Мотивация в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:44, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить мотивацию туристского путешествия, ее влияние на выбор туристского продукта.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать факторы, влияющие на мотивацию при выборе туристского продукта.
2. Выявить мотивы, влияющие на выбор турпродукта.
3. Проанализировать влияние различных факторов окружающей

Содержание

Введение
Глава 1. Теория мотивации как основа туристической деятельности
Место мотивации и потребностей в процессе активизации
деятельности
Мотивационный механизм активизации деятельности в системе
менеджмента
Особенности мотивации в туризме
Глава 2. Мотив как фактор туризма
Мотивация выбора туристического продукта
Основные методы исследования туристической мотивации
Анализ результатов социологического исследования туристической мотивации
Безопасность как основа жизнедеятельности туриста
Заключение

Работа содержит 1 файл

Мотивация в туризме.doc

— 612.00 Кб (Скачать)

     - оздоровительный - общая цель  всех туров (климат, отдых, полезные  для здоровья моральные и физические воздействия);

     - лечение в качестве сопутствующей  программы, т. е. не как основная  цель;

     - лечение по предписанию врача  как основная цель туристского путешествия (посещение курорта, водолечебницы, специализированного санатория, клиника и прочее).

     5. Паломничество:

     - празднование культовых обрядов;

     - самосовершенствование и утверждение  духовного состояния;

     - достижение внутренних конфессиональных  целей;

     - получение заряда духовной энергии  [29, с.62].

     Соотношение главной и вторичных целей отдыха, которые определяют выбор туриста, позволяет классифицировать мотивационные исходы следующим образом:

     1. Единый, чётко преобладающий и  обоснованный мотивационный исход оказывается решающим при выборе места туристского назначения, например, горнолыжного курорта, элитного и дорогостоящего вида отдыха и развлечения. Подготовленный турист окажет предпочтение горнолыжному маршруту на известном курорте с хорошо оснащённой лыжной станцией и по возможности будет максимально использовать предлагаемые туристские ресурсы для реализации своей главной цели - катания на лыжах. Все остальные цели - вторичные, и не имеют решающего значения при выборе.

     Группу  мотивации при выборе этой поездки  составят следующие мотивы:

     - спортивный интерес (катание на  лыжах, участие в спортивных соревнованиях и т. д.);

     - развлекательный интерес (интересные  знакомства, встречи, общение, лыжные развлекательные супер-шоу и т. п.);

     - оздоровительный интерес (свежий  воздух, хорошие условия проживания, питания, интенсивные нагрузки, весенний загар).

     Положительный комплекс туристских впечатлений способен оказывать влияние на выбор туристом данного места отдыха в течение  многих лет.

     2. Один превалирующий мотивационный  исход и несколько вторичных,  или ожидаемых, исходов, решение  о выборе которых может быть принято при соответствующем стечении обстоятельств во время поездки. Например, во Францию, где набор экскурсий и развлечений часто отдаётся на выбор туристам: одни смогут выбрать Евро-Диснейленд, другие - Лувр и т. п.

     Группу  мотивации при выборе этой поездки составят следующие мотивы:

     - познавательный (посещение страны, достопримечательности которой - Эйфелева башня, Сена и пр.);

     - престижно-имиджевый (популярные  направления);

     - культурно-развлекательный – посещение  Лувра, других музеев, спектаклей Лидо и т. д.

     Несмотря  на то, что мотивы поездки чётко  ограничиваются группой близких  познавательных целей, возможны различные  направления тура. На принятие решения  о познавательной поездке в ту или иную страну могут повлиять различные обстоятельства, однако два раза в одно и то же место с чётко выраженными познавательными целями турист, как правило, не поедет.

     3. Главный мотивационный исход  и несколько чётко выделенных сопутствующих исходов, например, при выборе пляжного отдыха. Выбор географического направления (конкретного курорта) и уровня отдыха в значительной степени зависит от компании, наличия денежных средств и опыта предыдущих поездок. Для отдыха на пляже достаточно двух-трёх дней, далее его хорошо дополнить развлечениями, экскурсиями, другой активной деятельностью.

     Группу  мотивации составляют следующие  мотивы:

     - пляжно-оздоровительный (море, морской  воздух и т. д.);

     - пляжно-активный и спортивный (море  располагает не только к пассивному  отдыху, но и к активным развлечениям);

     - покупательный (отдых на море способствует проявлению интереса к трате накопленных средств);

     -развлекательный  (по мере пресыщения процессом  загара у туриста появляется  интерес к различным видам  развлечений) [19, с. 102].

     Изучение  мотивационных исходов выявляется на примере среднестатистического туриста.

     При мотивации, нацеленной на выбор турпродукта, необходимо учитывать интересы туриста, демографические и социально-экономические факторы.

     Также существует ряд факторов, оказывающих  влияние на туристские мотивы, которые необходимо учитывать при изучении спроса на туристский продукт и при формировании программ обслуживания. Выделяя доминирующие и побочные факторы туристской мотивации, обладающие определёнными возможностями, влияющими на поведение потребителя и процесс принятия им решения о путешествии и выбор туристского продукта можно выделить:

     1. Возраст и самостоятельность  в принятии решения или возможности  влиять на его выбор:

     - дети до двух лет. Решений  самостоятельно не принимают,  но опосредованно оказывают большое влияние на выбор родителями вида отдыха;

     - дети дошкольного возраста (до  семи лет). Путешествуют с родителями, решений самостоятельно не принимают,  но могут оказывать давление на родителей;

     - школьники (до 18 лет). В основном  финансово зависимы, обладают ограниченной самостоятельностью, отличаются высокой любознательностью. Ориентация на познавательный и активный отдых;

     - молодёжь, студенты (до 25 лет). Имеют  достаточное образование, высокую требовательность к удовлетворению познавательных исходов, активному отдыху, склонны к самостоятельности, индивидуальному или самодеятельному туризму, коммуникабельны, с ярко выраженными приключенческими мотивами;

     - туристы 25-35 лет. Обычно семейные, с малолетними детьми, связаны необходимостью закрепления своего положения в обществе, служебной карьерой;

     - туристы 35-50 лет. Предпочитают  активный, менее познавательный, более спокойный отдых, чаще без детей и без партнёра. Основной мотив - за свои деньги получить отличный отдых, адекватный вложенным средствам и жизненному опыту;

     - туристы от 50 лет и старше. Им  показаны существенные климатические  ограничения. Предпочитают познавательный  отдых, как правило, вне сезона, а также опосредованно связанный с оздоровлением. Основная мотивация возможность спокойного отдыха, исключительная мотивация - «успеть увидеть». Высокие требования по внешним воздействиям [51, с. 35].

     2. Образование. Этот фактор инициирует  позывы увидеть непосредственно явление, достопримечательности, культурно-зрелищные события. Выделяют такие уровни образования: начальное, среднее, средне-специальное, высшее и др. При комплектовании групп сотрудникам туристских фирм желательно учитывать уровень образования туристов, что позволит выявлять общность интересов при посещении культурных и развлекательных центров, упростит обслуживание и сопровождение групп.

     3. Социальная принадлежность. Выделяют  следующие социальные группы:

     - рабочие и служащие. Занятые монотонной работой, они подвержены стремлению к активному отдыху и составляют значительный контингент туристов;

     - учащиеся и студенты. В силу своих возможностей и социальных особенностей и характерных в связи с этим стремлений к расширению и подтверждению знаний составляют  подавляющую часть групп познавательного туризма;

     - пенсионеры. В большинстве стран имеют льготы и дотации, 
использование которых в условиях  ограничений климатического характера позволяет им совершать туристские поездки в «средний» и «низкий» сезоны;

     - фермеры и работники подсобных хозяйств. Из-за отсутствия четко регулируемого отпуска или возможности выделения времени на отдых являются исключительно неблагоприятной для туризма группой. В западных странах фермеры активно участвуют в рождественских и новогодних турах.

     4. Доход. Турист выбирает уровень  туристского обслуживания и вид путешествия, исходя из их стоимости – своих материальных возможностей. Люди с низким доходом совершают наименьшее число туристских поездок. Доходность различных категорий населения, составляющих потенциальный контингент туристов, влияет на формирование планируемого отдыха.

     5. Семейное положение. Существенным  образом этот фактор влияет  на мотивацию выбора путешествия.  Группы семейной принадлежности:

  • дети и школьники. Способны оказывать влияние на родителей в выборе тех стран, где были их школьные товарищи;
  • молодёжь свободна от семьи и поэтому имеет все предпосылки для активных путешествий;
  • супруги с детьми или лица, сопровождающие детей. Стремятся обеспечить отдых ребёнка. Относительно ограничены в возможности выбора вида отдыха и развлечений;

     - семейные пары. Располагают достаточными средствами для предпочтительного им вида отдыха, обладают преимуществом не подыскивать себе партнёра на период путешествия. Реже бывают познавательные туры, чаще - пляжный отдых.

     6. Здоровье. Физическая подготовка, иммунитет,  спортивные навыки в значительной мере определяют выбор путешествия. Человек никогда не стоявший на лыжах, не выберет отдых по программе «Ski-extreme», как и человек, страдающий морской болезнью, - морской круиз или яхтинг. Боязнь высоты не позволит совершить восхождение на горную вершину. Человек, страдающий каким-либо недугом, постарается выбрать  путешествие, дающее возможность лечения, оздоровления, принятия процедур. Значительная часть курортов предлагает такие услуги, что существенным образом может повлиять на принятие решения о путешествии и покупке туристского продукта [30, с. 29].

     7. Численность туристской группы. Принято выделять следующие группы туристов:

  • индивидуальный тур или малая группа (до 10 человек). Для туриста этой группы предлагается наибольшая степень учета его потребностей, высокая степень самостоятельности, малая коммуникабельность и приспосабливаемость к интересам группы;
  • группа более 30 человек. Слабоуправляема, с существенными отличиями в требованиях к организации отдыха. Требуются более разнообразные возможности выбора туристских услуг по их содержанию и уровню цен.

     Участие в групповом туре характеризуется  следующими мотивационными исходами:

     1) подавление индивидуальных требований  в целях приспособления к общим интересам;

     2) подавление негативных моментов (незнание языка, географии, культуры и обычаев посещаемой страны, страх потеряться и т. д.) при посещении незнакомого места;

  1. возможность обрести новых знакомых и друзей;
  2. наличие компаньона во время путешествия.

     8. Удалённость и доступность места  туристского назначения. Решение относительно путешествия концентрируется вокруг выбора места туристского назначения. Выбор определяется оценкой возможных способов развлечения, удовлетворения туристских потребностей. Географическое направление может  привлекать:

     - месторасположением (природные или  искусственные факторы, культурные элементы и пр.), 

     - событием (фестиваль, спортивные  игры и другое),

     - возможностями для определённой  деятельности (например, для занятий  спортом),

     - состоянием материальной базы, транспортной инфраструктуры и т. п.

     9. Сезонность. Туристские ресурсы  силу их географического положения  и климатических особенностей  обладают сезонной привлекательностью. Никто не поедет в Индию  в период муссонных дождей.

     В туризме годовой цикл принято  делить на сезоны, способствующие или, наоборот, препятствующие отдыху в конкретной местности в определённый период времени.

     Выделяют  сезоны:

       «высокий» период, наиболее благоприятный  для отдыха в конкретной местности  в определённое время;

Информация о работе Мотивация в туризме