искусство, наука, религия, история и другие.

     Один  из важных элементов культуры, способный  сформировать убедительный мотив к туристской поездке, является изобразительное искусство. Его повсеместное усиление связано, с тенденцией выставлять, на известных курортах (в помещениях гостиниц) произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона.

     Также популярны фестивали, широко представляющие разнообразные виды и элементы национального изобразительного искусства. Например, характерной особенностью эдинбургского фестиваля, который регулярно проходит в Шотландии, он знакомит не только с произведениями местных художников, но и с творчеством местных композиторов, фольклором и другими видами произведения, что вызывает интерес у туристов [8, с. 16].

     Музыка и танцы. Музыкальный потенциал региона является одним из привлекательных элементов культуры. В некоторых странах музыка вступает как основной фактор привлечения туристов. Известные музыкальные фестивали ежегодно собирают тысячи участников. Многие курортные гостиницы знакомят своих гостей с национальной музыкой во время вечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах. Аудиоплёнки с записями национальной музыки, продажа которых распространена в большинстве туристских центров, служат прекрасным средством знакомства туристов с культурой народа.

     Практически каждый регион имеет свой национальный танец. Знакомство туристов с танцами может происходить на специальных шоу, фольклорных вечерах, во время развлекательных программ. Яркими примерами танца как выразителя национальной культуры являются танцы народов Африки, полинезийские, японский танец «Кабуки», русский балет и другие.

     Народные  промыслы. Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, выполненный местными мастерами и ремесленниками.

     Все виды сувенирной продукции, а также  другие, необходимые туристу товары (туристское снаряжение, пляжные аксессуары) должны быть доступны, и продаваться в удобно расположенных магазинах и других торговых точках. Мотивы покупки и свободной траты денег достаточно сильны во время путешествия, и потому туристские товары должны изготавливаться в ассортименте, пользующемся особым спросом у туристов. В некоторых туристских центрах создаются специальные магазинчики в национальном стиле, где местные мастера изготавливают изделия непосредственно в присутствии покупателя. Это форма торговли сувенирной продукцией является своеобразной достопримечательностью региона и вызывает немалый интерес у туристов.

     История. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Знакомство с историей и историческими объектами - сильнейший побудительный туристский мотив. В числе интересных нововведений в сфере презентации исторического наследия и привлечения туристов можно выделить специальные светозвуковые шоу-программы, получившие распространение в Европе и странах Средиземноморья.

     Целесообразно проводить туристские мероприятия, традиционные для мест туристского назначения и способные заинтересовать туристов из разных уголков мира

     Литература. Литературные памятники региона имеют более ограниченную по сравнению с другими элементами культуры привлекательность, но все же составляют существенный туристский мотив и основу организации разноплановых туристских программ и маршрутов. В рамках познавательного туризма рекомендуется организовывать литературные туры по местам, связанным с именами авторов и героями известных литературных произведений.

     Религия. Паломничество - древнейший вид путешествий, известный человечеству не одно тысячелетие. До 80% объектов туристского показа являются культовыми, например, в Париже культовые объекты составляют 44%. Мотивами к паломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной религии. Мотивация происходит либо из предписаний религии (например, каждый мусульманин должен совершить хадж в Мекку), либо из религиозных устремлений и убеждений человека. В мире существует ряд выдающихся по своей значимости памятников культовой архитектуры: собор Нотр-Дам де Пари во Франции, собор Святого Петра в Италии и другие, которые выступают как важнейшие объекты туристского интереса и привлечения туристов всего мира.

     Индустрия и бизнес. Уровень индустриального развития региона является серьёзным мотивом для привлечения определённой категории туристов, особенно иностранных, интересующихся состоянием экономики другой страны, промышленностью, производимой продукцией и тому подобное.

     В некоторых странах департаменты коммерции практикуют специализированные туры не только с целью ознакомления туристов с потенциальными рынками, но и для привлечения внимания к определённым видам продукции, увеличения спроса, объёмов продаж, налаживания контактов. Примером использования торговли и бизнеса в целях туризма можно выделить Гонконг, где деловая и торговая жизнь выступает как важнейший элемент туристских впечатлений.

     Высокий уровень образования увеличивает  стремление человека к знаниям. Влияние людей друг на друга формирует общемировой стиль жизни, воздействующий на развитие туризма. Жители одной страны проявляют интерес к системе образования другой страны. Поэтому учреждения образования могут стать существенными привлекательными элементами культуры на туристском рынке.

     Наука. Научный потенциал может выступать побудительным мотивом для посещения региона, особенно теми, кто непосредственно занят наукой или связан с этой сферой деятельности.

     К числу наиболее популярных научных  объектов следует отнести специализированные музеи и выставки, планетарии, атомные станции, космические центры, заповедники, акванариумы и так далее.

     Национальная  кухня составляет важный элемент культуры региона. Туристы любят пробовать национальные блюда той страны, по которой путешествуют. Например, туристы, посещающие впервые Россию, желают отведать борщ и пельмени. Особенный интерес вызывают у туристов кафе, рестораны, трактиры, оформление которых гармонирует с предлагаемым меню, например, ресторан, специализирующийся на блюдах русской кухни, оформленный в национальных традициях с элементами фольклора.

     Туристы считают питание важным элементом  поездки, поэтому особенности национальной кухни, ассортимент блюд, их качество оставляют след в воспоминаниях не только об отдыхе, но и о стране.

     Таким образом, культура региона способна вызвать у потенциальных туристов сильнейший побудительный мотив к путешествию. Поэтому сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определённое значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности конкретного туристского направления.

     3. Экономические мотивы. Охватывают  стоимость пребывания в месте туристского назначения, стоимость путешествия; играют существенную роль в формировании недорогостоящих пакет-туров, оказывают существенное влияние на количество туристов со средним доходом.

     Каждый  туристский регион, каждая страна, каждый город и местность стремятся  рационально использовать имеющиеся  туристские ресурсы для получения экономических выгод и доходов. Для привлечения туристов необходима туристская индустрия и инфраструктура, способная предоставить туристу соответствующий уровень обслуживания, безопасность, гармоничное удовлетворение туристского интереса и потребностей [45, с.80].

     Становление и развитие туризма как отрасли  характеризуется системой определённых экономических показателей, которые отражают количественный объём реализации туристских услуг, экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности хозяйственных туристских субъектов.

     Система показателей развития туризма включает: объём туристского потока, состояние и развитие материально-технической базы, показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы, показатели развития международного туризма, ценообразование и т. д.

     Показатели  финансово-экономической деятельности туристской фирмы включают: объём реализации туристских услуг, показатели использования рабочей силы, показатели использования производственных фондов, себестоимость услуг туризма, прибыль, рентабельность, показатели финансового состояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и другое) [49, с.45].

     Многие  компании индустрии гостеприимства периодически испытывают трудности  в экономической среде и встречаются  с неопределённостью в будущем. В постоянно меняющейся конкурентной среде бизнеса возрастает необходимость планирования в компаниях, в связи, с чем прогнозирование спроса является основой эффективного планирования.

     Компаниям туристской индустрии мало знать, сколько  у фирмы потенциальных клиентов. Важно определить, сколько и какие услуги они захотят приобрести. На платежеспособность населения оказывает влияние много факторов, среди которых и уровень экономического развития самой страны, и размер заработной платы, и инфляция, и безработица. Необходимо учитывать высокую зависимость спроса на туристские услуги и уровень дохода.

Информация о работе Мотивация в туризме